Вокруг обновленной Конституции Грузии — очередной накал страстей - «Большой Кавказ» » «Новости Дня»

✔ Вокруг обновленной Конституции Грузии — очередной накал страстей - «Большой Кавказ»


Конституционная реформа, которая в последние годы готовится в Грузии, в очередной раз накалила в стране страсти. Государственная конституционная комиссия Грузии 43 голосами против 8 приняла окончательный вариант в главный закон страны. Ее председатель, спикер грузинского парламента Ираклий Кобахидзе поблагодарил членов комиссии за проделанную работу.
«Если бы не ваше активное участие в работе Государственной конституционной комиссии, мы бы не смогли разработать усовершенствованный документ, который обеспечит полное соответствие нашего основного закона принципам конституционного права, а также обеспечит твердый конституционный фундамент для долгосрочного демократического развития страны», — заявил Кобахидзе.
Главные изменения в законопроекте касаются статуса президента Грузии. В новой версии он остается главой государства и верховным главнокомандующим страны, но при этом перестает возглавлять Совет национальной безопасности, большая часть принимаемых решений должна согласовываться с премьер-министром страны по принципу контрассигнаций — двойной подписи на документе.
В Грузии отменяется модель прямых президентских выборов, когда президент избирается населением страны. По новой модели его будут избирать 300 выборщиков из регионов, а затем кандидатура президента должна быть утверждена парламентом. По новым канонам, президентом страны сможет стать человек достигший 40-летнего возраста, а не 35 лет, как было ранее. Повысится возрастной ценз и для депутатов парламента — с 21 до 25 лет. Кроме того, в новой редакции Конституции исчезает конкретное указание на местоположение парламента. В старой модели указан город Кутаиси. Сами выборы будут проходить только по пропорциональной системе, по партийным спискам. По новым правилам, политические партии, для того чтобы повысить шансы на свой успех на выборах, не смогут создать избирательные блоки. Поправки также расширяют полномочия народного защитника Грузии и уточняют ряд статей по правам человека.
После поступления поправок в парламент, они выносятся на всеобщее обсуждение. Вот тут-то вокруг них и разгорелись нешуточные страсти. Против поправок выступили неправительственные организации. Представители 7 оппозиционных партий, принимавших участие в деятельности комиссии, отказались от работы в ней по той причине, что правящая партия «Грузинская мечта — демократическая Грузия» не учла их предложений. К оппозиции присоединился и президент Грузии Георгий Маргвелашвили, который высказался о своем отношении к данной идее на встрече со студентами батумского Государственного университета имени Шота Руставели. Он не согласился с тем, чтобы функции президента перешли премьер-министру.
«Самое страшное заключается в том, что фактически у страны не будет главнокомандующего. Главнокомандующего, который реально обеспечивает гражданский контроль над вооруженными силами… Исчез Совет безопасности и реально президент, которому формально положено быть главнокомандующим в случае войны, станет главнокомандующим без всякой компетенции, и у его действий не будет эффективности», — заявил он.
Глава государства также категорически против отмены прямых выборов президента: «Кто сказал, что население Грузии заявило о желании иметь парламентскую республику? Кто вообще рассмотрел положительные, отрицательные стороны, возможности, которые создает парламентская республика, полупарламентская или полупрезидентская? Кто принимал участие в таких дебатах? Кто выслушал темы о плюсах и минусах этих систем? Никто. Это было решено, но где решено — неизвестно».
Подобное заявление президента ничего кроме удивления и недоумения вызвать не может. Создается впечатление, что президент вернулся на родину из долголетнего межпланетного путешествия и был абсолютно не в курсе в происходящих в ней событий. Переход от президентской республики к парламентской был решен еще во время правления партии «Единого национального движения», а Конституция страны тогда подгонялась под одного-единственного человека — экс-президента Михаила Саакашвили. Тогда он и так незаконно превысил свой президентский лимит и при всем желании не мог бы стать пожизненным президентом. Не потому, что постеснялся бы — просто это подставило бы под огонь критики его хозяев, а они такое не прощают. А премьер-министром, наделенным всей полнотой власти, он уже мог быть сколько угодно. Как говорится, и волки сыты, и демократия цела. И парламент был перенесен в Кутаиси только потому, что «Единое национальное движение» проиграло выборы во всех десяти районах Тбилиси. Поэтому столицу было решено наказать, и в противовес ей повысить статус второго города Грузии — Кутаиси.
В свое время точно так поступила и царская власть, дав Кутаиси статус губернского города, чтобы польстить дворянству и населению Имеретии, обеспечив таким образом их большую лояльность.
У читателя может вызвать удивление тот факт, что президент, фактический приведенный во власть «Грузинской мечтой», выступает против нее вместе с оппозицией. С той самой оппозицией, которая обрушивала яростный шквал критики на экс-премьера Бидзину Иванишвили за то, что он взял в свою команду на пост министра образования, а затем и на роль президента страны Георгия Маргвелашвили. Эта же оппозиция не скупилась на оскорбления, называя будущего президента — «пустым местом», «ничтожеством», «жалкой марионеткой олигарха».
Конфликт у президента со своей уже бывшей партий начался с так называемой авлабарской резиденции. В ходе выборов «Грузинская мечта» обвиняла Саакашвили в умопомрачительных денежных суммах, которые были затрачены на строительство президентского дворца. После победы на выборах «Грузинская мечта» должна была передать это здание на другие государственные нужды. А вот новый президент покидать роскошные апартаменты и переходить в более скромное здание категорически отказался, что для «Грузинской мечты» было полной неожиданностью. Затем началось перетягивание каната должностных функций с премьер-министром страны, многочисленные вето в парламенте на важные для страны законы: о судебной реформе, создании службы надзора над Национальным банком, закона о «прослушках».
И вот уже бывший соратник Саакашвили, лидер оппозиционной партии «Движение за свободу — Европейская Грузия» Давид Бакрадзе призывает премьер-министра Георгия Квирикашвили провести плебисцит и дать народу право выбора.
«Если у премьера и у сегодняшней власти не хватит политического мужества спросить о мнении у грузинского народа, „Европейская Грузия“ выражает готовность начать политические консультации с политическими партиями и с президентом с целью сбора подписей», — заявил Бакрадзе.
Стоит спросить у перекрасившегося «национала», а почему они за девять лет своей власти не спрашивали мнение народа, скромно обходясь дубинками, пулями и изуверскими пытками в переполненных тюремных камерах.
Выступление президента резко осудили лидеры правящей партии парламента вице-спикер парламента Тамара Чугошвили, председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Эка Беселия, а их коллега по парламентскому большинству Мамука Мдинарадзе и вовсе назвал его просто «спектаклем».
Итак, на даном этапе поправки должен утвердить законодательный орган Грузии. Однако до этого пакет поправок отправят в Европейскую комиссию за демократию через право (Венецианскую комиссию) для получения их заключения и рекомендаций. С одной стороны это вроде бы хорошо, а вот с другой… Возникает наивный вопрос, а почему суверенная страна, как школьница, должна ждать, какую оценку ее законотворческой деятельности поставят где-то за границей?
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»

Конституционная реформа, которая в последние годы готовится в Грузии, в очередной раз накалила в стране страсти. Государственная конституционная комиссия Грузии 43 голосами против 8 приняла окончательный вариант в главный закон страны. Ее председатель, спикер грузинского парламента Ираклий Кобахидзе поблагодарил членов комиссии за проделанную работу. «Если бы не ваше активное участие в работе Государственной конституционной комиссии, мы бы не смогли разработать усовершенствованный документ, который обеспечит полное соответствие нашего основного закона принципам конституционного права, а также обеспечит твердый конституционный фундамент для долгосрочного демократического развития страны», — заявил Кобахидзе. Главные изменения в законопроекте касаются статуса президента Грузии. В новой версии он остается главой государства и верховным главнокомандующим страны, но при этом перестает возглавлять Совет национальной безопасности, большая часть принимаемых решений должна согласовываться с премьер-министром страны по принципу контрассигнаций — двойной подписи на документе. В Грузии отменяется модель прямых президентских выборов, когда президент избирается населением страны. По новой модели его будут избирать 300 выборщиков из регионов, а затем кандидатура президента должна быть утверждена парламентом. По новым канонам, президентом страны сможет стать человек достигший 40-летнего возраста, а не 35 лет, как было ранее. Повысится возрастной ценз и для депутатов парламента — с 21 до 25 лет. Кроме того, в новой редакции Конституции исчезает конкретное указание на местоположение парламента. В старой модели указан город Кутаиси. Сами выборы будут проходить только по пропорциональной системе, по партийным спискам. По новым правилам, политические партии, для того чтобы повысить шансы на свой успех на выборах, не смогут создать избирательные блоки. Поправки также расширяют полномочия народного защитника Грузии и уточняют ряд статей по правам человека. После поступления поправок в парламент, они выносятся на всеобщее обсуждение. Вот тут-то вокруг них и разгорелись нешуточные страсти. Против поправок выступили неправительственные организации. Представители 7 оппозиционных партий, принимавших участие в деятельности комиссии, отказались от работы в ней по той причине, что правящая партия «Грузинская мечта — демократическая Грузия» не учла их предложений. К оппозиции присоединился и президент Грузии Георгий Маргвелашвили, который высказался о своем отношении к данной идее на встрече со студентами батумского Государственного университета имени Шота Руставели. Он не согласился с тем, чтобы функции президента перешли премьер-министру. «Самое страшное заключается в том, что фактически у страны не будет главнокомандующего. Главнокомандующего, который реально обеспечивает гражданский контроль над вооруженными силами… Исчез Совет безопасности и реально президент, которому формально положено быть главнокомандующим в случае войны, станет главнокомандующим без всякой компетенции, и у его действий не будет эффективности», — заявил он. Глава государства также категорически против отмены прямых выборов президента: «Кто сказал, что население Грузии заявило о желании иметь парламентскую республику? Кто вообще рассмотрел положительные, отрицательные стороны, возможности, которые создает парламентская республика, полупарламентская или полупрезидентская? Кто принимал участие в таких дебатах? Кто выслушал темы о плюсах и минусах этих систем? Никто. Это было решено, но где решено — неизвестно». Подобное заявление президента ничего кроме удивления и недоумения вызвать не может. Создается впечатление, что президент вернулся на родину из долголетнего межпланетного путешествия и был абсолютно не в курсе в происходящих в ней событий. Переход от президентской республики к парламентской был решен еще во время правления партии «Единого национального движения», а Конституция страны тогда подгонялась под одного-единственного человека — экс-президента Михаила Саакашвили. Тогда он и так незаконно превысил свой президентский лимит и при всем желании не мог бы стать пожизненным президентом. Не потому, что постеснялся бы — просто это подставило бы под огонь критики его хозяев, а они такое не прощают. А премьер-министром, наделенным всей полнотой власти, он уже мог быть сколько угодно. Как говорится, и волки сыты, и демократия цела. И парламент был перенесен в Кутаиси только потому, что «Единое национальное движение» проиграло выборы во всех десяти районах Тбилиси. Поэтому столицу было решено наказать, и в противовес ей повысить статус второго города Грузии — Кутаиси. В свое время точно так поступила и царская власть, дав Кутаиси статус губернского города, чтобы польстить дворянству и населению Имеретии, обеспечив таким образом их большую лояльность. У читателя может вызвать удивление тот факт, что президент, фактический приведенный во власть «Грузинской мечтой», выступает против нее вместе с оппозицией. С той самой оппозицией, которая обрушивала яростный шквал критики на экс-премьера Бидзину Иванишвили за то, что он взял в свою команду на пост министра образования, а затем и на роль президента страны Георгия Маргвелашвили. Эта же оппозиция не скупилась на оскорбления, называя будущего президента — «пустым местом», «ничтожеством», «жалкой марионеткой олигарха». Конфликт у президента со своей уже бывшей партий начался с так называемой авлабарской резиденции. В ходе выборов «Грузинская мечта» обвиняла Саакашвили в умопомрачительных денежных суммах, которые были затрачены на строительство президентского дворца. После победы на выборах «Грузинская мечта» должна была передать это здание на другие государственные нужды. А вот новый президент покидать роскошные апартаменты и переходить в более скромное здание категорически отказался, что для «Грузинской мечты» было полной неожиданностью. Затем началось перетягивание каната должностных функций с премьер-министром страны, многочисленные вето в парламенте на важные для страны законы: о судебной реформе, создании службы надзора над Национальным банком, закона о «прослушках». И вот уже бывший соратник Саакашвили, лидер оппозиционной партии «Движение за свободу — Европейская Грузия» Давид Бакрадзе призывает премьер-министра Георгия Квирикашвили провести плебисцит и дать народу право выбора. «Если у премьера и у сегодняшней власти не хватит политического мужества спросить о мнении у грузинского народа, „Европейская Грузия“ выражает готовность начать политические консультации с политическими партиями и с президентом с целью сбора подписей», — заявил Бакрадзе. Стоит спросить у перекрасившегося «национала», а почему они за девять лет своей власти не спрашивали мнение народа, скромно обходясь дубинками, пулями и изуверскими пытками в переполненных тюремных камерах. Выступление президента резко осудили лидеры правящей партии парламента вице-спикер парламента Тамара Чугошвили, председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Эка Беселия, а их коллега по парламентскому большинству Мамука Мдинарадзе и вовсе назвал его просто «спектаклем». Итак, на даном этапе поправки должен утвердить законодательный орган Грузии. Однако до этого пакет поправок отправят в Европейскую комиссию за демократию через право (Венецианскую комиссию) для получения их заключения и рекомендаций. С одной стороны это вроде бы хорошо, а вот с другой… Возникает наивный вопрос, а почему суверенная страна, как школьница, должна ждать, какую оценку ее законотворческой деятельности поставят где-то за границей? Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→