Досрочные выборы в Армении: Пашинян настаивает, РПА может бойкотировать - «Большой Кавказ» » «Новости Дня»

✔ Досрочные выборы в Армении: Пашинян настаивает, РПА может бойкотировать - «Большой Кавказ»


В вопросе проведения досрочных выборов парламентские фракции Армении разделились на два основных лагеря. Фактически сформировавшаяся правительственная коалиция, куда вошли представители фракций «Елк» («Выход»), «Царукян» и АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД), придерживаются линии на проведение внеочередных выборов в сжатые сроки. Им оппонирует сохраняющая простое большинство в законодательном органе Республиканская партия (РПА), настроенная на максимально возможное оттягивание даты выборов. Об одном из наиболее актуальных вопросов внутриполитической повестки Армении сегодня пишет ИАЦ VERELQ.
1 июня новое правительство Армении опубликовало основные положения своей программы. Ключевой целью деятельности правительства во главе с Николом Пашиняном постулируется «закрепление ценностей произошедшей в апреле-мае в стране ненасильственной, демократической «бархатной революции». В этом контексте важное значение в программе кабинета придаётся «формированию правительства исключительно посредством свободного волеизъявления народа».
Таким образом, новая власть в республике выдвинула одним из своих приоритетов проведение досрочных выборов. Согласно программе, «внеочередные парламентские выборы следует провести максимум в течение одного года». «Национальное собрание шестого созыва не отражает реальные политические настроения и предпочтения армянского народа, а также реальное соотношение сил. Эта реальность создает неоспоримую необходимость для проведения в стране внеочередных парламентских выборов», — говорится в программе правительства.
Действующий премьер-министр и поддерживающий его парламентский блок с помощью внеочередных выборов добиваются решения следующих основных задач:
— оформление «капитуляции» РПА на политическом поле страны через демократическую процедуру выборов с высокими шансами на то, что, если выборы состоятся до конца текущего года, республиканцы могут не преодолеть 5-процентный барьер в парламент;
— получение большей «свободы рук» при формировании всей вертикали исполнительной власти, вытеснение выдвиженцев РПА из средней и высшей прослоек бюрократического аппарата. Сейчас в отдельных министерствах, включая «ключевое» ведомство в вопросе проведения успешных для властей выборов — министерство территориального управления и развития — отражены признаки двоевластия. Министрами являются назначенцы Пашиняна или симпатизирующие ему кадры «старой Армении», но на уровне заместителей глав ведомств, начальников управлений продолжают находиться кадры РПА. Ожидаемый провал последней на досрочных выборах снимет перед Пашиняном и формирующейся вокруг него командой последние преграды на пути полной «зачистки» госаппарата от «республиканских элементов»;
— Пашиняну необходимо достичь определённости в отношениях с представителями местного крупного бизнеса и развеять образ Армении, как рисковой (в нынешних условиях политической нестабильности) страны в вопросе привлечения и эффективной защиты внутренних и внешних инвестиций. Диалог с олигархами по итогам успешных для лидера «бархатной революции» досрочных выборов может качественно отличаться от нынешних призывов Пашиняна к «новым правилам игры». Недавние события вокруг критических замечаний главы правительства в адрес представителей крупного бизнеса и последовавшее за этим кратковременное поднятие цен в сетях розничной торговли — лишнее тому подтверждение;
— премьер-министр нуждается в усилении своих позиций в силовом блоке страны. Известная критика кадрового решения Пашиняна по назначению начальника Генштаба ВС страны стала одним из прямых свидетельств сдержанного отношения армянского генералитета к нынешнему главе государства;
— более уверенное проведение внешнеполитического курса, вытеснение РПА и её кадров из всех каналов официального общения с зарубежными партнёрами. Важнейшей задачей в данном аспекте Пашинян и его команда ставят «замкнуть на себе» отношения Армении с ведущими внешними партнёрами страны — Россией, США, ЕС.
Сроки запуска внеочередной избирательной кампании связаны с конституционными процедурами. Представители РПА с высокой долей вероятности останутся верны своим предыдущим заверениям и не станут блокировать принятие в Национальном собрании (НС) программы правительства Пашиняна (день рассмотрения программы в НС — 7 июня). Блокировка программы нового кабинета ведёт к нежелательному для республиканцев процессу роспуска НС и началу подготовки к досрочным выборам.
У сторонников главы правительства в нынешнем составе парламента остаётся фактически единственная возможность добиться его роспуска. После одобрения программы кабинета Пашиняна фракции «Елк», «Царукян» и АРФД могут пойти на коллективный отказ от мандатов в НС, действующий созыв которого не отражает политические реалии в стране. В сумме три указанные фракции сейчас располагают 47 депутатскими мандатами. У фракции РПА, после выхода из неё четырёх парламентариев, на начало июня остаётся 54 мандатов, из которых 10 — «беспартийные». Этого пока достаточно для сохранения кворума в НС, который требуется для формальной работы законодательного органа и позволяет РПА не допустить его роспуска на основании ч. 3 ст. 89 Конституции («Избирательным кодексом гарантируется формирование стабильного парламентского большинства»). Однако в случае солидарного решения трёх фракций — сторонниц Пашиняна у республиканцев остаются небольшие шансы продолжить контроль над НС, не давая собственной фракции уменьшиться до состава меньше 52 депутатов. В этом случае кворум в 105-местном парламенте не будет обеспечен, конституционное требование о необходимости наличия «стабильного парламентского большинства» окажется сорванным.
Ключевое значение при таком варианте принуждения РПА к досрочным выборам отводится фракции «Царукян» — второй по численности в действующем созыве НС. У неё 31 мандат, в то время как у «Выхода» и АРФД, соответственно, 9 и 7 депутатских кресел. Очевидно, что на «наследство» РПА по итогам выборов претендуют прежде всего фракции «Царукян» и «Елк».
Политическое объединение Гагика Царукяна обладает достаточно разветвлённой сетью своих представительств в армянских регионах. Сравнение личных рейтингов Пашиняна и Царукяна не в пользу последнего, однако за ним более опытная и лучше узнаваемая на местах команда, в отличие от молодых кадров «новой Армении» главы правительства. Непосредственно во время выборов местный избиратель, особенно в армянской глубинке, будет ориентироваться на обещания и конкретную помощь партии Царукяна (предоставление кредитов, послабление налогов и снижение тарифов, выделение сельхозтехники и др.).
Позиции Пашиняна сильны в Ереване — ключевой электоральной точке Армении, традиционно определяющей исход всех выборов. Вместе с тем, лидер «бархатной революции» решительно не настроен опереться на поддержку только столичного избирателя, и будет претендовать на существенный процент голосов в регионе. Отсюда на первый план неизбежно выдвигается фактор тесного предвыборного сотрудничества Пашиняна и Царукяна, в котором заинтересован каждый из них.
По результатам внеочередных выборов перед двумя наиболее рейтинговыми политиками Армении открываются дополнительные возможности. Наиболее вероятным с позиций сегодняшнего дня выступает вариант, при котором Пашинян сохраняет премьерский пост, а Царукян выдвигается в первые вице-премьеры. Впрочем, ещё на предвыборной дистанции между ними может быть достигнута предварительная договорённость о том, что всё будет зависеть от окончательных итогов голосования, и перед Царукяном, несмотря на известные заявления Пашиняна о недопустимости пребывания олигархов в составе правительства, может открыться даже перспектива премьерства.
Возможности РПА сейчас значительно проигрывают потенциалу связки Пашинян — Царукян. Линией на максимально отложенные во времени выборы республиканцы, помимо прочего, могут надеяться на возможные серьёзные противоречия в будущем между главой правительства и крупным олигархом.
РПА пребывает в сложнейшей ситуации, когда антирейтинг её нынешнего председателя Сержа Саргсяна неумолимо ведёт к провалу результатов любых выборов (досрочных или сдвинутых на перспективу, например, первой половины 2019 года), но замена бывшего главы государства на другого лидера партии не сулит ей качественного улучшения ситуации. Самостоятельное преодоление 5-процентного барьера, как было отмечено выше, в обозримой перспективе представляется проблематичным для РПА. Блокирование с ней другой политической силы для попытки совместного преодоления планки в 7% (для избирательных альянсов) и обеспечения хотя бы минимального представительства в парламенте седьмого созыва носит строго гипотетический характер.
Не исключёно решение РПА, в случае достижения Пашиняном цели старта процедуры роспуска парламента по сценарию отсутствия кворума, отказаться от участия в выборах. Это будет названо бойкотом избирательной кампании, которая «не отвечает нынешним интересам внутриполитической стабильности» в Армении. На самом деле РПА подобным образом попытается избежать риска полного развала по итогам ожидаемо провальных для неё выборов.
Согласно положениям программы правительства Пашиняна относительно досрочных выборов (раздел «Подготовка к внеочередным парламентским выборам»), «для проведения выборов и закрепления неоспоримых со стороны общества результатов необходимо реализовать существенные реформы Избирательного кодекса и электоральной системы"*. Из этого следует, что определённое время займёт работа над такими изменениями. И в процессе её осуществления в НС у сторонников Пашиняна в парламенте могут появиться удобные поводы обвинить РПА в нежелании идти на честные и прозрачные выборы. После чего возможен запуск процедуры сложения мандатов тремя фракциями в НС и склонения некоторых членов республиканской фракции к выходу из неё.
*Программа кабинета Пашиняна предлагает, в частности:
— Отказаться от рейтинговой избирательной системы, перейти к полноценной пропорциональной системе выборов;
— Сформировать новые избирательные списки, отражающие реальную ситуацию, которые в дальнейшем будут обновляться автоматически;
— Исключить возможность повторного голосования посредством создания современной и интегрированной системы проверки отпечатков пальцев проголосовавших избирателей;
— Исключить незаконное воздействие на волеизъявление граждан, давление и избирательные взятки. Для этого в правовой системе следует создать подразделение по борьбе с принудительным воздействием на (политическую) ориентацию граждан, с избирательными взятками и запрещёнными законом материальными дарами, с предоставлением услуг, незаконными обещаниями и незаконным финансированием избирательных кампаний.

В вопросе проведения досрочных выборов парламентские фракции Армении разделились на два основных лагеря. Фактически сформировавшаяся правительственная коалиция, куда вошли представители фракций «Елк» («Выход»), «Царукян» и АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД), придерживаются линии на проведение внеочередных выборов в сжатые сроки. Им оппонирует сохраняющая простое большинство в законодательном органе Республиканская партия (РПА), настроенная на максимально возможное оттягивание даты выборов. Об одном из наиболее актуальных вопросов внутриполитической повестки Армении сегодня пишет ИАЦ VERELQ. 1 июня новое правительство Армении опубликовало основные положения своей программы. Ключевой целью деятельности правительства во главе с Николом Пашиняном постулируется «закрепление ценностей произошедшей в апреле-мае в стране ненасильственной, демократической «бархатной революции». В этом контексте важное значение в программе кабинета придаётся «формированию правительства исключительно посредством свободного волеизъявления народа». Таким образом, новая власть в республике выдвинула одним из своих приоритетов проведение досрочных выборов. Согласно программе, «внеочередные парламентские выборы следует провести максимум в течение одного года». «Национальное собрание шестого созыва не отражает реальные политические настроения и предпочтения армянского народа, а также реальное соотношение сил. Эта реальность создает неоспоримую необходимость для проведения в стране внеочередных парламентских выборов», — говорится в программе правительства. Действующий премьер-министр и поддерживающий его парламентский блок с помощью внеочередных выборов добиваются решения следующих основных задач: — оформление «капитуляции» РПА на политическом поле страны через демократическую процедуру выборов с высокими шансами на то, что, если выборы состоятся до конца текущего года, республиканцы могут не преодолеть 5-процентный барьер в парламент; — получение большей «свободы рук» при формировании всей вертикали исполнительной власти, вытеснение выдвиженцев РПА из средней и высшей прослоек бюрократического аппарата. Сейчас в отдельных министерствах, включая «ключевое» ведомство в вопросе проведения успешных для властей выборов — министерство территориального управления и развития — отражены признаки двоевластия. Министрами являются назначенцы Пашиняна или симпатизирующие ему кадры «старой Армении», но на уровне заместителей глав ведомств, начальников управлений продолжают находиться кадры РПА. Ожидаемый провал последней на досрочных выборах снимет перед Пашиняном и формирующейся вокруг него командой последние преграды на пути полной «зачистки» госаппарата от «республиканских элементов»; — Пашиняну необходимо достичь определённости в отношениях с представителями местного крупного бизнеса и развеять образ Армении, как рисковой (в нынешних условиях политической нестабильности) страны в вопросе привлечения и эффективной защиты внутренних и внешних инвестиций. Диалог с олигархами по итогам успешных для лидера «бархатной революции» досрочных выборов может качественно отличаться от нынешних призывов Пашиняна к «новым правилам игры». Недавние события вокруг критических замечаний главы правительства в адрес представителей крупного бизнеса и последовавшее за этим кратковременное поднятие цен в сетях розничной торговли — лишнее тому подтверждение; — премьер-министр нуждается в усилении своих позиций в силовом блоке страны. Известная критика кадрового решения Пашиняна по назначению начальника Генштаба ВС страны стала одним из прямых свидетельств сдержанного отношения армянского генералитета к нынешнему главе государства; — более уверенное проведение внешнеполитического курса, вытеснение РПА и её кадров из всех каналов официального общения с зарубежными партнёрами. Важнейшей задачей в данном аспекте Пашинян и его команда ставят «замкнуть на себе» отношения Армении с ведущими внешними партнёрами страны — Россией, США, ЕС. Сроки запуска внеочередной избирательной кампании связаны с конституционными процедурами. Представители РПА с высокой долей вероятности останутся верны своим предыдущим заверениям и не станут блокировать принятие в Национальном собрании (НС) программы правительства Пашиняна (день рассмотрения программы в НС — 7 июня). Блокировка программы нового кабинета ведёт к нежелательному для республиканцев процессу роспуска НС и началу подготовки к досрочным выборам. У сторонников главы правительства в нынешнем составе парламента остаётся фактически единственная возможность добиться его роспуска. После одобрения программы кабинета Пашиняна фракции «Елк», «Царукян» и АРФД могут пойти на коллективный отказ от мандатов в НС, действующий созыв которого не отражает политические реалии в стране. В сумме три указанные фракции сейчас располагают 47 депутатскими мандатами. У фракции РПА, после выхода из неё четырёх парламентариев, на начало июня остаётся 54 мандатов, из которых 10 — «беспартийные». Этого пока достаточно для сохранения кворума в НС, который требуется для формальной работы законодательного органа и позволяет РПА не допустить его роспуска на основании ч. 3 ст. 89 Конституции («Избирательным кодексом гарантируется формирование стабильного парламентского большинства»). Однако в случае солидарного решения трёх фракций — сторонниц Пашиняна у республиканцев остаются небольшие шансы продолжить контроль над НС, не давая собственной фракции уменьшиться до состава меньше 52 депутатов. В этом случае кворум в 105-местном парламенте не будет обеспечен, конституционное требование о необходимости наличия «стабильного парламентского большинства» окажется сорванным. Ключевое значение при таком варианте принуждения РПА к досрочным выборам отводится фракции «Царукян» — второй по численности в действующем созыве НС. У неё 31 мандат, в то время как у «Выхода» и АРФД, соответственно, 9 и 7 депутатских кресел. Очевидно, что на «наследство» РПА по итогам выборов претендуют прежде всего фракции «Царукян» и «Елк». Политическое объединение Гагика Царукяна обладает достаточно разветвлённой сетью своих представительств в армянских регионах. Сравнение личных рейтингов Пашиняна и Царукяна не в пользу последнего, однако за ним более опытная и лучше узнаваемая на местах команда, в отличие от молодых кадров «новой Армении» главы правительства. Непосредственно во время выборов местный избиратель, особенно в армянской глубинке, будет ориентироваться на обещания и конкретную помощь партии Царукяна (предоставление кредитов, послабление налогов и снижение тарифов, выделение сельхозтехники и др.). Позиции Пашиняна сильны в Ереване — ключевой электоральной точке Армении, традиционно определяющей исход всех выборов. Вместе с тем, лидер «бархатной революции» решительно не настроен опереться на поддержку только столичного избирателя, и будет претендовать на существенный процент голосов в регионе. Отсюда на первый план неизбежно выдвигается фактор тесного предвыборного сотрудничества Пашиняна и Царукяна, в котором заинтересован каждый из них. По результатам внеочередных выборов перед двумя наиболее рейтинговыми политиками Армении открываются дополнительные возможности. Наиболее вероятным с позиций сегодняшнего дня выступает вариант, при котором Пашинян сохраняет премьерский пост, а Царукян выдвигается в первые вице-премьеры. Впрочем, ещё на предвыборной дистанции между ними может быть достигнута предварительная договорённость о том, что всё будет зависеть от окончательных итогов голосования, и перед Царукяном, несмотря на известные заявления Пашиняна о недопустимости пребывания олигархов в составе правительства, может открыться даже перспектива премьерства. Возможности РПА сейчас значительно проигрывают потенциалу связки Пашинян — Царукян. Линией на максимально отложенные во времени выборы республиканцы, помимо прочего, могут надеяться на возможные серьёзные противоречия в будущем между главой правительства и крупным олигархом. РПА пребывает в сложнейшей ситуации, когда антирейтинг её нынешнего председателя Сержа Саргсяна неумолимо ведёт к провалу результатов любых выборов (досрочных или сдвинутых на перспективу, например, первой половины 2019 года), но замена бывшего главы государства на другого лидера партии не сулит ей качественного улучшения ситуации. Самостоятельное преодоление 5-процентного барьера, как было отмечено выше, в обозримой перспективе представляется проблематичным для РПА. Блокирование с ней другой политической силы для попытки совместного преодоления планки в 7% (для избирательных альянсов) и обеспечения хотя бы минимального представительства в парламенте седьмого созыва носит строго гипотетический характер. Не исключёно решение РПА, в случае достижения Пашиняном цели старта процедуры роспуска парламента по сценарию отсутствия кворума, отказаться от участия в выборах. Это будет названо бойкотом избирательной кампании, которая «не отвечает нынешним интересам внутриполитической стабильности» в Армении. На самом деле РПА подобным образом попытается избежать риска полного развала по итогам ожидаемо провальных для неё выборов. Согласно положениям программы правительства Пашиняна относительно досрочных выборов (раздел «Подготовка к внеочередным парламентским выборам»), «для проведения выборов и закрепления неоспоримых со стороны общества результатов необходимо реализовать существенные реформы Избирательного кодекса и электоральной системы"*. Из этого следует, что определённое время займёт работа над такими изменениями. И в процессе её осуществления в НС у сторонников Пашиняна в парламенте могут появиться удобные поводы обвинить РПА в нежелании идти на честные и прозрачные выборы. После чего возможен запуск процедуры сложения мандатов тремя фракциями в НС и склонения некоторых членов республиканской фракции к выходу из неё. *Программа кабинета Пашиняна предлагает, в частности: — Отказаться от рейтинговой избирательной системы, перейти к полноценной пропорциональной системе выборов; — Сформировать новые избирательные списки, отражающие реальную ситуацию, которые в дальнейшем будут обновляться


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→