✔ Бишкек обвинил Астану во лжи и нарушении принципов ЕАЭС - «Большой Кавказ»
Nicholson 28-10-2017, 01:00 193 Мир / Большой Кавказ
ПОХОЖИЕ
Текст документа дается с небольшими сокращениями.
«По информации казахстанской стороны, за 2014–2016 годы у всех стран-членов Евразийского экономического союза, кроме Киргизской Республики, наблюдается снижение объема импорта из Китайской Народной Республики. Киргизская Республика стала членом Евразийского экономического союза 12 августа 2015 года, а механизм распределения и зачисления ввозных таможенных пошлин согласно Договору о присоединении киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу заработал лишь в октябре 2015 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопоставление данных за 3 года не совсем корректно.
Вместе с тем в правительстве отмечают, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом объем импорта Киргизской Республики из Китайской Народной Республики (согласно официальным данным Евразийской экономической комиссии) снизился на 6,4% в стоимостном выражении, а в физическом выражении объемы упали с 736,3 тонн до 578,4 тонн, или на 22%.
При этом за 2016 год рост импорта по сравнению с 2015 годом из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику составил 12% в физическом выражении и 42,7% - в стоимостном выражении. Если сравнивать физический объем импорта товаров из Китайской Народной Республики за 2016 год с 2014 годом, то здесь тоже наблюдается снижение на 12%.
Таким образом, можно говорить о том, что рост произошел исключительно за счет введения в действие Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее — ЕТТ ЕАЭС) и перехода к стоимостным показателям ставок и стандартам Евразийского экономического союза в части таможенного администрирования.
За 8 месяцев 2017 года наблюдается снижение объема импорта из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику на 3,5%, (927,6 млн долларов США). При этом наблюдается увеличение объема импорта из Китайской Народной Республики во все страны-члены Евразийского экономического союза, за исключением Киргизской Республики. Импорт из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан увеличился на 35,9% (3,0 млрд долларов США). Поэтому перетока товаров из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику в озвученных казахстанкой стороной масштабах не происходит.
В своем выступлении премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев отметил, что за 2015 год, по данным Китайской Народной Республики, экспорт в Киргизскую Республику составил $ 4,3 млрд. По данным Киргизской Республики, импорт составил $ 1 млрд, отклонение составляет $ 3,3 млрд. В то же время, согласно статистической базе Comtrade, экспорт из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан составил $ 8,4 млрд, в то время как импорт Республики Казахстан из Китайской Народной Республики составил $ 3,7 млрд. Таким образом, расхождение составляет $ 4,6 млрд.
Переходя к 2016 году, в правительстве отмечают следующее. Экспорт из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику составил $ 5,6 млрд, а по данным Киргизской Республики — импорт составил $ 1,5 млрд, отклонение составляет $ 4,1 млрд. Однако, по данным таможни Китайской Народной Республики, экспорт из КНР в Казахстан сложился на уровне $ 8,3 млрд, при этом импорт Казахстана из КНР по сопоставимой статистике составляет $ 3,7 млрд, т. е. расхождение в $ 4,6 млрд".
Как сказали в правительстве Киргизии, важно отметить, что увеличение объемов «серого импорта» на $ 1,3 млрд в Республике Казахстан в 2016 году совпадает со вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию и получением около 2000 изъятий из ЕТТ ЕАЭС. Значительное влияние на данные расхождения в таможенной статистике оказывает учет транзитных товаров. Киргизия является важной транзитной страной для китайской торговли со странами Центрально-Азиатского региона. В большинстве случаев в качестве страны назначения в китайских таможенных документах указывается Киргизия как первая страна на пути следования транзитных товаров КНР в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркменистан. По отчетным данным, за 2016 год порядка 420 тыс. тонн ввезено транзитом через КР в Узбекистан и Таджикистан.
Удельный вес импорта в Киргизию из КНР в общем объеме импорта, без учета стран-членов ЕАЭС, составляет 23,4%. Аналогичный показатель для Киргизии составляет 61,6%. Таким образом, сопоставление объемов импорта в внешнеторговому обороту несопоставимо ввиду разной доли (веса) импорта из КНР в общем объеме импорта двух стран.
Мнение о потере таможенных пошлин за три года в сумме $ 828 млн в правительстве Киргизии считают также некорректным, так как Киргизская Республика присоединилась к ЕАЭС 12 августа 2015 года, т. е. в интеграционном объединении находится всего два года. Кроме того, в заявлении премьер-министра Казахстана не приводится точный механизм расчета сумм потерь таможенных пошлин. Более того, говорить о потерях по таможенной пошлине в отношении товаров, озвученных казахстанской стороной, не совсем корректно, так как в отношении этих товаров применяются специфические ставки таможенных пошлин, говорится в сообщении.
В Киргизской Республике применяются ставки ЕТТ ЕАЭС, перечень изъятий из ЕТТ минимальный и составляет всего 166 позиций, в то время как изъятия Республики Казахстан в рамках Всемирной торговой организации насчитывают в настоящее время около 2000 позиций. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 22 «О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации» утвержден Перечень товаров, по которым таможенными службами должны применяться единые стоимостные показатели. В целях соблюдения данного правила Евразийской экономической комиссией был проведен мониторинг практики таможенного оформления таких товаров.
По данным анализа Евразийской экономической комиссии, объем ввезенных товаров из данного Перечня ниже установленного уровня стоимостного показателя от общего объема подконтрольных товаров в РК составил 47%, тогда как в КР — всего 15%. По данному показателю Республика Казахстан занимает вторую позицию, а киргизская Республика — последнюю (5-е место), что позволяет сделать вывод о том, что общий бюджет Евразийского экономического союза недосчитался поступлений по 47% товаров, включенных в Перечень товаров, имеющих общие стоимостные индикаторы риска.
Большие претензии Казахстан предъявляет к объемам импорта по 62 и 64 группам товаров (одежда и обувь), а также 07 и 08 группам (овощи и фрукты). Так, по озвученным данным казахстанской стороной, в Киргизскую Республику ввозится одежды больше, чем в РК, в среднем в 65 и более раз. Хотя по данным Comtrade по 62 группе экспорт в КР из Китайской Народной Республики составил за 2016 год $ 1,54 млрд, а в Республику Казахстан — $ 0,57 млрд. Т. е. разница составляет лишь 2,7 раз, соответственно, заявление казахстанской стороны более чем некорректно, говорится в сообщении.
При этом по 62 группе, по данным КНР, экспорт в Казахстан составил $ 578 млн. По данным Казахстана, импорт из Республики Казахстан этой же группы товаров составил $ 42,2 млн. Таким образом, расхождение в 13,7 раза, а по Киргизской Республике — в 19 раз. По данным Comtrade, по 64 группе экспорт в киргизскую Республику из КНР составил за 2016 год $ 0,9 млрд, а в РК — $ 1,2 млрд. При этом, по данным Казахстана, импорт из КНР этой же группы товаров составил $ 119 млн. Таким образом, наблюдается расхождение в 10,1 раза, в то время как по Киргизской Республике — всего в 3,8 раза.
По позициям «фрукты и овощи» (07–08 группы ТН ВЭД) в Киргизской Республике за январь-сентябрь 2017 года наблюдается снижение импорта из КНР овощей и фруктов в натуральном выражении в 4 раза, с 56 тыс. тонн до 13 тыс. тонн. Аналогичная картина и в стоимостном выражении. Так, импорт овощей и фруктов снизился с $ 23,2 млн до $ 6 млн. При этом за 5 месяцев 2017 года импорт в Республику Казахстан по 07 группе товаров увеличился в разы. Если за 2016 год было ввезено 30,8 тыс. тонн, то только за 5 месяцев 2017 года ввезено 99,2 тыс. тонн.
Кроме того, было отмечено, что Киргизская Республика существенно занижает таможенную стоимость при проведении таможенной очистки по отдельным видам товаров. В частности, приводились примеры по позициям «сапоги женские и блузки женские». При этом в Республике Казахстан имеются аналогичные случаи занижения таможенной стоимости по товарам, не подпадающим под изъятие Всемирной торговой организации.
Следует подчеркнуть, что Киргизская Республика не поднимала в рамках ЕАЭС вопрос по перетокам товаров, которые завезены по сниженным ставкам ВТО. При этом 24% всей импортируемой продукции в Республику Казахстан товары проходят процедуру растаможки по ставке ВТО. Более того, Республика Казахстан взяла обязательство по недопущению вывоза данной продукции за пределы территории Республики Казахстан, т. е. исключительно для внутреннего потребления. Данные перетоки значительно подрывают конкурентоспособность экономики Киргизской Республики. Однако на сегодняшний день на территорию Киргизской Республики продолжают поступать товары, завезенные под изъятиями ВТО, и со вступлением Республики Казахстан в ВТО было ввезено товаров на сумму 7,7 млрд сомов, или $ 115,5 млн. То есть на всю эту сумму не было представлено соответствующих товаросопроводительных документов, подтверждающих, что товар завезен по ставкам ЕТТ и легитимно ввезен в Киргизскую Республику.
Относительно потерь по НДС в правительстве сказали, что вопросы налогообложения являются прерогативой самого государства-члена Евразийского экономического союза и определяются национальным законодательством. Каждая страна самостоятельно устанавливает ставки налогов. Бизнес сам выбирает место, где проводить таможенную очистку. Ставки ЕТТ едины и выбор страны зависят от других факторов, таких, как сопутствующие формальные, а также неформальные сборы, легкость ведения бизнеса и других конкурентных преимуществ.
Более того, в целях повышения эффективности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ЕАЭС, решением Объединённой коллегией таможенных служб ЕАЭС (далее — ОКТС) № 22/28 от 17.03.2017 года утвержден Перечень товаров, в отношении которых осуществляется контроль уровня таможенной стоимости (Перечень), состоящих из 765 кодов ТН ВЭД.
«На сегодняшний день в рамках работы рабочей группы при ОКТС по развитию системы управления рисками унифицировано 505 кодов, по которым установлены единые для всех 5 стран стоимостные индикаторы риска. Осталось унифицировать 260 кодов. Данная работа продолжается в рамках деятельности данной рабочей группы. Киргизская Республика никогда не отказывалась от участия в работе данной группы. В этой связи заявление казахстанской стороны о нежелании исполнять План совместных действий Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и Государственной таможенной службой при правительстве Киргизской Республики считаем необоснованным.
«Необходимо отметить, что в целом данные вопросы актуальны не только для Киргизской Республики, но и для Республики Казахстан. Полагаем, что озвученные проблемы будут решены при внедрении единого механизма прослеживаемости и маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. При этом отмечаем, что Киргизская Республика полностью поддерживает внедрение данного механизма. В этой связи заявляем, что установление для Киргизской Республики усиленных механизмов контроля товаропотока можно рассматривать как инструмент скрытого ограничения торговли и дискриминации, что в итоге не способствует достижению основных целей и принципов Союза, таким, как свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также установленных норм в рамках Всемирной торговой организации», — сказали в правительстве Киргизии.
Президенты Нурсултан Назарбаев и Алмазбек Атамбаев. Фото: ca-portal.ru«Заявление премьер-министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева, по нашему мнению, в большей степени направлено на оправдание действий Республики Казахстан по нарушению норм прав Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации и по отдельным моментам не соответствует действительности». С таким заявлением сегодня, 27 октября, выступило правительство Киргизии. Текст документа дается с небольшими сокращениями. «По информации казахстанской стороны, за 2014–2016 годы у всех стран-членов Евразийского экономического союза, кроме Киргизской Республики, наблюдается снижение объема импорта из Китайской Народной Республики. Киргизская Республика стала членом Евразийского экономического союза 12 августа 2015 года, а механизм распределения и зачисления ввозных таможенных пошлин согласно Договору о присоединении киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу заработал лишь в октябре 2015 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопоставление данных за 3 года не совсем корректно. Вместе с тем в правительстве отмечают, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом объем импорта Киргизской Республики из Китайской Народной Республики (согласно официальным данным Евразийской экономической комиссии) снизился на 6,4% в стоимостном выражении, а в физическом выражении объемы упали с 736,3 тонн до 578,4 тонн, или на 22%. При этом за 2016 год рост импорта по сравнению с 2015 годом из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику составил 12% в физическом выражении и 42,7% - в стоимостном выражении. Если сравнивать физический объем импорта товаров из Китайской Народной Республики за 2016 год с 2014 годом, то здесь тоже наблюдается снижение на 12%. Таким образом, можно говорить о том, что рост произошел исключительно за счет введения в действие Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее — ЕТТ ЕАЭС) и перехода к стоимостным показателям ставок и стандартам Евразийского экономического союза в части таможенного администрирования. За 8 месяцев 2017 года наблюдается снижение объема импорта из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику на 3,5%, (927,6 млн долларов США). При этом наблюдается увеличение объема импорта из Китайской Народной Республики во все страны-члены Евразийского экономического союза, за исключением Киргизской Республики. Импорт из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан увеличился на 35,9% (3,0 млрд долларов США). Поэтому перетока товаров из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику в озвученных казахстанкой стороной масштабах не происходит. В своем выступлении премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев отметил, что за 2015 год, по данным Китайской Народной Республики, экспорт в Киргизскую Республику составил $ 4,3 млрд. По данным Киргизской Республики, импорт составил $ 1 млрд, отклонение составляет $ 3,3 млрд. В то же время, согласно статистической базе Comtrade, экспорт из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан составил $ 8,4 млрд, в то время как импорт Республики Казахстан из Китайской Народной Республики составил $ 3,7 млрд. Таким образом, расхождение составляет $ 4,6 млрд. Переходя к 2016 году, в правительстве отмечают следующее. Экспорт из Китайской Народной Республики в Киргизскую Республику составил $ 5,6 млрд, а по данным Киргизской Республики — импорт составил $ 1,5 млрд, отклонение составляет $ 4,1 млрд. Однако, по данным таможни Китайской Народной Республики, экспорт из КНР в Казахстан сложился на уровне $ 8,3 млрд, при этом импорт Казахстана из КНР по сопоставимой статистике составляет $ 3,7 млрд, т. е. расхождение в $ 4,6 млрд". Как сказали в правительстве Киргизии, важно отметить, что увеличение объемов «серого импорта» на $ 1,3 млрд в Республике Казахстан в 2016 году совпадает со вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию и получением около 2000 изъятий из ЕТТ ЕАЭС. Значительное влияние на данные расхождения в таможенной статистике оказывает учет транзитных товаров. Киргизия является важной транзитной страной для китайской торговли со странами Центрально-Азиатского региона. В большинстве случаев в качестве страны назначения в китайских таможенных документах указывается Киргизия как первая страна на пути следования транзитных товаров КНР в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркменистан. По отчетным данным, за 2016 год порядка 420 тыс. тонн ввезено транзитом через КР в Узбекистан и Таджикистан. Удельный вес импорта в Киргизию из КНР в общем объеме импорта, без учета стран-членов ЕАЭС, составляет 23,4%. Аналогичный показатель для Киргизии составляет 61,6%. Таким образом, сопоставление объемов импорта в внешнеторговому обороту несопоставимо ввиду разной доли (веса) импорта из КНР в общем объеме импорта двух стран. Мнение о потере таможенных пошлин за три года в сумме $ 828 млн в правительстве Киргизии считают также некорректным, так как Киргизская Республика присоединилась к ЕАЭС 12 августа 2015 года, т. е. в интеграционном объединении находится всего два года. Кроме того, в заявлении премьер-министра Казахстана не приводится точный механизм расчета сумм потерь таможенных пошлин. Более того, говорить о потерях по таможенной пошлине в отношении товаров, озвученных казахстанской стороной, не совсем корректно, так как в отношении этих товаров применяются специфические ставки таможенных пошлин, говорится в сообщении. В Киргизской Республике применяются ставки ЕТТ ЕАЭС, перечень изъятий из ЕТТ минимальный и составляет всего 166 позиций, в то время как изъятия Республики Казахстан в рамках Всемирной торговой организации насчитывают в настоящее время около 2000 позиций. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 22 «О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации» утвержден Перечень товаров, по которым таможенными службами должны применяться единые стоимостные показатели. В целях соблюдения данного правила Евразийской экономической комиссией был проведен мониторинг практики таможенного оформления таких товаров. По данным анализа Евразийской экономической комиссии, объем ввезенных товаров из данного Перечня ниже установленного уровня стоимостного показателя от общего объема подконтрольных товаров в РК составил 47%, тогда как в КР — всего 15%. По данному показателю Республика Казахстан занимает вторую позицию, а киргизская Республика — последнюю (5-е место), что позволяет сделать вывод о том, что общий бюджет Евразийского экономического союза недосчитался поступлений по 47% товаров, включенных в Перечень товаров, имеющих общие стоимостные индикаторы риска. Большие претензии Казахстан предъявляет к объемам импорта по 62 и 64 группам товаров (одежда и обувь), а также 07 и 08 группам (овощи и фрукты). Так, по озвученным данным казахстанской стороной, в Киргизскую Республику ввозится одежды больше, чем в РК, в среднем в 65 и более раз. Хотя по данным Comtrade по 62 группе экспорт в КР из Китайской Народной Республики составил за 2016 год $ 1,54 млрд, а в Республику Казахстан — $ 0,57 млрд. Т. е. разница составляет лишь 2,7 раз, соответственно, заявление казахстанской стороны более чем некорректно, говорится в сообщении. При этом по 62 группе, по данным КНР, экспорт в Казахстан составил $ 578 млн. По данным Казахстана, импорт из Республики Казахстан этой же группы товаров составил $ 42,2 млн. Таким образом, расхождение в 13,7 раза, а по Киргизской Республике — в 19 раз. По данным Comtrade, по 64 группе экспорт в киргизскую Республику из КНР составил за 2016 год $ 0,9 млрд, а в РК — $ 1,2 млрд. При этом, по данным Казахстана, импорт из КНР этой же группы товаров составил $ 119 млн. Таким образом, наблюдается расхождение в 10,1 раза, в то время как по Киргизской Республике — всего в 3,8 раза. По позициям «фрукты и овощи» (07–08 группы ТН ВЭД) в Киргизской Республике за январь-сентябрь 2017 года наблюдается снижение импорта из КНР овощей и фруктов в натуральном выражении в 4 раза, с 56 тыс. тонн до 13 тыс. тонн. Аналогичная картина и в стоимостном выражении. Так, импорт овощей и фруктов снизился с $ 23,2 млн до $ 6 млн. При этом за 5 месяцев 2017 года импорт в Республику Казахстан по 07 группе товаров увеличился в разы. Если за 2016 год было ввезено 30,8 тыс. тонн, то только за 5 месяцев 2017 года ввезено 99,2 тыс. тонн. Кроме того, было отмечено, что Киргизская Республика существенно занижает таможенную стоимость при проведении таможенной очистки по отдельным видам товаров. В частности, приводились примеры по позициям «сапоги женские и блузки женские». При этом в Республике Казахстан имеются аналогичные случаи занижения таможенной стоимости по товарам, не подпадающим под изъятие Всемирной торговой организации. Следует подчеркнуть, что Киргизская Республика не поднимала в рамках ЕАЭС вопрос по перетокам товаров, которые завезены по сниженным ставкам ВТО. При этом 24% всей импортируемой продукции в Республику Казахстан товары проходят процедуру растаможки по ставке ВТО. Более того, Республика Казахстан взяла обязательство по недопущению вывоза данной продукции за пределы территории Республики Казахстан, т. е. исключительно для внутреннего потребления. Данные перетоки значительно подрывают конкурентоспособность экономики Киргизской Республики. Однако на сегодняшний день на территорию Киргизской Республики продолжают поступать товары, завезенные под изъятиями ВТО, и со вступлением Республики Казахстан в ВТО было ввезено товаров на сумму 7,7 млрд сомов, или $ 115,5 млн. То есть на всю эту сумму не было представлено соответствующих товаросопроводительных документов, подтверждающих, что товар завезен по ставкам ЕТТ и легитимно ввезен в Киргизскую Республику. Относительно потерь по НДС в правительстве сказали, что вопросы налогообложения являются прерогативой самого государства-члена Евразийского экономического союза и определяются национальным законодательством. Каждая страна самостоятельно устанавливает ставки