Россия, США и Франция выступают с единых позиций в Карабахе — Масис Маилян - «Большой Кавказ» » «Новости Дня»

✔ Россия, США и Франция выступают с единых позиций в Карабахе — Масис Маилян - «Большой Кавказ»


После боевых столкновений в апреле 2016 года в зоне карабахского конфликта, непризнанный Нагорный Карабах (Республика Арцах) несколько переосмыслил основные задачи своей внешней политики. В числе прочего, Степанакерт стал внимательнее присматриваться к Ирану. Исламская Республика — единственная региональная держава, непосредственно граничащая сразу с тремя акторами карабахского конфликта — Арменией, Карабахом и Азербайджаном. В связи с этим, данная проблема является для Ирана приграничной, а значит имеющей отношение к национальной безопасности ИРИ. Об этих и других приоритетах внешней политики Нагорного Карабаха с корреспондентами «NOVOSTI-DNY.Ru» побеседовал министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян.
— Господин Маилян, как известно, Ваше первое большое интервью в статусе министра было дано иранской газете «Шарг», что беспрецедентно. Стоит ли это расценивать как своеобразный поворот в сторону Ирана и превращение иранского направления внешней политики НКР в приоритетное?
— Арцах и Иран являются непосредственными соседями, и взаимный интерес вполне закономерен. Расширение географии международного сотрудничества Арцаха со всеми государствами, в том числе с соседним Ираном, является важным направлением нашей внешней политики. Арцах открыт для диалога и взаимовыгодного взаимодействия по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.
— Вы длительное время выступали в качестве эксперта по карабахскому вопросу, правда, с 1993 по 2007 год работали в МИД Нагорного Карабаха. Почему Вы решили уйти с экспертного поля и возглавить МИД Республики Арцах?
— Хочу отметить, что до моего назначения министром иностранных дел почти год проработал Послом по особым поручениям президента Республики Арцах. В сентябре 2017 года я принял предложение Президента Бако Саакяна возглавить МИД, поскольку считал и продолжаю считать, что, работая во внешнеполитическом ведомстве Арцаха, принесу больше пользы своей стране, в том числе используя свой предыдущий опыт работы в качестве независимого эксперта. Решение вернуться в МИД было принято с большой долей ответственности.
— Смена министра иностранных дел любого государства, как минимум, влечёт за собой некоторую корректировку и во внешнеполитическом курсе. Стоит ли ожидать каких-то изменений во внешнеполитическом курсе НКР? Поставлены ли руководством Арцаха перед Вами, как министром, новые задачи? Если да, то какие? Обозначьте, пожалуйста, главные задачи, стоящие перед Арцахом во внешней политике, в направлении решения которых Вы будете работать?
— Некоторое переосмысление внешнеполитического курса, да и не только, имело место по итогам инициированной Азербайджаном новой вооруженной агрессии против Арцаха, которая произошла в апреле 2016 года. В широком понимании, основной функцией внешнеполитического ведомства является обеспечение благоприятных внешних условий для безопасного развития страны, представление и защита ее интересов на внешнеполитической арене, а также устранение дипломатическими средствами возможных процессов, противоречащих интересам государства. Более конкретно внешнеполитическую повестку формирует глава государства. Именно президент Арцаха обозначает те цели и задачи, на реализацию которых работает МИД. Приоритетные направления внешней политики Арцаха на ближайшие годы указаны в программе президента Арцаха, которая была опубликована в середине октября 2017 года.
Главнейшие задачи МИД Арцаха — это продолжение усилий, направленных на расширение географии международного признания Арцаха, его интеграция в международные процессы и обеспечение прогресса в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
В частности, МИД активизирует усилия, направленные на развитие положительных тенденций последних лет по международному признанию Арцаха и расширение рамок сотрудничества в различных областях. На сегодня законодательные органы восьми американских штатов, одного австралийского штата, а также Страны Басков (Испания) приняли резолюции в поддержку права народа Арцаха на самоопределение. 16 городов США, Франции, Страны Басков и Бразилии установили дружественные отношения с различными городами Арцаха. В 2015 году в рамках визита во Францию делегации НКР во главе с президентом Бако Саакяном была подписана декларация о дружбе между департаментом Дром (регион Рона-Альпы) и Арцахом. В октябре 2017 года в Бельгии созданы Круг дружбы и Группа дружбы с Арцахом. При этом мы будем предпринимать шаги, направленные на придание всем этим связям практического содержания.
В процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта нашей задачей является обеспечение решения конфликта на основе факта реализации народом Арцаха своего неотъемлемого права на самоопределение. Более четверти века назад народ Арцаха сделал свой выбор — жить в независимом государстве, и мы будем добиваться признания результатов данного выбора со стороны международного сообщества.
В программе Президента, наряду с двумя главными направлениями внешней политики Арцаха -международным признанием республики и мирным урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, перед МИД поставлены и другие задачи, требующие не меньших усилий для их осуществления. Среди них я бы, в первую очередь, обозначил установление и углубление экономических связей между Арцахом и внешним миром и поощрение иностранных инвестиций. В свете продолжающейся деструктивной политики Азербайджана по изоляции Арцаха власти нашей республики активизируют работы, направленные на привлечение иностранного капитала в Арцах, что является одной из составляющих экономического роста республики и увеличения благосостояния ее граждан.
В центре нашего внимания останется также развитие связей с армянской диаспорой. При этом нашему взаимодействию будет дан новый импульс, который будет заключатся в активном участии Арцаха в сохранении национальной идентичности армянских общин разных странах.
— Одним из важных направлений деятельности МИД является донесение до мирового сообщества реальной картины нагорно-карабахского конфликта. Можно ли говорить об успехах в этом направлении?
— Одной из составляющих внешнеполитической деятельности Арцаха является объективное информирование международного сообщества о процессе государственного строительства в Арцахе, причинах возникновения азербайджано-карабахского конфликта и его сути, а также поддержание позитивного имиджа страны.
Последние тенденции свидетельствуют о том, что позиция Арцаха все с большим пониманием воспринимается со стороны международного сообщества. В качестве недавних примеров растущей поддержки Арцаха можно привести резолюцию, инициированную конгрессменом Фрэнком Паллоне, призыв сопредседателя Круга дружбы Франция-Арцах Франсуа Рошблуана к руководству Франции, инициативы депутатов Европарламента — председателя Группы дружбы с Арцахом в Европарламенте Франка Энгеля и члена Комиссии по внешним отношениям Ларса Адактуссона о налаживании прямых контактов с руководством Арцаха.
— Что вообще даст признание Арцаха какой-либо страной или целой группой стран в реальной политике, то есть в процессе урегулировании карабахской проблемы, если Баку заявляет, что не намерен вести переговоры со Степанакертом?
— Процесс международного признания Арцаха необратим, он идет параллельно с мирным процессом и не может зависеть от прихоти Азербайджана. Международное признание арцахской государственности, расширение и укрепление международного сотрудничества в политической, экономической и гуманитарных сферах является наиболее оптимальным способом обеспечить безопасность и мирное развитие республики с тем, чтобы каждый ее житель мог в равной степени пользоваться всеми правами и свободами, закрепленными в основополагающих международных документах, свободно реализовывать свой потенциал.
В контексте урегулирования азербайджано-карабахского конфликта международное признание Арцаха придаст новый импульс переговорному процессу и станет одним из действенных средств исключения новой азербайджанской агрессии, что будет способствовать поддержанию региональной стабильности. Сегодня затягивание международного признания Арцаха лишь усиливает у азербайджанской стороны соблазн применить силу, свидетельством чему является также развязанная Азербайджаном 2–5 апреля 2016 года полномасштабная агрессия против Арцаха.
— В прошлом году в Женеве прошла встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Стороны по итогам переговоров, согласно официальному заявлению МГ ОБСЕ, выразили готовность предпринять дополнительные меры по активизации переговорного процесса и снижению напряженности на линии соприкосновения. Как Степанакерт оценивает итоги данной встречи и достигнутые договоренности?
— Власти Арцаха неоднократно выражали поддержку инициативам, направленным на снижение напряженности на линии соприкосновения вооруженных сил Арцаха и Азербайджана, в том числе договоренностям по увеличению штата офиса Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ и согласованным еще в 2011 году предложениям по имплементации механизмов расследования инцидентов. Реализация данных мер, в комплексе с практическим применением соглашения от 6 февраля 1995 года, достигнутого под эгидой ОБСЕ Азербайджаном, Арцахом и Арменией, позволит снизить напряженность в зоне карабахского конфликта и создать благоприятную атмосферу для ведения переговоров. При этом необходимо подчеркнуть, что для реального достижения поставленных целей недопустимо, чтобы данные шаги носили формальный характер. Они должны стать действенным инструментом для стабилизации ситуации на линии соприкосновения.
— Как в соседнем регионе, так и в Европе происходят процессы по образованию новых государственных формирований. Речь идет о референдумах независимости в Иракском Курдистане и Каталонии. Как оценивает Степанакерт эти процессы?
— Проведение референдумов о независимости Иракского Курдистана, так и Каталонии мы рассматриваем в контексте реализации права народов на самоопределение, которое закреплено в Уставе ООН и ряде основополагающих международных документов.
— Как Вы оцениваете роль России в процессе урегулирования карабахской проблемы?
Россия является сопредседателем Минской Группы ОБСЕ, наряду с США и Францией. Несмотря на разногласия по другим международным вопросам, в вопросе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта три эти страны выступают с единых позиций и координируют посреднические усилия для достижения окончательного урегулирования. Сопредседательство Минской группы ОБСЕ в лице США, России и Франции является единственным согласованным форматом, имеющим международный мандат на посредническую деятельность по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта.
Беседовали Аршалуйс Мгдесян и Антон Евстратов
Нагорный Карабах: "разморозка"
Россия, США и Франция выступают с единых позиций в Карабахе — Масис Маилян - «Большой Кавказ»

27.02 Госдеп США призвал Ереван и Баку избегать подстрекательских заявлений
27.02 Баку не исключает встречи президентов по Нагорному Карабаху после выборов
26.02 Президент Грузии отказался чтить память жертв «Ходжалинского геноцида»
26.02 Ариф Юнусов: Алиев с кланом Пашаевых избавляется от команды Рамиза Мехтиева
21.02 Цинкер: Ближний Восток не придет на Южный Кавказ, угрозы войны нет
Все новости сюжета

После боевых столкновений в апреле 2016 года в зоне карабахского конфликта, непризнанный Нагорный Карабах (Республика Арцах) несколько переосмыслил основные задачи своей внешней политики. В числе прочего, Степанакерт стал внимательнее присматриваться к Ирану. Исламская Республика — единственная региональная держава, непосредственно граничащая сразу с тремя акторами карабахского конфликта — Арменией, Карабахом и Азербайджаном. В связи с этим, данная проблема является для Ирана приграничной, а значит имеющей отношение к национальной безопасности ИРИ. Об этих и других приоритетах внешней политики Нагорного Карабаха с корреспондентами «NOVOSTI-DNY.Ru» побеседовал министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян. — Господин Маилян, как известно, Ваше первое большое интервью в статусе министра было дано иранской газете «Шарг», что беспрецедентно. Стоит ли это расценивать как своеобразный поворот в сторону Ирана и превращение иранского направления внешней политики НКР в приоритетное? — Арцах и Иран являются непосредственными соседями, и взаимный интерес вполне закономерен. Расширение географии международного сотрудничества Арцаха со всеми государствами, в том числе с соседним Ираном, является важным направлением нашей внешней политики. Арцах открыт для диалога и взаимовыгодного взаимодействия по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. — Вы длительное время выступали в качестве эксперта по карабахскому вопросу, правда, с 1993 по 2007 год работали в МИД Нагорного Карабаха. Почему Вы решили уйти с экспертного поля и возглавить МИД Республики Арцах? — Хочу отметить, что до моего назначения министром иностранных дел почти год проработал Послом по особым поручениям президента Республики Арцах. В сентябре 2017 года я принял предложение Президента Бако Саакяна возглавить МИД, поскольку считал и продолжаю считать, что, работая во внешнеполитическом ведомстве Арцаха, принесу больше пользы своей стране, в том числе используя свой предыдущий опыт работы в качестве независимого эксперта. Решение вернуться в МИД было принято с большой долей ответственности. — Смена министра иностранных дел любого государства, как минимум, влечёт за собой некоторую корректировку и во внешнеполитическом курсе. Стоит ли ожидать каких-то изменений во внешнеполитическом курсе НКР? Поставлены ли руководством Арцаха перед Вами, как министром, новые задачи? Если да, то какие? Обозначьте, пожалуйста, главные задачи, стоящие перед Арцахом во внешней политике, в направлении решения которых Вы будете работать? — Некоторое переосмысление внешнеполитического курса, да и не только, имело место по итогам инициированной Азербайджаном новой вооруженной агрессии против Арцаха, которая произошла в апреле 2016 года. В широком понимании, основной функцией внешнеполитического ведомства является обеспечение благоприятных внешних условий для безопасного развития страны, представление и защита ее интересов на внешнеполитической арене, а также устранение дипломатическими средствами возможных процессов, противоречащих интересам государства. Более конкретно внешнеполитическую повестку формирует глава государства. Именно президент Арцаха обозначает те цели и задачи, на реализацию которых работает МИД. Приоритетные направления внешней политики Арцаха на ближайшие годы указаны в программе президента Арцаха, которая была опубликована в середине октября 2017 года. Главнейшие задачи МИД Арцаха — это продолжение усилий, направленных на расширение географии международного признания Арцаха, его интеграция в международные процессы и обеспечение прогресса в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. В частности, МИД активизирует усилия, направленные на развитие положительных тенденций последних лет по международному признанию Арцаха и расширение рамок сотрудничества в различных областях. На сегодня законодательные органы восьми американских штатов, одного австралийского штата, а также Страны Басков (Испания) приняли резолюции в поддержку права народа Арцаха на самоопределение. 16 городов США, Франции, Страны Басков и Бразилии установили дружественные отношения с различными городами Арцаха. В 2015 году в рамках визита во Францию делегации НКР во главе с президентом Бако Саакяном была подписана декларация о дружбе между департаментом Дром (регион Рона-Альпы) и Арцахом. В октябре 2017 года в Бельгии созданы Круг дружбы и Группа дружбы с Арцахом. При этом мы будем предпринимать шаги, направленные на придание всем этим связям практического содержания. В процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта нашей задачей является обеспечение решения конфликта на основе факта реализации народом Арцаха своего неотъемлемого права на самоопределение. Более четверти века назад народ Арцаха сделал свой выбор — жить в независимом государстве, и мы будем добиваться признания результатов данного выбора со стороны международного сообщества. В программе Президента, наряду с двумя главными направлениями внешней политики Арцаха -международным признанием республики и мирным урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, перед МИД поставлены и другие задачи, требующие не меньших усилий для их осуществления. Среди них я бы, в первую очередь, обозначил установление и углубление экономических связей между Арцахом и внешним миром и поощрение иностранных инвестиций. В свете продолжающейся деструктивной политики Азербайджана по изоляции Арцаха власти нашей республики активизируют работы, направленные на привлечение иностранного капитала в Арцах, что является одной из составляющих экономического роста республики и увеличения благосостояния ее граждан. В центре нашего внимания останется также развитие связей с армянской диаспорой. При этом нашему взаимодействию будет дан новый импульс, который будет заключатся в активном участии Арцаха в сохранении национальной идентичности армянских общин разных странах. — Одним из важных направлений деятельности МИД является донесение до мирового сообщества реальной картины нагорно-карабахского конфликта. Можно ли говорить об успехах в этом направлении? — Одной из составляющих внешнеполитической деятельности Арцаха является объективное информирование международного сообщества о процессе государственного строительства в Арцахе, причинах возникновения азербайджано-карабахского конфликта и его сути, а также поддержание позитивного имиджа страны. Последние тенденции свидетельствуют о том, что позиция Арцаха все с большим пониманием воспринимается со стороны международного сообщества. В качестве недавних примеров растущей поддержки Арцаха можно привести резолюцию, инициированную конгрессменом Фрэнком Паллоне, призыв сопредседателя Круга дружбы Франция-Арцах Франсуа Рошблуана к руководству Франции, инициативы депутатов Европарламента — председателя Группы дружбы с Арцахом в Европарламенте Франка Энгеля и члена Комиссии по внешним отношениям Ларса Адактуссона о налаживании прямых контактов с руководством Арцаха. — Что вообще даст признание Арцаха какой-либо страной или целой группой стран в реальной политике, то есть в процессе урегулировании карабахской проблемы, если Баку заявляет, что не намерен вести переговоры со Степанакертом? — Процесс международного признания Арцаха необратим, он идет параллельно с мирным процессом и не может зависеть от прихоти Азербайджана. Международное признание арцахской государственности, расширение и укрепление международного сотрудничества в политической, экономической и гуманитарных сферах является наиболее оптимальным способом обеспечить безопасность и мирное развитие республики с тем, чтобы каждый ее житель мог в равной степени пользоваться всеми правами и свободами, закрепленными в основополагающих международных документах, свободно реализовывать свой потенциал. В контексте урегулирования азербайджано-карабахского конфликта международное признание Арцаха придаст новый импульс переговорному процессу и станет одним из действенных средств исключения новой азербайджанской агрессии, что будет способствовать поддержанию региональной стабильности. Сегодня затягивание международного признания Арцаха лишь усиливает у азербайджанской стороны соблазн применить силу, свидетельством чему является также развязанная Азербайджаном 2–5 апреля 2016 года полномасштабная агрессия против Арцаха. — В прошлом году в Женеве прошла встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Стороны по итогам переговоров, согласно официальному заявлению МГ ОБСЕ, выразили готовность предпринять дополнительные меры по активизации переговорного процесса и снижению напряженности на линии соприкосновения. Как Степанакерт оценивает итоги данной встречи и достигнутые договоренности? — Власти Арцаха неоднократно выражали поддержку инициативам, направленным на снижение напряженности на линии соприкосновения вооруженных сил Арцаха и Азербайджана, в том числе договоренностям по увеличению штата офиса Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ и согласованным еще в 2011 году предложениям по имплементации механизмов расследования инцидентов. Реализация данных мер, в комплексе с практическим применением соглашения от 6 февраля 1995 года, достигнутого под эгидой ОБСЕ Азербайджаном, Арцахом и Арменией, позволит снизить напряженность в зоне карабахского конфликта и создать благоприятную атмосферу для ведения переговоров. При этом необходимо подчеркнуть, что для реального достижения поставленных целей недопустимо, чтобы данные шаги носили формальный характер. Они должны стать действенным инструментом для стабилизации ситуации на линии соприкосновения. — Как в соседнем регионе, так и в Европе происходят процессы по образованию новых государственных формирований. Речь идет о референдумах независимости в Иракском Курдистане и Каталонии. Как оценивает Степанакерт эти процессы? — Проведение референдумов о независимости Иракского Курдистана, так и Каталонии мы рассматриваем в контексте реализации права народов на самоопределение, которое закреплено в Уставе ООН и ряде основополагающих международных документов. — Как Вы


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→