✔ Геополитическая дилемма Тбилиси: быть коридором или стать хабом - «Большой Кавказ»
Эмилия 21-12-2017, 20:00 193 Мир / Большой Кавказ
ПОХОЖИЕ
Сегодня можно было бы задаться вопросом о том, а каким образом экономические санкции, наложенные на Россию, соответствуют принципам ВТО и не являются ли их вопиющим нарушением. Подобная формулировка вопроса является чисто риторической, так как Запад совершенно открыто стал заменять международное право законом джунглей. Однако в 2010 году приличия, хотя бы внешне, но все же соблюдались. Долгое время препятствием на пути вступления Российской Федерации в ВТО была именно Грузия, которая не давала на это своего согласия. А по уставу именно согласие всех членов-участников было обязательным условием. К этому моменту преступная клика экс-президента Михаила Саакашвили уже успела развязать кровавый конфликт в Южной Осетии, а после того, как Россия за несколько дней принудила ее к миру, разорвала с ней дипломатические отношения. Саакашвили радовался любой возможности вредить России, и коль она хотела вступить в ВТО, всячески этому препятствовал. Но марионетка на то и марионетка, что действует по воле своих кукловодов, а не по собственному желанию. Мишико американцы быстро объяснили, что к чему, и он, разумеется, тут же дал согласие.
В условиях отсутствия дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси закономерно возникла необходимость в посреднике и лучшим кандидатом на эту роль была выбрана именно Швейцария, чей многовековой нейтралитет стал национальным брендом наряду с часами и сыром. Благодаря ей и было подписано российско-грузинское соглашение «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли».
Географическое положение Грузии таково, что транзитные возможности являются для страны весьма значительным экономическим ресурсом, а ресурсы полезны лишь только тогда, когда их используют. Следовательно с экономической стороны грузопотоки из России и в Россию через грузинскую территорию приносят безусловную выгоду, но экономическую ситуацию в значительной степени осложняет политический аспект. Экономическая выгода это, конечно, хорошо, но ведь надо постараться максимально досадить своему противнику — поэтому в рамках соглашения было решено, что мониторингом торговли в отмеченных в документе трех коридорах должна была быть вовлечена третья нейтральная частная компания. Ею по итогам тендера и стала швейцарская SGS, которая должна была мониторить и фиксировать все проходящие по коридорам грузы и маркировать их.
Российская Федерация и Грузия, разделенные большим Кавказским хребтом, соединяются тремя сухопутными транспортными артериями. Одна из них, которая сегодня несет главную нагрузку, проходит через Казбегский район с выходом на Северную Осетию. Здесь оборудованы современные пропускные пункты и в Казбеги, и в Верхнем Ларсе. Два других направления значительно более проблематичны именно с политической точки зрения. Дело в том, что они проходят через Абхазию и Южную Осетию — бывшие автономии, отколовшиеся от метрополии и провозгласившие себя независимыми государствами, что подтвердила как Россия, так и ряд других стран, что официально изменило их статус в мире. Процесс этот сопровождался кровопролитными военными конфликтами, которые сегодня, к счастью, находятся в замороженном состоянии, но острота идеологического противостояния от этого ничуть не уменьшается. Для Тбилиси существует только принцип территориальной целостности государства, тогда как для новых республик неприемлема сама мысль о возвращении в состав Грузии.
Понятно, что подобная позиция на долгие годы может превратить участки соприкосновения в незаживающие раны, а хорошо жить с незаживающими ранами не может ни отдельная личность, ни целые государства. Выходом из этого мертвого тупика могут быть гуманитарные, личностные контакты между людьми. Лучшим примером этому может служить знаменитая ярмарка в селе Эргнети, где грузины и осетины активно занимались торговлей. В тяжелейшие для Грузии в экономическом плане годы для многих семей эта челночная торговля была просто спасением от голода. Не менее важным был и тот факт, что, контактируя друг с другом, люди переставали видеть в соседе врага, а ведь тогда война начала 90-х была у всех на памяти. Тем не менее, враждебность постепенно сменялась деловым партнерством и раны, нанесенные войной, постепенно затягивались.
Но эта позитивная динамика мировым демократизаторам была как кость в горле. Закономерным итогом их демократизаций является захват власти фашистскими бандами, которые быстро разрушают собственные государства. Не случайно ведь первое, что сделала захватившая власть в результате силового переворота партия «Единое национальное движение» (ЕНД) во главе с Михаилом Саакашвили был разгон эргнетской ярмарки. Все это было сделано для того, чтобы люди смотрели друг на друга исключительно через прицел снайперской винтовки.
И сегодня ЕНД, находящееся в глухой оппозиции, продолжает делать все, чтобы сорвать любые начинания, способные снизить градус противостояния на Южном Кавказе. Показательным является инцидент, произошедший накануне вечером, когда в ходе встречи премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили с представителями оппозиционных партий последние засыпали премьера провокационными вопросами и прямыми оскорблениями. Экс-глава Нацбанка Грузии, занимавший в прошлом высокие государственные посты Роман Гоциридзе, потребовал от премьера объяснений по поводу заключенного со швейцарской компанией контракта. Суть вопроса заключалась в очень слабо закамуфлированном обвинении в предательстве государственных интересов. Политик пытался узнать у премьера информацию о том, на какие уступки пошло грузинское правительство, чтобы «Россия согласилась на реализацию соглашения».
Премьер-министру Грузии в свою очередь пришлось напомнить оппонентам, что у истоков этого соглашения стояла не «Грузинская мечта», а именно «Единое национальное движение», находившееся в 2011 году во власти. Но такие «мелочи» для оппозиции не имеют никакого значения и она совершенно спокойно обвиняет действующие власти в соглашениях, которые сама же и заключила. Особую озабоченность у Романа Гоциридзе вызывает и то обстоятельство, что этим окном сможет воспользоваться Армения, которая будет экспортировать свои грузы в Россию и другие страны ЕАЭС. Казалось бы, какое к этому отношение имеет оппозиционер и не собирается ли он «устроить» соседней республике блокаду, подобную ленинградской. Но премьер-министр Грузии терпеливо объяснил, что альтернативные пути откроются только при наличии форс-мажорных ситуаций (снежные лавины и камнепады регулярно перекрывают трассу, иногда неделями, перекрывая грузопоток из Армении и Грузии в Россию).
Кто на сегодняшний день в здравом уме может считать, что постоянное нагнетание напряженности на линиях соприкосновения с Абхазией и Южной Осетией будет способствовать их возвращению в состав Грузии? Любому ясно, что это только усилит волю к сопротивлению, то есть принесет совершенно обратный эффект. Неужели этим людям, чей неувядаемый лидер порхает по крышам и майданам, не ясно, что если на транспортные артерии Восток — Запад наложить транспортные артерии Север — Юг, то Грузия, которую, вроде бы, они считают своей родиной, из транспортного коридора становится оживленным перекрестком, и многократно возросшие доходы могут изменить к лучшему экономическую ситуацию в стране. Но эти люди еще раз доказали, что их питательная среда — это дестабилизация, разруха, война и кровопролитие.
Встреча премьер-министра Георгия Квирикашвили с оппозицией закончилась тем, что этот интеллигентнейший человек для полной характеристики своих оппонентов прибег к ненормативной лексике. Поступок для публичного политика, конечно, неприемлем, и по этому поводу Квририкашвили уже принес извинения общественности. Но и его коллеги по партии и большинство экспертов, исходя из особенностей грузинского менталитета, однозначно пришли к выводу, что проглоти он с европейской толерантностью многочисленные провокации и оскорбления в свой адрес, его имиджевые потери были бы значительно больше. Всем хорошо известно, что говорил Киплинг о Востоке и Западе, а еще точнее сказал товарищ Сухов: «Восток — дело тонкое!..»
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
В начале текущей недели, 19 декабря, в Берне завершился финальный раунд переговоров между Грузией и швейцарской компанией SGS (Societe Generale de Surveillance, SA) по заключению контракта в рамках подписанного между Грузией и Российской Федерацией соглашения «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли» от 2011 года. Таким образом, завершился один из этапов долгого и трудного пути, начатого в рамках переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Тогда авторитет международных организаций был значительно выше, так как общепринятые правила во всем мире соблюдались несколько строже, да и с членством в ВТО у России были связаны определенные позитивные ожидания. Сегодня можно было бы задаться вопросом о том, а каким образом экономические санкции, наложенные на Россию, соответствуют принципам ВТО и не являются ли их вопиющим нарушением. Подобная формулировка вопроса является чисто риторической, так как Запад совершенно открыто стал заменять международное право законом джунглей. Однако в 2010 году приличия, хотя бы внешне, но все же соблюдались. Долгое время препятствием на пути вступления Российской Федерации в ВТО была именно Грузия, которая не давала на это своего согласия. А по уставу именно согласие всех членов-участников было обязательным условием. К этому моменту преступная клика экс-президента Михаила Саакашвили уже успела развязать кровавый конфликт в Южной Осетии, а после того, как Россия за несколько дней принудила ее к миру, разорвала с ней дипломатические отношения. Саакашвили радовался любой возможности вредить России, и коль она хотела вступить в ВТО, всячески этому препятствовал. Но марионетка на то и марионетка, что действует по воле своих кукловодов, а не по собственному желанию. Мишико американцы быстро объяснили, что к чему, и он, разумеется, тут же дал согласие. В условиях отсутствия дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси закономерно возникла необходимость в посреднике и лучшим кандидатом на эту роль была выбрана именно Швейцария, чей многовековой нейтралитет стал национальным брендом наряду с часами и сыром. Благодаря ей и было подписано российско-грузинское соглашение «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли». Географическое положение Грузии таково, что транзитные возможности являются для страны весьма значительным экономическим ресурсом, а ресурсы полезны лишь только тогда, когда их используют. Следовательно с экономической стороны грузопотоки из России и в Россию через грузинскую территорию приносят безусловную выгоду, но экономическую ситуацию в значительной степени осложняет политический аспект. Экономическая выгода это, конечно, хорошо, но ведь надо постараться максимально досадить своему противнику — поэтому в рамках соглашения было решено, что мониторингом торговли в отмеченных в документе трех коридорах должна была быть вовлечена третья нейтральная частная компания. Ею по итогам тендера и стала швейцарская SGS, которая должна была мониторить и фиксировать все проходящие по коридорам грузы и маркировать их. Российская Федерация и Грузия, разделенные большим Кавказским хребтом, соединяются тремя сухопутными транспортными артериями. Одна из них, которая сегодня несет главную нагрузку, проходит через Казбегский район с выходом на Северную Осетию. Здесь оборудованы современные пропускные пункты и в Казбеги, и в Верхнем Ларсе. Два других направления значительно более проблематичны именно с политической точки зрения. Дело в том, что они проходят через Абхазию и Южную Осетию — бывшие автономии, отколовшиеся от метрополии и провозгласившие себя независимыми государствами, что подтвердила как Россия, так и ряд других стран, что официально изменило их статус в мире. Процесс этот сопровождался кровопролитными военными конфликтами, которые сегодня, к счастью, находятся в замороженном состоянии, но острота идеологического противостояния от этого ничуть не уменьшается. Для Тбилиси существует только принцип территориальной целостности государства, тогда как для новых республик неприемлема сама мысль о возвращении в состав Грузии. Понятно, что подобная позиция на долгие годы может превратить участки соприкосновения в незаживающие раны, а хорошо жить с незаживающими ранами не может ни отдельная личность, ни целые государства. Выходом из этого мертвого тупика могут быть гуманитарные, личностные контакты между людьми. Лучшим примером этому может служить знаменитая ярмарка в селе Эргнети, где грузины и осетины активно занимались торговлей. В тяжелейшие для Грузии в экономическом плане годы для многих семей эта челночная торговля была просто спасением от голода. Не менее важным был и тот факт, что, контактируя друг с другом, люди переставали видеть в соседе врага, а ведь тогда война начала 90-х была у всех на памяти. Тем не менее, враждебность постепенно сменялась деловым партнерством и раны, нанесенные войной, постепенно затягивались. Но эта позитивная динамика мировым демократизаторам была как кость в горле. Закономерным итогом их демократизаций является захват власти фашистскими бандами, которые быстро разрушают собственные государства. Не случайно ведь первое, что сделала захватившая власть в результате силового переворота партия «Единое национальное движение» (ЕНД) во главе с Михаилом Саакашвили был разгон эргнетской ярмарки. Все это было сделано для того, чтобы люди смотрели друг на друга исключительно через прицел снайперской винтовки. И сегодня ЕНД, находящееся в глухой оппозиции, продолжает делать все, чтобы сорвать любые начинания, способные снизить градус противостояния на Южном Кавказе. Показательным является инцидент, произошедший накануне вечером, когда в ходе встречи премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили с представителями оппозиционных партий последние засыпали премьера провокационными вопросами и прямыми оскорблениями. Экс-глава Нацбанка Грузии, занимавший в прошлом высокие государственные посты Роман Гоциридзе, потребовал от премьера объяснений по поводу заключенного со швейцарской компанией контракта. Суть вопроса заключалась в очень слабо закамуфлированном обвинении в предательстве государственных интересов. Политик пытался узнать у премьера информацию о том, на какие уступки пошло грузинское правительство, чтобы «Россия согласилась на реализацию соглашения». Премьер-министру Грузии в свою очередь пришлось напомнить оппонентам, что у истоков этого соглашения стояла не «Грузинская мечта», а именно «Единое национальное движение», находившееся в 2011 году во власти. Но такие «мелочи» для оппозиции не имеют никакого значения и она совершенно спокойно обвиняет действующие власти в соглашениях, которые сама же и заключила. Особую озабоченность у Романа Гоциридзе вызывает и то обстоятельство, что этим окном сможет воспользоваться Армения, которая будет экспортировать свои грузы в Россию и другие страны ЕАЭС. Казалось бы, какое к этому отношение имеет оппозиционер и не собирается ли он «устроить» соседней республике блокаду, подобную ленинградской. Но премьер-министр Грузии терпеливо объяснил, что альтернативные пути откроются только при наличии форс-мажорных ситуаций (снежные лавины и камнепады регулярно перекрывают трассу, иногда неделями, перекрывая грузопоток из Армении и Грузии в Россию). Кто на сегодняшний день в здравом уме может считать, что постоянное нагнетание напряженности на линиях соприкосновения с Абхазией и Южной Осетией будет способствовать их возвращению в состав Грузии? Любому ясно, что это только усилит волю к сопротивлению, то есть принесет совершенно обратный эффект. Неужели этим людям, чей неувядаемый лидер порхает по крышам и майданам, не ясно, что если на транспортные артерии Восток — Запад наложить транспортные артерии Север — Юг, то Грузия, которую, вроде бы, они считают своей родиной, из транспортного коридора становится оживленным перекрестком, и многократно возросшие доходы могут изменить к лучшему экономическую ситуацию в стране. Но эти люди еще раз доказали, что их питательная среда — это дестабилизация, разруха, война и кровопролитие. Встреча премьер-министра Георгия Квирикашвили с оппозицией закончилась тем, что этот интеллигентнейший человек для полной характеристики своих оппонентов прибег к ненормативной лексике. Поступок для публичного политика, конечно, неприемлем, и по этому поводу Квририкашвили уже принес извинения общественности. Но и его коллеги по партии и большинство экспертов, исходя из особенностей грузинского менталитета, однозначно пришли к выводу, что проглоти он с европейской толерантностью многочисленные провокации и оскорбления в свой адрес, его имиджевые потери были бы значительно больше. Всем хорошо известно, что говорил Киплинг о Востоке и Западе, а еще точнее сказал товарищ Сухов: «Восток — дело тонкое!» Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»