Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ» » «Новости Дня»

✔ Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»


Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»
Дискуссия вокруг принятия закона о российской нации быстро породила ряд экспертных формулировок, направленных на выявление специфики этого феномена, но при этом порой взаимоисключающих. Например, академик Валерий Тишков предлагает следующую формулировку: «Россия — нация наций» (Что есть нация. В поисках российской идентичности, публикация в Независимой газете, 24 января 2017 года), а его оппонент, директор Московского центра социальных исследований политолог Александр Щипков говорит о «полиэтничной русской нации», формирование которой завершил «крымский консенсус» (О русско-российском вопросе, публикация на портале «Ум+», 14 февраля 2017 года).
При всей разнице исходных теоретических и ценностных предпосылок, заложенных в данных формулировках, представляется, что в них присутствует одна общая идея, которая, в конечном итоге, оказывается более важной, чем заявленные расхождения. Эта идея заключается в том, что национальному строительству и в целом межнациональным отношениям в России в принципе чужды идеология и практика так называемого «органического национализма», который в течение последнего столетия неоднократно становился главной движущей силой этнических чисток, что повлекло за собой миллионные человеческие жертвы.
Связь между массовыми этническими чистками (и, в более широком смысле, актами геноцида) и «органическим национализмом» подробно исследована живым классиком исторической социологии, британско-американским ученым Майклом Манном в его капитальном труде «Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток» (в 2016 году выпущен на русском языке издательством «Пятый Рим»). В основе «органического национализма», по Манну, лежит представление о народе не как о совокупности граждан, населяющих определенную территорию, а как о сообществе, объединенном единством происхождения (например, «арийского»), в связи с чем все, кто по своему происхождению являются чужими, подлежат исключению, которое может трактоваться предельно широко — вплоть до истребления.
«Идеи радикального этнонационализма служат приглашением к социальному исключению тех, кого считают этнически чуждыми, почвой, на которой произрастают семена отчуждения и ненависти, — комментирует концепцию Майкла Манна российский социолог Владимир Малахов. — В ситуации же, если конфликт произошел и вступил в насильственную фазу, эти идеи становятся легитиматором любых злодеяний. Итак, идеологическим условием этнических чисток является этнический национализм вообще и так называемый „органический национализм“ в частности».
Несложно заметить, что при всей значимости иных факторов (экономического, религиозного, культурного и т. д.) именно «органический национализм» стал тем «знаменем», под которым разворачивалось большинство кровавых конфликтов на постсоветском пространстве. Характерный пример — события на Украине начиная с 2014 года, развитию которых по катастрофическому сценарию способствовали именно радикально-националистические силы, изначально ориентированные на «расчеловечивание» своего противника — носителей русского языка и русской культуры. Дистанция между карнавально-гротескным «кто не скачет — тот москаль» и бомбардировками городов Донбасса, которые следует признать полноценными этническими чистками, фактически оказалась ничтожной, что ставит конфликт на востоке Украины в один ряд с вспышками геноцида в Руанде и бывшей Югославии в 1990-х годах.
Из более давних примеров того, как «органический национализм» на постсоветском пространстве быстро перерастал в этнические чистки, следует в первую очередь отметить кампанию по изгнанию армянского населения из Азербайджана, развернувшуюся в период, когда вопрос о будущем Нагорно-Карабахской СССР решался еще преимущественно в мирной плоскости. Серия армянских погромов в Баку и Сумгаите спровоцировала массовый исход армянского населения, в том числе из столицы Азербайджана, где проживало порядка 200 тысяч армян, значительная часть которых нашла убежище в России.
В связи с этим стоит отметить и усилия, предпринимаемые Россией по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта. Одна из главных задач России в этом процессе — сохранение добрососедских отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном, в том числе учитывая фактор проживания в РФ сотен тысяч армян и азербайджанцев. Отсутствие сколько-нибудь серьезной, публично артикулируемой напряженности между российскими армянами и азербайджанцами — еще одно свидетельство того, что Россия является территорией мирного сосуществования различных национальностей.
Аналогичная ситуация наблюдалась в ходе грузино-абхазского конфликта в начала 1990-х годов, когда на оккупированной грузинской армией (а по сути, парамилитарными отрядами) части Абхазской ССР абхазское население заставляли записываться грузинами во избежание типичных для этнических чисток последствий — изгнания или доведения до бесправного положения. Как и в случае с армяно-азербайджанским конфликтом, для тысяч абхазов второй родиной стала Россия.
Позиция, которую занимала и продолжает занимать Россия по этим и многим другим конфликтам на постсоветском пространстве, наглядно демонстрирует, что и российской элите, и в целом российскому обществу в принципе чужды доктрины «органического национализма» в духе «Россия для русских». Показательным случаем здесь стала «шестидневная война» с Грузией в августе 2008 года, которая никоим образом не вызвала массовой грузинофобии в России, хотя главный инициатор конфликта — грузинский президент Михаил Саакашвили — в своих стремлениях силой вернуть территории Абхазии и Южной Осетии действовал именно в русле «органического национализма». О том, что конфликт 2008 года никак не повлиял на отношения между российским и грузинским народами, свидетельствует как минимум растущий поток российских туристов в Грузии, которые неизменно пользуются в этой стране уважением и гостеприимством. Формальное отсутствие дипломатических отношений между двумя странами не препятствует и восстановлению товарооборота, которое состоялось в последние годы.
Аналогичным образом вооруженный конфликт на Донбассе не вызвал в российском обществе приступов массовой украинофобии: большинство россиян прекрасно понимают, что преступные элиты в Киеве — это отнюдь не весь украинский народ, который фактически оказался их заложником.
Принципиально важно, что Россия, как уже было сказано, неизменно выступает защитником и пристанищем для обездоленных народов, ставших жертвами этнических чисток, причем не только на постсоветском пространстве (евреев, армян, курд, крымских татар, осетин, турок-месхетинцев, абхазов), но и в пределах бывшего социалистического лагеря. Русские, сами познавшие все беды геноцида — массового уничтожения в годы Великой Отечественной Войны, являют сегодня собой миру общность, исключающую человеконенавистнические цели «органического национализма».
На Балканах значительная часть населения таких стран, как Сербия, Болгария, Черногория и Македония, связывают свои надежды на безопасность именно с Россией, а не с Евросоюзом и уж тем более не с НАТО (вопреки позиции значительной части элит этих государств).
Аналогично миллионы людей, гонимые в Россию социальными катаклизмами в Средней Азии — нищетой и несправедливостью местных режимов, находят здесь возможность адаптации и новые возможности для личного роста. Кто и как использует эти возможности — другое дело.
Историческая траектория движения России к такому результату была, безусловно, путем «проб и ошибок». В ходе революции 1917 года одна из важнейших линий раскола российского общества пролегала именно в сфере межнациональных отношений, и лишь кардинальный пересмотр того «наследства» в национальном вопросе, которое досталось большевикам от царской России, позволил Советской власти вновь собрать и удержать «национальные окраины», хотя в то же время заложил «мины замедленного действия», сработавшие в момент распада СССР.
Однако следует признать, что образование СССР в 1922 году обеспечило беспрецедентный на тот момент уровень равноправия наций в многонациональной стране. Ликвидация еврейской черты оседлости и унизительного для неславянских народов России статуса «инородцев», создание автономий, ускоривших развитие национальных культур и языков, — все это завоевания Русской революции 1917 года, о которых нелишне еще раз вспомнить в год ее столетия. Завоевания, тем более важные, что ведущие европейские государства того времени — Великобритания, Франция, Бельгия — еще долго сохраняли свой статус колониальных империй.
В сегодняшнем же контексте советский/российский опыт создания условий для равноправного развития разных национальностей в пределах одного государства выглядит особенно успешным в контексте фактического краха политики мультикультурализма в западных странах. Нелишне вспомнить и о том, что в таких формально мононациональных странах, как Великобритания, Франция или Германия, это качество было во многом достигнуто путем агрессивной ассимиляции «нетитульных» народов (валлийцев, провансальцев, славян и др.). Между тем для современной многонациональной России «цементирующую» роль по-прежнему играет память о Великой Отечественной войне, в которой погибли представители всех национальностей, живущих в стране. Значительную роль сыграло и появление «национальных кадров» на уровне руководства всей страной — практика, продолжающаяся по сей день (характерный пример — министр обороны РФ, этнический тувинец Сергей Шойгу).
Для современной России наиболее тяжелым наследием предыдущего периода истории в сфере межнациональных отношений, безусловно, являются последствия сталинских депортаций так называемых «наказанных народов» — чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков, а с недавних пор еще и крымских татар. В качестве отложенных последствий событий 1944 года следует признать две чеченские войны, осетино-ингушский конфликт 1992 года, время от времени возникающую напряженность между тюркскими и адыгскими народами на Северном Кавказе.
В то же время следует отметить, что на пути нейтрализации этих потенциально критических угроз для российской государственности (здесь можно вспомнить название опубликованной после первой чеченской войны книги британского политолога Анатоля Ливена «Чечня — могильный камень российской власти») сделано уже немало. Достаточно вспомнить беспрецедентные средства, направленные на восстановление Чечни, серию осетино-ингушских соглашений, которые позволили ингушам вернуться на земли Пригородного района, начавшийся, хотя и крайне непростой в деталях процесс восстановления чеченского Ауховского района в Дагестане и т. д.
После возвращения Крыма в состав России за короткое время созданы все условия для интеграции народов полуострова в российский социум. Крымско-татарский язык получил статус государственного, наравне с русским и украинским языками.
Следует признать, что потенциальных межэтнических конфликтов, подогреваемых «органическим национализмом» в исполнении отдельных активистов и общественных движений, в России могло быть гораздо больше. Известный российский кавказовед Артур Цуциев в своем Атласе этнополитической истории Кавказа (1774–2004) выделяет порядка 30 «проектов статусных и национально-территориальных изменений», в той или иной форме возникавших в регионе на рубеже 1980–1990-х годов, причем большинство из них имело в своей основе именно «органический национализм». Поэтому тот факт, что спустя четверть века после распада Советского Союза внутренние административные границы РСФСР (причем не только на Северном Кавказе) в целом удалось сохранить, говорит скорее об устойчивости административно-территориальных конструкций той эпохи, когда словосочетание «дружба народов» было не только пропагандистским штампом.
Именно неприемлемость «органического национализма» для России — как для властей, так и для большей части общества — стала принципиальной гарантией того, что процесс пересмотра внутренних административных границ с неизбежным «эффектом домино» не был запущен на полную мощь. Несмотря на все сложности национального строительства (главная из которых заключается в том, что этот процесс требует ежедневных усилий и оперативных реакций на новые вызовы), Россия остается страной, где равноправие наций является безусловной ценностью и для государства, и для общества.
Николай Проценко, Виген Акопян («NOVOSTI-DNY.Ru»)
"Остров Крым"
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

06.03 Хадж из Крыма: мусульмане вновь не могут найти общий знаменатель
03.03 Натовские беспилотники и зубы неандертальцев: Крым за неделю
28.02 Сергей Аксенов: Граждане Украины давно привыкли, что Крым — российский
24.02 «План Артеменко» и годовщина начала «Русской весны»: Крым за неделю
24.02 Американские уши «мирного плана» Артеменко: Белый дом начал торг с Кремлём?
Все новости сюжета
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

03.03 Россельхознадзор: запрещенных белорусских продуктов может стать больше
02.03 Белорусский пищепром нарастил экспорт в Россию
28.02 «России и Белоруссии нужно защитить людей Донбасса»
27.02 «Мягкая сила» России в Белоруссии рискует стать чересчур мягкой
25.02 «Участники протестов в Белоруссии вынуждены идти за националистами»
Все новости сюжета
Государственность Южной Осетии
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

06.03 В Северной Осетии прошел самый крупный после Беслана митинг
05.03 Битаров: Переименование Ингушетии — попытка сорвать осетинский референдум
28.02 Цхинвал уверен, что Россия не пересмотрит позицию по Южной Осетии
27.02 Выборы в Южной Осетии: «граждане не потерпят больше издевательств»
08.02 Бзаров: Алания вместо Осетии — адекватное и выверенное название государства
Все новости сюжета
Дезинтеграция Украины
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

06.03 Российским химикам перекрывают экспорт на Украину
03.03 Национализация в Донбассе: предупреждение Ахметову или разрыв с Украиной?
03.03 Песков: Вопрос признания ЛДНР решает президент России
03.03 Глава ДНР объявил блокаду Украине: «Рубим все связи!»
02.03 «Новая» формула: как Украина перезимовала на российском газе
Все новости сюжета
Нагорный Карабах: "разморозка"
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

06.03 Бишкекская головоломка для Баку: как Исламабад поссорил две столицы
06.03 Предвыборная Армения: пророссийский вектор подвергается ревизии?
06.03 Баку видит серьезный настрой Москвы по карабахскому урегулированию — МИД
06.03 Лавров: Ереван и Баку пока далеки от выработки единого подхода по Карабаху
06.03 Виген Саркисян: Нет границ, разделяющих безопасность Армении и Карабаха
Все новости сюжета
Путь Абхазии
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

27.02 Антон Кривенюк: Абхазия может получить пародию на парламент
18.01 Срок формирования конституционного суда Абхазии продлен
17.01 Криминал в Абхазии: политики и молодежь
29.12 Победа Абхазии и здравого смысла — политические итоги года
27.12 Абхазия заработала столько же, сколько дала Россия — итоги года
Все новости сюжета
Рождение Курдистана
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

12.11 Турция и курды ужесточают риторику и действия: выиграет в итоге Иран?
25.10 ДАИШ отобьёт Мосул при президенте США Хиллари Клинтон. Израиль в фокусе
25.10 Курды убьют ДАИШ, если им помогут: интервью министра Иракского Курдистана
24.10 Бросок ДАИШ на Киркук: рецидив провалов
23.09 Эрдоган: США снабжают оружием террористов, угрожая нашему будущему
Все новости сюжета
Русские в Прибалтике: без права на права
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

28.02 Апогей абсурда: как в Прибалтике борются с советской символикой
23.02 Максим Рева: США пытаются «перекодировать» русских Прибалтики
18.02 Эстонский эксперимент: удастся ли «перекодировать» русскую общину?
30.12 В Латвии хотят помешать встретить Новый год по московскому времени
29.12 В Литве хотят сократить объем российской телепродукции в эфире
Все новости сюжета
Сирийский узел
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

06.03 Москва остановила «Щит Евфрата»: смирится ли Эрдоган?
05.03 Россия в Сирии: держим перемирие, отбили Пальмиру, мирим Иран и Турцию
03.03 СМИ: В боях за Пальмиру тяжело ранен генерал ЗВО Петр Милюхин
02.03 Группировка «Аль-Каида» подтвердила гибель своего вице-главаря
01.03 Триумф «Белых шлемов»: Оскар — героям, «Аль-Каиде» или пропагандистам?
Все новости сюжета
Этот день в истории
Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов - «Большой Кавказ»

06.03 Этот день в истории: 1762 год — Петр III распустил Тайную канцелярию
05.03 Этот день в истории: 1770 год — Бостонская бойня
04.03 Этот день в истории: 1803 год — Указ о вольных хлебопашцах
03.03 Этот день в истории: 1918 год — Брестский мир
02.03 Этот день в истории: 1958 год — экспедиция Фукса пересекла Антарктиду
Все новости сюжета

Дискуссия вокруг принятия закона о российской нации быстро породила ряд экспертных формулировок, направленных на выявление специфики этого феномена, но при этом порой взаимоисключающих. Например, академик Валерий Тишков предлагает следующую формулировку: «Россия — нация наций» (Что есть нация. В поисках российской идентичности, публикация в Независимой газете, 24 января 2017 года), а его оппонент, директор Московского центра социальных исследований политолог Александр Щипков говорит о «полиэтничной русской нации», формирование которой завершил «крымский консенсус» (О русско-российском вопросе, публикация на портале «Ум », 14 февраля 2017 года). При всей разнице исходных теоретических и ценностных предпосылок, заложенных в данных формулировках, представляется, что в них присутствует одна общая идея, которая, в конечном итоге, оказывается более важной, чем заявленные расхождения. Эта идея заключается в том, что национальному строительству и в целом межнациональным отношениям в России в принципе чужды идеология и практика так называемого «органического национализма», который в течение последнего столетия неоднократно становился главной движущей силой этнических чисток, что повлекло за собой миллионные человеческие жертвы. Связь между массовыми этническими чистками (и, в более широком смысле, актами геноцида) и «органическим национализмом» подробно исследована живым классиком исторической социологии, британско-американским ученым Майклом Манном в его капитальном труде «Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток» (в 2016 году выпущен на русском языке издательством «Пятый Рим»). В основе «органического национализма», по Манну, лежит представление о народе не как о совокупности граждан, населяющих определенную территорию, а как о сообществе, объединенном единством происхождения (например, «арийского»), в связи с чем все, кто по своему происхождению являются чужими, подлежат исключению, которое может трактоваться предельно широко — вплоть до истребления. «Идеи радикального этнонационализма служат приглашением к социальному исключению тех, кого считают этнически чуждыми, почвой, на которой произрастают семена отчуждения и ненависти, — комментирует концепцию Майкла Манна российский социолог Владимир Малахов. — В ситуации же, если конфликт произошел и вступил в насильственную фазу, эти идеи становятся легитиматором любых злодеяний. Итак, идеологическим условием этнических чисток является этнический национализм вообще и так называемый „органический национализм“ в частности». Несложно заметить, что при всей значимости иных факторов (экономического, религиозного, культурного и т. д.) именно «органический национализм» стал тем «знаменем», под которым разворачивалось большинство кровавых конфликтов на постсоветском пространстве. Характерный пример — события на Украине начиная с 2014 года, развитию которых по катастрофическому сценарию способствовали именно радикально-националистические силы, изначально ориентированные на «расчеловечивание» своего противника — носителей русского языка и русской культуры. Дистанция между карнавально-гротескным «кто не скачет — тот москаль» и бомбардировками городов Донбасса, которые следует признать полноценными этническими чистками, фактически оказалась ничтожной, что ставит конфликт на востоке Украины в один ряд с вспышками геноцида в Руанде и бывшей Югославии в 1990-х годах. Из более давних примеров того, как «органический национализм» на постсоветском пространстве быстро перерастал в этнические чистки, следует в первую очередь отметить кампанию по изгнанию армянского населения из Азербайджана, развернувшуюся в период, когда вопрос о будущем Нагорно-Карабахской СССР решался еще преимущественно в мирной плоскости. Серия армянских погромов в Баку и Сумгаите спровоцировала массовый исход армянского населения, в том числе из столицы Азербайджана, где проживало порядка 200 тысяч армян, значительная часть которых нашла убежище в России. В связи с этим стоит отметить и усилия, предпринимаемые Россией по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта. Одна из главных задач России в этом процессе — сохранение добрососедских отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном, в том числе учитывая фактор проживания в РФ сотен тысяч армян и азербайджанцев. Отсутствие сколько-нибудь серьезной, публично артикулируемой напряженности между российскими армянами и азербайджанцами — еще одно свидетельство того, что Россия является территорией мирного сосуществования различных национальностей. Аналогичная ситуация наблюдалась в ходе грузино-абхазского конфликта в начала 1990-х годов, когда на оккупированной грузинской армией (а по сути, парамилитарными отрядами) части Абхазской ССР абхазское население заставляли записываться грузинами во избежание типичных для этнических чисток последствий — изгнания или доведения до бесправного положения. Как и в случае с армяно-азербайджанским конфликтом, для тысяч абхазов второй родиной стала Россия. Позиция, которую занимала и продолжает занимать Россия по этим и многим другим конфликтам на постсоветском пространстве, наглядно демонстрирует, что и российской элите, и в целом российскому обществу в принципе чужды доктрины «органического национализма» в духе «Россия для русских». Показательным случаем здесь стала «шестидневная война» с Грузией в августе 2008 года, которая никоим образом не вызвала массовой грузинофобии в России, хотя главный инициатор конфликта — грузинский президент Михаил Саакашвили — в своих стремлениях силой вернуть территории Абхазии и Южной Осетии действовал именно в русле «органического национализма». О том, что конфликт 2008 года никак не повлиял на отношения между российским и грузинским народами, свидетельствует как минимум растущий поток российских туристов в Грузии, которые неизменно пользуются в этой стране уважением и гостеприимством. Формальное отсутствие дипломатических отношений между двумя странами не препятствует и восстановлению товарооборота, которое состоялось в последние годы. Аналогичным образом вооруженный конфликт на Донбассе не вызвал в российском обществе приступов массовой украинофобии: большинство россиян прекрасно понимают, что преступные элиты в Киеве — это отнюдь не весь украинский народ, который фактически оказался их заложником. Принципиально важно, что Россия, как уже было сказано, неизменно выступает защитником и пристанищем для обездоленных народов, ставших жертвами этнических чисток, причем не только на постсоветском пространстве (евреев, армян, курд, крымских татар, осетин, турок-месхетинцев, абхазов), но и в пределах бывшего социалистического лагеря. Русские, сами познавшие все беды геноцида — массового уничтожения в годы Великой Отечественной Войны, являют сегодня собой миру общность, исключающую человеконенавистнические цели «органического национализма». На Балканах значительная часть населения таких стран, как Сербия, Болгария, Черногория и Македония, связывают свои надежды на безопасность именно с Россией, а не с Евросоюзом и уж тем более не с НАТО (вопреки позиции значительной части элит этих государств). Аналогично миллионы людей, гонимые в Россию социальными катаклизмами в Средней Азии — нищетой и несправедливостью местных режимов, находят здесь возможность адаптации и новые возможности для личного роста. Кто и как использует эти возможности — другое дело. Историческая траектория движения России к такому результату была, безусловно, путем «проб и ошибок». В ходе революции 1917 года одна из важнейших линий раскола российского общества пролегала именно в сфере межнациональных отношений, и лишь кардинальный пересмотр того «наследства» в национальном вопросе, которое досталось большевикам от царской России, позволил Советской власти вновь собрать и удержать «национальные окраины», хотя в то же время заложил «мины замедленного действия», сработавшие в момент распада СССР. Однако следует признать, что образование СССР в 1922 году обеспечило беспрецедентный на тот момент уровень равноправия наций в многонациональной стране. Ликвидация еврейской черты оседлости и унизительного для неславянских народов России статуса «инородцев», создание автономий, ускоривших развитие национальных культур и языков, — все это завоевания Русской революции 1917 года, о которых нелишне еще раз вспомнить в год ее столетия. Завоевания, тем более важные, что ведущие европейские государства того времени — Великобритания, Франция, Бельгия — еще долго сохраняли свой статус колониальных империй. В сегодняшнем же контексте советский/российский опыт создания условий для равноправного развития разных национальностей в пределах одного государства выглядит особенно успешным в контексте фактического краха политики мультикультурализма в западных странах. Нелишне вспомнить и о том, что в таких формально мононациональных странах, как Великобритания, Франция или Германия, это качество было во многом достигнуто путем агрессивной ассимиляции «нетитульных» народов (валлийцев, провансальцев, славян и др.). Между тем для современной многонациональной России «цементирующую» роль по-прежнему играет память о Великой Отечественной войне, в которой погибли представители всех национальностей, живущих в стране. Значительную роль сыграло и появление «национальных кадров» на уровне руководства всей страной — практика, продолжающаяся по сей день (характерный пример — министр обороны РФ, этнический тувинец Сергей Шойгу). Для современной России наиболее тяжелым наследием предыдущего периода истории в сфере межнациональных отношений, безусловно, являются последствия сталинских депортаций так называемых «наказанных народов» — чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков, а с недавних пор еще и крымских татар. В качестве отложенных последствий событий 1944 года следует признать две чеченские войны, осетино-ингушский конфликт 1992 года, время от времени возникающую напряженность между тюркскими и адыгскими народами на Северном Кавказе. В то же время следует отметить, что на пути нейтрализации этих потенциально критических угроз для российской государственности


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика