К визиту Хасана Роухани в Москву: карабахский фактор для России и Ирана - «Большой Кавказ» » «Новости Дня»

✔ К визиту Хасана Роухани в Москву: карабахский фактор для России и Ирана - «Большой Кавказ»


К визиту Хасана Роухани в Москву: карабахский фактор для России и Ирана - «Большой Кавказ»
Владимир Путин и Хасан Роухани. Иллюстрация: today.kz
Накануне президентских выборов в Иране ожидается первый в новом году официальный визит главы иранского правительства Хасана Роухани за границу. Его направлением избрана Россия. Ожидается, что, среди прочих вопросов, таких, как безвизовый режим, торговля, стратегическое и военно-техническое сотрудничество Тегерана и Москвы, президенты двух стран, скорее всего, обсудят и ситуацию на Южном Кавказе. Особенно интересна перспектива поднятия ими карабахского вопроса, исключительно актуального в последние годы. Соответствующая информация была опубликована иранским ресурсом Parstoday со ссылкой на неофициальные источники.
Надо отметить, что Иран и раньше признавал действующий формат нагорно-карабахского урегулирования с участием Минской группы ОБСЕ неспособным решить проблему, так как он нивелирует роль Тегерана как региональной державы. Вместе с тем, ИРИ всячески противилась включению в процесс урегулирования Турции как стороны-союзника Азербайджана, имеющей в конфликте свои интересы. Однако эти векторы иранской политики в регионе сложились уже давно, а перспектива российско-иранских переговоров по Карабаху в настоящее время более интересна тем, что она витает в воздухе в свете очередного обострения между Ираном и Азербайджаном, а также общих успехов Москвы и Тегерана в Сирии.
Причиной обострения отношений между и без того не доверявших друг другу Ираном и Азербайджаном стал визит в Баку 13 декабря прошлого года премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, что рассердило иранскую сторону, рассматривающую Тель-Авив как однозначного врага. Ряд политических и государственных деятелей ИРИ высказались по поводу визита в негативном тоне. В частности, советник президента Ирана Али Асгар Солтание заявил об обеспокоенности его страны азербайджано-израильским сближением последнего времени. Представитель иранского МИД Бахрам Касеми, в свою очередь, не отрицая право Азербайджана принимать израильского премьера, т.к. это внутреннее дело страны, тем не менее, отметил, что Баку не должен был организовывать его визит. Причиной тому, по мнению чиновника, является стремление Израиля внести раскол между двумя соседними мусульманскими государствами. Не понравилось произошедшее и иранскому духовенству — представитель Верховного Лидера ИРИ в провинции Западный Азербайджан Сейид Мехди Горейши назвал визит израильского премьера в соседнюю страну неприемлемым, а занимающий ту же должность в провинции Ардебиль Сейид Хасан Амели заявил о соседстве Азербайджана с Ираном как единственной причине интереса к нему Израиля. Отметим, что Амели известен в Иране своей проазербайджанской позицией, в частности, в карабахском вопросе. Этот деятель в своих пятничных проповедях не раз отстаивал интересы Азербайджана, и его недовольство произошедшим по ту сторону границы — примечательно. А представитель Верховного Лидера в провинции Восточный Азербайджан Моджтахед Шабестари и вовсе потребовал от Баку накануне прилета Нетаньяху отменить его визит, рассматривая данное действие как долг каждой мусульманской страны. Мнения этих религиозных деятелей особенно важны, так как они работают в регионах, где наиболее сильны проазербайджанские и протурецкие настроения по причине населенности провинций тюркоязычным этническим компонентом.
Тем не менее, визит Нетаньяху в Азербайджан состоялся, и Иран на него ответил посещением президентом Хасаном Роухани Армении — противника Баку в регионе, 21 декабря 2016 года. Это давно запланированное мероприятие в рамках политики добрососедства, аннонсируемой Роухани с самого его избрания, оказалось как нельзя кстати, с точки зрения выражения иранской позиции. И здесь примечательна реакция азербайджанской политической элиты, и медиа-сообщества, т.к. из Баку вскоре послышались те же обвинения, что и несколькими днями (!) ранее из Тегерана. Иран обвиняли в отходе от принципов исламской солидарности путем сотрудничества с Арменией, которая, согласно азербайджанской версии истории карабахского конфликта, оккупирует 20% территории этой страны. Напоминая о принципе невмешательства во внутренние дела других стран, пресс-секретарь азербайджанского МИД Хикмет Гаджиев также обозначил факт «оккупации» Арменией территории Нагорного Карабаха как причину табу на армяно-иранское сближение. Спикер заявил и о, якобы, известных ему фактах уничтожения армянской стороной мусульманского наследия Карабаха. Впрочем, это не помешало визиту Роухани в Ереван и подписанию ряда важных договоренностей между Арменией и ИРИ.
Более того, осенью 2016 года министерство экономики непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (Арцаха) заключило с иранской компанией Part Saman Jahan Co. соглашение о реконструкции Гоухар-Ага, главной мечети карабахского города Шуши. Таким образом, иранская и армянская стороны не только развенчали азербайджанские обвинения в уничтожении мусульманской культуры Карабаха, но и сделали важный шаг в установлении отношений Тегерана и Арцаха, пусть и на уровне частной компании. Понятно, что, учитывая специфику иранских политико-экономических реалий, трудно предположить, что соглашение заключалось без одобрения властей ИРИ.
Баку продолжил игру на повышение уровня напряженности. В январе 2017 года бакинским судом был вынесен суровый приговор фигурантам «нардаранского дела». Осужденные за организацию массовых беспорядков, хранение оружия, убийство и другие преступления шиитские активисты поселка Нардаран во главе с Талехом Багирзаде получили от 10 до 20 лет лишения свободы. Это возмутило не только верующих и правозащитников в Азербайджане, но и иранских официальных лиц. Баку был обвинен религиозными деятелями северо-западных провинций Ирана в поддержке ваххабитов и преследовании шиитского населения, которое является в азербайджанской республике большинством.
Не меньшее негодование в Иране вызвало объявление 2017 года в Азербайджане «годом исламской солидарности» и подготовка Баку к Исламским играм солидарности. 100 миллионов долларов, потраченные азербайджанским правительством на фоне содержащихся в тюрьмах страны более 150 религиозных шиитских деятелей просто не могут найти понимания в Тегеране, являющемся признанным лидером шиитского мира. Сам Верховный Лидер ИРИ Али Хаменеи на встречах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым неоднократно призывал того надлежащим образом относиться к мусульманам и уважать исламские ценности, напоминая о том, что его страна следит за религиозной обстановкой на территории северного соседа, и готова встать на защиту верующих. Одним из принципов внешней политики Ирана является защита угнетенных (согласно иранской оценке) по всему миру.
Между тем, правительство Азербайджана, возможно, сознательно оказывает давление на шиизм и негласно поддерживает суннитское течение, пытаясь таким образом отдалиться от Исламской Республики и максимально сблизиться с Турцией и арабскими монархиями Персидского залива.
При этом не стоит сбрасывать со счетов взаимные экономические интересы Ирана и Азербайджана. Экономика является, по сути, единственной причиной, которая не позволяет конфронтационному взаимодействию между Тегераном и Баку получать свое развитие. Стороны готовятся к открытию железной дороги, которая соединит Иран и Россию через азербайджанскую территорию, активно оперируют в других сферах бизнеса.
Таким образом, если карабахский конфликт на переговорах между президентами Ирана и России все-таки будет затронут, беседа окажется сложной. Во многом позиции ИРИ и РФ по отношению к Азербайджану и Армении схожи: первый, и Москве и Тегерану пока более интересен экономически, в то время, как вторая — стратегически. Такой необычный формат обсуждения карабахского вопроса, возможно, даст новые пути и подходы. Иран и Россия уже имеют в целом успешный опыт военно-политического сотрудничества в урегулировании сирийского конфликта, и продолжение работы двух держав по решению и других актуальных для них геополитических проблем — логично.
Антон Евстратов, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Нагорный Карабах: "разморозка"
К визиту Хасана Роухани в Москву: карабахский фактор для России и Ирана - «Большой Кавказ»

25.03 Саргсян: Армения, не моргнув глазом, прикажет задействовать «Искандеры»
24.03 Саргсян: Ближневосточные события напрямую связаны с безопасностью Армении
24.03 Георгий Дерлугьян: Закавказью надо лучше искать свое место в мире
24.03 Экс-посол США: настал удобный момент для карабахского урегулирования
23.03 Тер-Петросяну уготована роль адвоката уступок по Карабаху: интервью
Все новости сюжета

Владимир Путин и Хасан Роухани. Иллюстрация: today.kzНакануне президентских выборов в Иране ожидается первый в новом году официальный визит главы иранского правительства Хасана Роухани за границу. Его направлением избрана Россия. Ожидается, что, среди прочих вопросов, таких, как безвизовый режим, торговля, стратегическое и военно-техническое сотрудничество Тегерана и Москвы, президенты двух стран, скорее всего, обсудят и ситуацию на Южном Кавказе. Особенно интересна перспектива поднятия ими карабахского вопроса, исключительно актуального в последние годы. Соответствующая информация была опубликована иранским ресурсом Parstoday со ссылкой на неофициальные источники. Надо отметить, что Иран и раньше признавал действующий формат нагорно-карабахского урегулирования с участием Минской группы ОБСЕ неспособным решить проблему, так как он нивелирует роль Тегерана как региональной державы. Вместе с тем, ИРИ всячески противилась включению в процесс урегулирования Турции как стороны-союзника Азербайджана, имеющей в конфликте свои интересы. Однако эти векторы иранской политики в регионе сложились уже давно, а перспектива российско-иранских переговоров по Карабаху в настоящее время более интересна тем, что она витает в воздухе в свете очередного обострения между Ираном и Азербайджаном, а также общих успехов Москвы и Тегерана в Сирии. Причиной обострения отношений между и без того не доверявших друг другу Ираном и Азербайджаном стал визит в Баку 13 декабря прошлого года премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, что рассердило иранскую сторону, рассматривающую Тель-Авив как однозначного врага. Ряд политических и государственных деятелей ИРИ высказались по поводу визита в негативном тоне. В частности, советник президента Ирана Али Асгар Солтание заявил об обеспокоенности его страны азербайджано-израильским сближением последнего времени. Представитель иранского МИД Бахрам Касеми, в свою очередь, не отрицая право Азербайджана принимать израильского премьера, т.к. это внутреннее дело страны, тем не менее, отметил, что Баку не должен был организовывать его визит. Причиной тому, по мнению чиновника, является стремление Израиля внести раскол между двумя соседними мусульманскими государствами. Не понравилось произошедшее и иранскому духовенству — представитель Верховного Лидера ИРИ в провинции Западный Азербайджан Сейид Мехди Горейши назвал визит израильского премьера в соседнюю страну неприемлемым, а занимающий ту же должность в провинции Ардебиль Сейид Хасан Амели заявил о соседстве Азербайджана с Ираном как единственной причине интереса к нему Израиля. Отметим, что Амели известен в Иране своей проазербайджанской позицией, в частности, в карабахском вопросе. Этот деятель в своих пятничных проповедях не раз отстаивал интересы Азербайджана, и его недовольство произошедшим по ту сторону границы — примечательно. А представитель Верховного Лидера в провинции Восточный Азербайджан Моджтахед Шабестари и вовсе потребовал от Баку накануне прилета Нетаньяху отменить его визит, рассматривая данное действие как долг каждой мусульманской страны. Мнения этих религиозных деятелей особенно важны, так как они работают в регионах, где наиболее сильны проазербайджанские и протурецкие настроения по причине населенности провинций тюркоязычным этническим компонентом. Тем не менее, визит Нетаньяху в Азербайджан состоялся, и Иран на него ответил посещением президентом Хасаном Роухани Армении — противника Баку в регионе, 21 декабря 2016 года. Это давно запланированное мероприятие в рамках политики добрососедства, аннонсируемой Роухани с самого его избрания, оказалось как нельзя кстати, с точки зрения выражения иранской позиции. И здесь примечательна реакция азербайджанской политической элиты, и медиа-сообщества, т.к. из Баку вскоре послышались те же обвинения, что и несколькими днями (!) ранее из Тегерана. Иран обвиняли в отходе от принципов исламской солидарности путем сотрудничества с Арменией, которая, согласно азербайджанской версии истории карабахского конфликта, оккупирует 20% территории этой страны. Напоминая о принципе невмешательства во внутренние дела других стран, пресс-секретарь азербайджанского МИД Хикмет Гаджиев также обозначил факт «оккупации» Арменией территории Нагорного Карабаха как причину табу на армяно-иранское сближение. Спикер заявил и о, якобы, известных ему фактах уничтожения армянской стороной мусульманского наследия Карабаха. Впрочем, это не помешало визиту Роухани в Ереван и подписанию ряда важных договоренностей между Арменией и ИРИ. Более того, осенью 2016 года министерство экономики непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (Арцаха) заключило с иранской компанией Part Saman Jahan Co. соглашение о реконструкции Гоухар-Ага, главной мечети карабахского города Шуши. Таким образом, иранская и армянская стороны не только развенчали азербайджанские обвинения в уничтожении мусульманской культуры Карабаха, но и сделали важный шаг в установлении отношений Тегерана и Арцаха, пусть и на уровне частной компании. Понятно, что, учитывая специфику иранских политико-экономических реалий, трудно предположить, что соглашение заключалось без одобрения властей ИРИ. Баку продолжил игру на повышение уровня напряженности. В январе 2017 года бакинским судом был вынесен суровый приговор фигурантам «нардаранского дела». Осужденные за организацию массовых беспорядков, хранение оружия, убийство и другие преступления шиитские активисты поселка Нардаран во главе с Талехом Багирзаде получили от 10 до 20 лет лишения свободы. Это возмутило не только верующих и правозащитников в Азербайджане, но и иранских официальных лиц. Баку был обвинен религиозными деятелями северо-западных провинций Ирана в поддержке ваххабитов и преследовании шиитского населения, которое является в азербайджанской республике большинством. Не меньшее негодование в Иране вызвало объявление 2017 года в Азербайджане «годом исламской солидарности» и подготовка Баку к Исламским играм солидарности. 100 миллионов долларов, потраченные азербайджанским правительством на фоне содержащихся в тюрьмах страны более 150 религиозных шиитских деятелей просто не могут найти понимания в Тегеране, являющемся признанным лидером шиитского мира. Сам Верховный Лидер ИРИ Али Хаменеи на встречах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым неоднократно призывал того надлежащим образом относиться к мусульманам и уважать исламские ценности, напоминая о том, что его страна следит за религиозной обстановкой на территории северного соседа, и готова встать на защиту верующих. Одним из принципов внешней политики Ирана является защита угнетенных (согласно иранской оценке) по всему миру. Между тем, правительство Азербайджана, возможно, сознательно оказывает давление на шиизм и негласно поддерживает суннитское течение, пытаясь таким образом отдалиться от Исламской Республики и максимально сблизиться с Турцией и арабскими монархиями Персидского залива. При этом не стоит сбрасывать со счетов взаимные экономические интересы Ирана и Азербайджана. Экономика является, по сути, единственной причиной, которая не позволяет конфронтационному взаимодействию между Тегераном и Баку получать свое развитие. Стороны готовятся к открытию железной дороги, которая соединит Иран и Россию через азербайджанскую территорию, активно оперируют в других сферах бизнеса. Таким образом, если карабахский конфликт на переговорах между президентами Ирана и России все-таки будет затронут, беседа окажется сложной. Во многом позиции ИРИ и РФ по отношению к Азербайджану и Армении схожи: первый, и Москве и Тегерану пока более интересен экономически, в то время, как вторая — стратегически. Такой необычный формат обсуждения карабахского вопроса, возможно, даст новые пути и подходы. Иран и Россия уже имеют в целом успешный опыт военно-политического сотрудничества в урегулировании сирийского конфликта, и продолжение работы двух держав по решению и других актуальных для них геополитических проблем — логично. Антон Евстратов, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru» Нагорный Карабах: "разморозка" 25.03 Саргсян: Армения, не моргнув глазом, прикажет задействовать «Искандеры» 24.03 Саргсян: Ближневосточные события напрямую связаны с безопасностью Армении 24.03 Георгий Дерлугьян: Закавказью надо лучше искать свое место в мире 24.03 Экс-посол США: настал удобный момент для карабахского урегулирования 23.03 Тер-Петросяну уготована роль адвоката уступок по Карабаху: интервью Все новости сюжета


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→