Серж Саргсян об Алмазбеке Атамбаеве: Бывших президентов не бывает - «Большой Кавказ» » «Новости Дня»

✔ Серж Саргсян об Алмазбеке Атамбаеве: Бывших президентов не бывает - «Большой Кавказ»


Серж Саргсян об Алмазбеке Атамбаеве: Бывших президентов не бывает - «Большой Кавказ»
Алмазбек Атамбаев и Серж Саргсян. Фото: svoboda.org
В декабре 2017 года завершится срок полномочий президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. Сегодня, 20 октября, киргизский телеканал «Ала-Тоо 24» опубликовал интервью с президентом Армении Сержем Саргсяном, в котором он рассказал о личных впечатлениях от работы с киргизским коллегой и об отношениях между двумя странами.
В этом году завершается шестилетний период президентства Алмазбека Атамбаева. В декабре он сложит полномочия. Как вы думаете, изменилось ли отношение между Бишкеком и Ереваном в период президентства Атамбаева?
Во-первых, хочу сказать, что бывших президентов не бывает. То есть да, конечно, он будет, наверное, без президентских полномочий. Но я думаю, что он все-таки будет иметь влияние на политические процессы в стране. Это между прочим. Хочу сказать, что отношения наших стран, несомненно, строятся на чувствах взаимной симпатии и традиций дружбы между нашими народами. Достаточно бегло взглянуть на маршрут Великого шелкового пути, и станет понятно, что армяне и киргизы пересекались в те далекие годы. И эти отношения складывались в течение веков. После обретения независимости отношения между нашими народами перешли на другой уровень. Мы в течение многих лет имеем схожие позиции к международным и региональным проблемам. А это очень хорошая основа для тесного сотрудничества в международных и региональных организациях. Я не буду перечислять эти организации, но общеизвестно, что мы являемся членами и Экономического союза и, естественно, военно-политического, как ОДКБ и ЕврАзЭс.
Если мы имели бы различные отношения по многим проблемам, наверное, наше участие (в организациях) было бы несовместимо. Я с Алмазбеком Шаршеновичем знаком уже много лет. И мы в год несколько раз встречаемся и очень часто беседуем. И эти беседы создали между нами теплые отношения, доверительную атмосферу. А как известно, от позиций руководителей, президентов стран зависят многие отношения. Я думаю, что наше знакомство и наша дружба очень положительно, конечно, повлияла на наши отношения. Я считаю, что сегодня наши отношения находятся на хорошем высоком уровне.
С Алмазбеком Атамбаевым вы довольно часто видитесь на полях международных форумов: будь то ЕАЭС, будь ОДКБ, будь то СНГ. Ведь Бишкек и Ереван являются членами этих организаций. Изменилось ли ваше мнение, впечатление о Киргизии после личного знакомства с Алмазбеком Атамбаевым?
Это нельзя назвать изменением. Во всяком случае, дополнились мои знания о Кыргызстане. Как я говорил, между нами установились доверительные отношения. Мы свободно обсуждаем и проблемы международные, но часто говорим о наших народах, о самобытности, о том, как наши народы смогли перейти через века, через проблемы и дойти до 21 века, сохраняя свою культуру и самобытность. Конечно же, эти встречи, посещение Кыргызстана сильно дополнило мое представление о вашем народе. Должен сказать, что ваш президент хорошо знаком с вашей историей, с традициями, и он с удовольствием пытается передать эту информацию и другим. Это очень хорошо. Каждый из нас обязан это делать. А он это делает умно, хорошо, приемлемо для остальных. А это очень важно.
Как Вы думаете, смог ли Алмазбек Атамбаев изменить имидж своей страны, изменить мнение о ней на международной арене?
Я думаю, что его роль в повышении международного имиджа Кыргызстана очень убедительна. Я как говорил, несколько раз посетил вашу страну, и каждый раз я радовался и удивлялся вашим успехам. Во всяком случае, за последние 6–7 лет, не только это мое мнение, это мнение и других руководителей. Кыргызстан представляется миру как доверительный партнер, как страна, которая проводит предсказуемую политику, ровную политику. Это очень-очень важно. Конечно, этому способствовало экономическое развитие. Я своими глазами видел Кыргызстан будучи министром обороны где-то в начале 2000 годов. И никакое сравнение с Кыргызстаном 2013, 2016 годов. Это очень важно. Заслуга Атамбаева, мне кажется, и в том, что ему удалось стабилизировать внутриполитическую ситуацию, укрепить государственные институты. Я думаю, что этому способствовал переход на парламентскую форму правления. Я думаю, что одним из самых больших достижений являются недавно проведенные выборы, которые по оценке международных наблюдателей были прозрачными, честными. Во всех странах, в том числе и в Армении, в выборных процессах бывают недостатки. Почти во всех странах. Поэтому недостатки недостатками, а честные, прозрачные выборы создали условия для мирного перехода или, если быть точнее, способствовали мирной передачи власти от одного избранного президента второму избранному президенту. Это очень-очень важно.
Я думаю, что это создало хорошие условия, чтобы новоизбранный президент продолжил ту работу, которую проделал господин Атамбаев.
Скажите, пожалуйста, почему необходимо продолжать работу, которую начал Алмазбек Атамбаев?
Ответ очень прост. Потому что это приводит к развитию страны, потому что это приводит к развитию наших отношений и отношений Кыргызстана с другими государствами. В современных условиях сотрудничество не имеет альтернативы. Сотрудничество приводит к развитию. И это очень важно. С другой стороны внутриполитическая стабильность — это является обязательным условием для развития страны. Я не знаю страны, где нет внутриполитической стабильности, и эта страна развивается. Это очень важно. Все-таки вопросы, которые стоят перед нами, можно решить не в раздробленном обществе. Можно решить главные вопросы, имея многих сторонников и соратников. Очень важно, чтобы государству помогло гражданское общество. Я не имею в виду, что конструктивная критика мешает, но в главных вопросах объединяющий фактор всегда является способствующим. И здесь, конечно, традиции, которые были положены просто необходимо продолжать и развивать.
Армения на полгода раньше Киргизии стала полноправным членом Евразийского экономического союза. Полгода, 8 месяцев, с точки зрения истории — небольшой период времени, мгновение. Наверное, можно сказать, что Киргизия и Армения одновременно вступили в этот союз. Если мысленно вернуться назад, тогда в 2013—2014 годах Вы, наверняка, очень внимательно отслеживали, как идут переговорные процессы стран союза с Киргизией. Ведь и нам, и вам приходилось в довольно жесткой форме отстаивать свои национальные интересы. Расскажите, пожалуйста, как это было.
Знаете, я бы не хотел говорить о подробностях, которые не освещались. Я только могу сказать, что ваш президент зубами отстаивал свои интересы, интересы вашего народа. Хотя скажу, что в ЕврАзЭсе нет такой атмосферы, чтобы кто-то у кого-то что-то хочет урвать. В любом случае каждая экономика имеет свои особенности, и очень важно, чтобы эти особенности довести до коллег. Вот он это делал очень хорошо. Я думаю, что результаты, которые имеет Кыргызстан в 2016 году, в этом году, являются результатом вот такой работы.
Цель Евразийского экономического союза, как известно, свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Если Вы сейчас побываете на киргизско-казахской границе, то Вы можете увидеть, что там нет свободного движения ни товаров, ни услуг, ни капитала, ни рабочей силы. Многокиллометровые очереди, каждую машину досматривают несколько часов, пешком от киргизского КПП до казахского проходят часа 2, если не больше. При этом из Казахстана в Киргизию все свободно. Никаких ограничений, машины проезжают, люди проходят. Очевидно, что это искусственно создаваемые барьеры, появились они на фоне небольшого ухудшения, «похолодания» отношений между Астаной и Бишкеком. Вы как президент государства, которое является членом Евразийского экономического союза, как прокомментировали бы подобную ситуацию?
Для того, чтобы прокомментировать ситуацию, нужно подробности знать. Это не означает, что я не верю тому, что Вы говорите. У меня есть совет, и Вам, и людям, которые освещают эти события, быть осторожными. В отношениях государств могут быть какие-то проблемы, временные проблемы. Очень важно, чтобы эти проблемы снять, снять добрым словом, хорошим поступком. Мы, армяне, как и киргизы, прошли долгий путь. И на этом пути мы имели большие проблемы, мы имели войны, мы имели другие проблемы. Но если обобщить, то история нас учила, что любой мир лучше любой войны. Война необязательно, чтобы была между солдатами и армиями. Экономическая война и какие-то санкции неприемлемы. Я уверен, что скоро наладятся эти отношения.
На самом деле наша организация для того, чтобы мы смогли сделать больше для наших народов. Для того, чтобы наши страны стали благополучными, чтобы наши граждане имели больше возможностей жить хорошо, получить выгоду и пользу от наших отношений. И этим нужно дорожить.
Если ситуация на границе не изменится, президент Атамбаев объявил, что будет вынужден созывать внеочередное заседание Высшего Евразийского экономического совета. Как Вы думаете, дойдет ли до этого?
Я думаю, что ситуация подскажет. Я не сомневаюсь, что президент Атамбаев до конца будет отстаивать интересы и права своего народа. Я думаю, что самый лучший путь — это разъяснение между сторонами. Если он обратится в коллективный орган, значит, будем обсуждать вопросы. Но я почти уверен, что в скором времени эти проблемы уйдут в историю.
Эту проблему вы как-то обсуждаете, лидеры государств-участников ЕАЭС, может быть, как-то неофициально, по телефону?
В любом случае в последний раз ваш премьер-министр говорил об этом в Сочи, и я думаю, что мы получили достаточную информацию.
Подобная ситуация не повредит ли имиджу ЕАЭС?
Я думаю, что еще рано об этом говорить. Мне хотелось бы, чтобы имидж повысился. Потому что это наша организация, понимаете. Это организация каждой страны. Мы туда вступили добровольно. Мы на самом деле хотим воспользоваться преимуществами большого рынка. Ведь и ваш рынок и ваша экономика, и наш рынок, и наша экономика — они маленькие. А это создает дополнительные проблемы на пути развития страны. Поэтому мы должны этим дорожить, мы должны всячески поддерживать интеграционные процессы, а не наоборот.
15 октября в Киргизии прошли выборы, была довольно-таки ожесточенная борьба. Как Вы оцениваете проведенный в стране плебисцит? Какие у Вас ожидания от нового руководителя для государства?
Я думаю, что оценка международных наблюдателей об этом говорит очень четко и ясно. И я, понятно, своими глазами не видел то, что там происходило. Но я с доверием отношусь к оценкам международных наблюдателей. Я считаю, что это говорит на самом деле интенсивной предвыборной борьбе, и я не думаю, что 90%, 80%, 85% - они отражают уровень предвыборной борьбы, когда один из претендентов получает такой процент. То есть я хочу сказать, что 54%, который набрал новоизбранный президент — это вполне достаточно, чтобы он уверенно управлял страной.
Конечно, много проблем в стране, и каждый, кому достается такая честь бороться за развитие своей страны, много раз обдумывает до того, как претендовать на эту должность. Я думаю, что новоизбранный президент на самом деле будет продолжать те добрые начинания, тот процесс, который развивал господин Атамбаев и который как просто воздух нужен киргизскому народу. Ваш народ трудолюбивый, ваш народ прямой, любит свои традиции, но хочет развиваться, хочет жить лучше. Это естественное желание, никто не может упрекнуть простому гражданину, почему ты недоволен сегодняшним своим нынешним состоянием. Каждый человек, который принимает решение активно участвовать в общественной жизни должен понимать, что критика неизбежна. Потому что в здоровом обществе многие люди на разные проблемы смотрят по-разному. Но, как я заметил, в очень многих странах активные люди приносят пользу. Если они, конечно, не радикалы. Если они, конечно, на мир, на жизнь не смотрят через черные очки. А вот людей, которые на самом деле здраво мыслят, в вашей стране достаточно. С помощью этих людей, я думаю, что новоизбранный президент добьется успехов.
Какие у Вас ожидания?
Я думаю, что он продолжит дело Атамбаева. И я думаю, что он тоже повысит как международный авторитет Кыргызстана, так и благосостояние кигизского народа. Я уверен, что если через год, через два, через три я буду в Бишкеке, то обязательно увижу перемены, увижу развитие.
Знаете, Бишкек для многих армян ассоциируется с началом мирного процесса в нашем регионе. В 1994 году в Бишкеке был подписан протокол, который явился отправной точкой мирному урегулированию нагорно-карабахского процесса. Поэтому для нас события, которые происходят в Кыргызстане, Бишкеке на эти события мы смотрим и с этой точки зрения. Я говорил и хочу повторить, что история научила нас дорожить миром. И я желаю вашему народу мира в сердцах, чувствах, действиях. И я уверен, что у вас хорошее будущее.
Благодарим Вас за интервью. Спасибо за то, что уделили нам время.
И я думаю, что необязательно через эфир передать мои теплые пожелания и приветы Алмазбеку Шаршеновичу, поэтому, пожалуйста, передайте ему мои хорошие пожелания и надежду на скорую встречу.

Алмазбек Атамбаев и Серж Саргсян. Фото: svoboda.orgВ декабре 2017 года завершится срок полномочий президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. Сегодня, 20 октября, киргизский телеканал «Ала-Тоо 24» опубликовал интервью с президентом Армении Сержем Саргсяном, в котором он рассказал о личных впечатлениях от работы с киргизским коллегой и об отношениях между двумя странами. В этом году завершается шестилетний период президентства Алмазбека Атамбаева. В декабре он сложит полномочия. Как вы думаете, изменилось ли отношение между Бишкеком и Ереваном в период президентства Атамбаева? Во-первых, хочу сказать, что бывших президентов не бывает. То есть да, конечно, он будет, наверное, без президентских полномочий. Но я думаю, что он все-таки будет иметь влияние на политические процессы в стране. Это между прочим. Хочу сказать, что отношения наших стран, несомненно, строятся на чувствах взаимной симпатии и традиций дружбы между нашими народами. Достаточно бегло взглянуть на маршрут Великого шелкового пути, и станет понятно, что армяне и киргизы пересекались в те далекие годы. И эти отношения складывались в течение веков. После обретения независимости отношения между нашими народами перешли на другой уровень. Мы в течение многих лет имеем схожие позиции к международным и региональным проблемам. А это очень хорошая основа для тесного сотрудничества в международных и региональных организациях. Я не буду перечислять эти организации, но общеизвестно, что мы являемся членами и Экономического союза и, естественно, военно-политического, как ОДКБ и ЕврАзЭс. Если мы имели бы различные отношения по многим проблемам, наверное, наше участие (в организациях) было бы несовместимо. Я с Алмазбеком Шаршеновичем знаком уже много лет. И мы в год несколько раз встречаемся и очень часто беседуем. И эти беседы создали между нами теплые отношения, доверительную атмосферу. А как известно, от позиций руководителей, президентов стран зависят многие отношения. Я думаю, что наше знакомство и наша дружба очень положительно, конечно, повлияла на наши отношения. Я считаю, что сегодня наши отношения находятся на хорошем высоком уровне. С Алмазбеком Атамбаевым вы довольно часто видитесь на полях международных форумов: будь то ЕАЭС, будь ОДКБ, будь то СНГ. Ведь Бишкек и Ереван являются членами этих организаций. Изменилось ли ваше мнение, впечатление о Киргизии после личного знакомства с Алмазбеком Атамбаевым? Это нельзя назвать изменением. Во всяком случае, дополнились мои знания о Кыргызстане. Как я говорил, между нами установились доверительные отношения. Мы свободно обсуждаем и проблемы международные, но часто говорим о наших народах, о самобытности, о том, как наши народы смогли перейти через века, через проблемы и дойти до 21 века, сохраняя свою культуру и самобытность. Конечно же, эти встречи, посещение Кыргызстана сильно дополнило мое представление о вашем народе. Должен сказать, что ваш президент хорошо знаком с вашей историей, с традициями, и он с удовольствием пытается передать эту информацию и другим. Это очень хорошо. Каждый из нас обязан это делать. А он это делает умно, хорошо, приемлемо для остальных. А это очень важно. Как Вы думаете, смог ли Алмазбек Атамбаев изменить имидж своей страны, изменить мнение о ней на международной арене? Я думаю, что его роль в повышении международного имиджа Кыргызстана очень убедительна. Я как говорил, несколько раз посетил вашу страну, и каждый раз я радовался и удивлялся вашим успехам. Во всяком случае, за последние 6–7 лет, не только это мое мнение, это мнение и других руководителей. Кыргызстан представляется миру как доверительный партнер, как страна, которая проводит предсказуемую политику, ровную политику. Это очень-очень важно. Конечно, этому способствовало экономическое развитие. Я своими глазами видел Кыргызстан будучи министром обороны где-то в начале 2000 годов. И никакое сравнение с Кыргызстаном 2013, 2016 годов. Это очень важно. Заслуга Атамбаева, мне кажется, и в том, что ему удалось стабилизировать внутриполитическую ситуацию, укрепить государственные институты. Я думаю, что этому способствовал переход на парламентскую форму правления. Я думаю, что одним из самых больших достижений являются недавно проведенные выборы, которые по оценке международных наблюдателей были прозрачными, честными. Во всех странах, в том числе и в Армении, в выборных процессах бывают недостатки. Почти во всех странах. Поэтому недостатки недостатками, а честные, прозрачные выборы создали условия для мирного перехода или, если быть точнее, способствовали мирной передачи власти от одного избранного президента второму избранному президенту. Это очень-очень важно. Я думаю, что это создало хорошие условия, чтобы новоизбранный президент продолжил ту работу, которую проделал господин Атамбаев. Скажите, пожалуйста, почему необходимо продолжать работу, которую начал Алмазбек Атамбаев? Ответ очень прост. Потому что это приводит к развитию страны, потому что это приводит к развитию наших отношений и отношений Кыргызстана с другими государствами. В современных условиях сотрудничество не имеет альтернативы. Сотрудничество приводит к развитию. И это очень важно. С другой стороны внутриполитическая стабильность — это является обязательным условием для развития страны. Я не знаю страны, где нет внутриполитической стабильности, и эта страна развивается. Это очень важно. Все-таки вопросы, которые стоят перед нами, можно решить не в раздробленном обществе. Можно решить главные вопросы, имея многих сторонников и соратников. Очень важно, чтобы государству помогло гражданское общество. Я не имею в виду, что конструктивная критика мешает, но в главных вопросах объединяющий фактор всегда является способствующим. И здесь, конечно, традиции, которые были положены просто необходимо продолжать и развивать. Армения на полгода раньше Киргизии стала полноправным членом Евразийского экономического союза. Полгода, 8 месяцев, с точки зрения истории — небольшой период времени, мгновение. Наверное, можно сказать, что Киргизия и Армения одновременно вступили в этот союз. Если мысленно вернуться назад, тогда в 2013—2014 годах Вы, наверняка, очень внимательно отслеживали, как идут переговорные процессы стран союза с Киргизией. Ведь и нам, и вам приходилось в довольно жесткой форме отстаивать свои национальные интересы. Расскажите, пожалуйста, как это было. Знаете, я бы не хотел говорить о подробностях, которые не освещались. Я только могу сказать, что ваш президент зубами отстаивал свои интересы, интересы вашего народа. Хотя скажу, что в ЕврАзЭсе нет такой атмосферы, чтобы кто-то у кого-то что-то хочет урвать. В любом случае каждая экономика имеет свои особенности, и очень важно, чтобы эти особенности довести до коллег. Вот он это делал очень хорошо. Я думаю, что результаты, которые имеет Кыргызстан в 2016 году, в этом году, являются результатом вот такой работы. Цель Евразийского экономического союза, как известно, свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Если Вы сейчас побываете на киргизско-казахской границе, то Вы можете увидеть, что там нет свободного движения ни товаров, ни услуг, ни капитала, ни рабочей силы. Многокиллометровые очереди, каждую машину досматривают несколько часов, пешком от киргизского КПП до казахского проходят часа 2, если не больше. При этом из Казахстана в Киргизию все свободно. Никаких ограничений, машины проезжают, люди проходят. Очевидно, что это искусственно создаваемые барьеры, появились они на фоне небольшого ухудшения, «похолодания» отношений между Астаной и Бишкеком. Вы как президент государства, которое является членом Евразийского экономического союза, как прокомментировали бы подобную ситуацию? Для того, чтобы прокомментировать ситуацию, нужно подробности знать. Это не означает, что я не верю тому, что Вы говорите. У меня есть совет, и Вам, и людям, которые освещают эти события, быть осторожными. В отношениях государств могут быть какие-то проблемы, временные проблемы. Очень важно, чтобы эти проблемы снять, снять добрым словом, хорошим поступком. Мы, армяне, как и киргизы, прошли долгий путь. И на этом пути мы имели большие проблемы, мы имели войны, мы имели другие проблемы. Но если обобщить, то история нас учила, что любой мир лучше любой войны. Война необязательно, чтобы была между солдатами и армиями. Экономическая война и какие-то санкции неприемлемы. Я уверен, что скоро наладятся эти отношения. На самом деле наша организация для того, чтобы мы смогли сделать больше для наших народов. Для того, чтобы наши страны стали благополучными, чтобы наши граждане имели больше возможностей жить хорошо, получить выгоду и пользу от наших отношений. И этим нужно дорожить. Если ситуация на границе не изменится, президент Атамбаев объявил, что будет вынужден созывать внеочередное заседание Высшего Евразийского экономического совета. Как Вы думаете, дойдет ли до этого? Я думаю, что ситуация подскажет. Я не сомневаюсь, что президент Атамбаев до конца будет отстаивать интересы и права своего народа. Я думаю, что самый лучший путь — это разъяснение между сторонами. Если он обратится в коллективный орган, значит, будем обсуждать вопросы. Но я почти уверен, что в скором времени эти проблемы уйдут в историю. Эту проблему вы как-то обсуждаете, лидеры государств-участников ЕАЭС, может быть, как-то неофициально, по телефону? В любом случае в последний раз ваш премьер-министр говорил об этом в Сочи, и я думаю, что мы получили достаточную информацию. Подобная ситуация не повредит ли имиджу ЕАЭС? Я думаю, что еще рано об этом говорить. Мне хотелось бы, чтобы имидж повысился. Потому что это наша организация, понимаете. Это организация каждой страны. Мы туда вступили добровольно. Мы на самом деле хотим воспользоваться преимуществами большого рынка. Ведь и ваш рынок и ваша экономика, и наш рынок, и наша экономика — они маленькие. А это создает дополнительные проблемы на пути развития страны. Поэтому мы должны этим дорожить, мы должны всячески поддерживать интеграционные процессы, а не наоборот. 15 октября в Киргизии прошли


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→