✔ Предвыборная Армения: пророссийский вектор подвергается ревизии? - «Большой Кавказ»
Капитолина 7-03-2017, 06:00 193 Мир / Большой Кавказ
ПОХОЖИЕ
Несмотря на то, что страдающих в тисках бедности 30–40% граждан Армении больше интересуют обещания политиков, связанные с решением социально-экономических проблем, немаловажным обстоятельством является и их внешнеполитическая позиция. Тем более, что многие проблемы Армении, связанные как с экономикой, так и безопасностью, в основном решаются путем аутсорсинга. Россия — основной источник трансфертов и вооружений, а также инвестор в ее экономику и торговый партнер, а ЕС — стимулятор политических трансформаций, грантовый донор, кредитор и тоже торговый партнер. В разные периоды новейшей истории Армении те или иные векторы интеграции страны, будь то НАТО, ЕС или ЕАЭС, ОДКБ, были обусловлены экономическими и военно-политическими факторами. Таким образом, значение внешнего фактора в решении внутренних проблем Армении трудно переоценить. В связи с этим интересно, какое место отводят ему участники избирательного процесса.
В этом контексте участвующие в кампании политических силы можно сгруппировать в блоки. Интересно то, что разделительные линии между политическими силами здесь проходят не по привычной дихотомии «власть-оппозиция». Правящая Республиканская партия Армении, АРФ «Дашнакцутюн» и оппозиционные политические силы «Процветающая Армения», «Армянское возрождение» и «Армянский национальный конгресс» выступают почти с единой позиции. Может быть, между ними есть разница в нюансах в плане реализации своей внешнеполитической линии, но все они выступают за продолжение интеграции Армении в евразийские структуры, укрепление сотрудничества в рамках ОДКБ, расширение контактов с НАТО и ЕС, а также решение карабахского конфликта на основе взаимных уступок. Это и есть обобщенное представление данных политических сил о положении дел на внешней арене.
Например, возглавляемая первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном партия «Армянский национальный конгресс» выступает за скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта и нормализацию армяно-турецких отношений. Несмотря на данное политическое стремление блока Тер-Петросяна, Турция на данный момент и не вспоминает о подписанных с Ереваном в 2009 году в Цюрихе протоколах по восстановлению дипотношений с Арменией, а Баку все больше отходит от логики урегулирования конфликта и угрожает развязать полномасштабные боевые действия в зоне карабахского конфликта. Однако, это видимо не интересует АНК, и он, несмотря все еще кровоточащую рану от апрельских боевых действий, вступил в предвыборную гонку с лозунгом — «Мир и добрососедство». В этой группе от «мейнстрима» по нормализации армяно-турецких отношений отклоняется партия АРФ «Дашнакцутюн», для которой с учетом ее влияния в армянской диаспоре, тема Геноцида имеет совершенно другую политическую значимость и является важнейшей частью ее политической идентичности.
Партия «Армянское возрождение» — фактически новое название действующей уже два десятилетия партии «Оринац еркир» («Страна закона»), — объявила себя оппозицией после указанного «ребрендинга». В вопросах внешней политики партия почти полностью придерживается парадигме президента Сержа Саргсяна. Лидер «Армянского возрождения» Артур Багдасарян выступает за тесное сотрудничество с ЕС, США и Ираном, но главным вектором внешней политики страны для него однозначно является интеграция Армении в рамках Евразийского экономического союза. Он критикует власть за то, что она не может должным образом использовать потенциал данного интеграционного проекта. Однако тот же Артур Багдасарян, в бытность спикером парламента в 2006 году в интервью германской газете Frankfurter Allgemaine заявлял, что «будущим Армении является Евросоюз и НАТО» и «Россия не должна становиться на пути, ведущем в Европу».
Самый большой разнобой внешнеполитических взглядов наличествует в альянсе «Осканян-Оганян-Ованнисян». Альянс возглавляют три экс-министра. Двое из них — Раффи Ованнисян и Вардан Осканян в свое время возглавляли МИД Армении, а Сейран Оганян — министерство обороны. Альянс «эксов», выступая во внутренней политике с единых позиций, имеет диаметрально противоположные взгляды по вопросам внешней политики. Их позиции отличаются по таким ключевым проблемам, как урегулирование карабахского конфликта и нормализация армяно-турецких отношений. Родом из сирийского Алеппо Вардан Осканян, до мозга костей поборник западных ценностей, в бытность министром иностранных дел Армении придерживался пресловутого «комплементарного» внешнеполитического курса. О представлениях экс-министра обороны, генерал-полковника Сейрана Оганяна по внешней политике журналистам известно не так много. Однако с учетом его бэкграунда в качестве кадрового военного, а также многочисленных контактов с Москвой, можно предположить, что Оганян больше склоняется к пророссийскому курсу. Возможно, в том числе и по этой причине ему был предложен пост генсека ОДКБ.
Подходы Раффи Ованнисяна по внешней политике достаточно радикальны. Он выступает против нормализации отношений с Турцией на основе цюрихских протоколов, лоббирует признание Нагорного Карабаха Арменией, протестует против каких-либо территориальных уступок по Карабаху и против членства Армении в ЕАЭС. В альянсе «эксов» найти единство подходов по внешней политике вряд ли удастся, их скорее объединяет настрой против власти и стремление урвать свой кусок из парламентского пирога.
Коммунисты слишком слабы, коэффициент их влияния на армянскую политику стремится к нулю.
Вторую группу составляют две политические единицы — альянс «Елк» («Выход») и партия «Свободные демократы», которые поддерживают укрепление западного вектора внешней политики Армении. Однако если второй категорически ставит вопрос ошибочности нахождения Армении в составе ЕАЭС (ее лидер, депутат Хачатур Кокобелян после апрельской войны в зоне карабахского конфликта ввел в оборот парламента проект решения о выходе страны из ЕАЭС — прим. ред.) и выступает за тесную интеграцию страны в евроатлантические структуры, то подходы альянса «Елк» более умеренны. Последний продвигает линию поиска альтернативы по обеспечению безопасности Армении и больше делает акцент не на интеграцию в рамках ЕАЭС и ОДКБ, а на укрепление двусторонних армяно-российских отношений. Лидеры данного политического блока в качестве военно-политической альтернативы для Армении рассматривают Иран, Китай и НАТО.
Эксперт Института Кавказа, политолог Грант Микаелян считает, что по большому счету никто из вышеперечисленных политических сил на самом деле не будет пытаться кардинально изменить внешнеполитические ориентиры страны. «В целом изменить внешнеполитический курс Армении можно, но это будет иметь свою цену. Те, которые настаивают на этом, на самом деле хорошо понимают, что их шансы на победу в выборах не велики. Смотрите, из постсоветских стран — Украина, Грузия и Молдова относительно недавно сделали такую попытку, и понесли потери в виде территорий. Иными словами, они свой условный „Карабах“ уже потеряли. Тем более, что со стороны Запада им была предложена альтернативная сделка. Армении в плане безопасности никто, кроме России такой сделки четко не предлагал», — сказал эксперт, добавив, что выдвижение прозападной повестки некоторыми политическими силами, преследует вполне понятные прагматичные цели.
«Дело в том, что в последние годы в Армении существенно расширился прозападно настроенный сегмент общества. С другой стороны он не расширился насколько, чтобы используя его потенциал, смогли достичь успеха сразу несколько политических единиц — частично альянс „эксов“ (с учетом фактора Рафии Ованнисяна — ред.), „Свободные демократы“ и альянс „Выход“. Ясно, что по итогам выборов одну или две из них постигнет неудача», — подытожил он.
Аршалуйс Мгдесян (Ереван), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Нагорный Карабах: "разморозка"
06.03 Бишкекская головоломка для Баку: как Исламабад поссорил две столицы
06.03 Баку видит серьезный настрой Москвы по карабахскому урегулированию — МИД
06.03 Лавров: Ереван и Баку пока далеки от выработки единого подхода по Карабаху
06.03 Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов
06.03 Виген Саркисян: Нет границ, разделяющих безопасность Армении и Карабаха
Все новости сюжета
Лидер прозападной партии «Наследие» Раффи Ованнисян фото: a1plus.amВ Армении 5 марта официально стартовала избирательная кампания. Участвующие в процессе 9 партий и альянсов всеми возможными и невозможными способами будут убеждать граждан голосовать именно за них, обещая низкие налоги, приток инвестиций, зарплаты, пенсии, прогресс, безопасность и кредиты по низким процентным ставкам. В общем, весь набор стандартных предвыборных обещаний, которые граждане постсоветских стран привыкли слушать от политиков. Несмотря на то, что страдающих в тисках бедности 30–40% граждан Армении больше интересуют обещания политиков, связанные с решением социально-экономических проблем, немаловажным обстоятельством является и их внешнеполитическая позиция. Тем более, что многие проблемы Армении, связанные как с экономикой, так и безопасностью, в основном решаются путем аутсорсинга. Россия — основной источник трансфертов и вооружений, а также инвестор в ее экономику и торговый партнер, а ЕС — стимулятор политических трансформаций, грантовый донор, кредитор и тоже торговый партнер. В разные периоды новейшей истории Армении те или иные векторы интеграции страны, будь то НАТО, ЕС или ЕАЭС, ОДКБ, были обусловлены экономическими и военно-политическими факторами. Таким образом, значение внешнего фактора в решении внутренних проблем Армении трудно переоценить. В связи с этим интересно, какое место отводят ему участники избирательного процесса. В этом контексте участвующие в кампании политических силы можно сгруппировать в блоки. Интересно то, что разделительные линии между политическими силами здесь проходят не по привычной дихотомии «власть-оппозиция». Правящая Республиканская партия Армении, АРФ «Дашнакцутюн» и оппозиционные политические силы «Процветающая Армения», «Армянское возрождение» и «Армянский национальный конгресс» выступают почти с единой позиции. Может быть, между ними есть разница в нюансах в плане реализации своей внешнеполитической линии, но все они выступают за продолжение интеграции Армении в евразийские структуры, укрепление сотрудничества в рамках ОДКБ, расширение контактов с НАТО и ЕС, а также решение карабахского конфликта на основе взаимных уступок. Это и есть обобщенное представление данных политических сил о положении дел на внешней арене. Например, возглавляемая первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном партия «Армянский национальный конгресс» выступает за скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта и нормализацию армяно-турецких отношений. Несмотря на данное политическое стремление блока Тер-Петросяна, Турция на данный момент и не вспоминает о подписанных с Ереваном в 2009 году в Цюрихе протоколах по восстановлению дипотношений с Арменией, а Баку все больше отходит от логики урегулирования конфликта и угрожает развязать полномасштабные боевые действия в зоне карабахского конфликта. Однако, это видимо не интересует АНК, и он, несмотря все еще кровоточащую рану от апрельских боевых действий, вступил в предвыборную гонку с лозунгом — «Мир и добрососедство». В этой группе от «мейнстрима» по нормализации армяно-турецких отношений отклоняется партия АРФ «Дашнакцутюн», для которой с учетом ее влияния в армянской диаспоре, тема Геноцида имеет совершенно другую политическую значимость и является важнейшей частью ее политической идентичности. Партия «Армянское возрождение» — фактически новое название действующей уже два десятилетия партии «Оринац еркир» («Страна закона»), — объявила себя оппозицией после указанного «ребрендинга». В вопросах внешней политики партия почти полностью придерживается парадигме президента Сержа Саргсяна. Лидер «Армянского возрождения» Артур Багдасарян выступает за тесное сотрудничество с ЕС, США и Ираном, но главным вектором внешней политики страны для него однозначно является интеграция Армении в рамках Евразийского экономического союза. Он критикует власть за то, что она не может должным образом использовать потенциал данного интеграционного проекта. Однако тот же Артур Багдасарян, в бытность спикером парламента в 2006 году в интервью германской газете Frankfurter Allgemaine заявлял, что «будущим Армении является Евросоюз и НАТО» и «Россия не должна становиться на пути, ведущем в Европу». Самый большой разнобой внешнеполитических взглядов наличествует в альянсе «Осканян-Оганян-Ованнисян». Альянс возглавляют три экс-министра. Двое из них — Раффи Ованнисян и Вардан Осканян в свое время возглавляли МИД Армении, а Сейран Оганян — министерство обороны. Альянс «эксов», выступая во внутренней политике с единых позиций, имеет диаметрально противоположные взгляды по вопросам внешней политики. Их позиции отличаются по таким ключевым проблемам, как урегулирование карабахского конфликта и нормализация армяно-турецких отношений. Родом из сирийского Алеппо Вардан Осканян, до мозга костей поборник западных ценностей, в бытность министром иностранных дел Армении придерживался пресловутого «комплементарного» внешнеполитического курса. О представлениях экс-министра обороны, генерал-полковника Сейрана Оганяна по внешней политике журналистам известно не так много. Однако с учетом его бэкграунда в качестве кадрового военного, а также многочисленных контактов с Москвой, можно предположить, что Оганян больше склоняется к пророссийскому курсу. Возможно, в том числе и по этой причине ему был предложен пост генсека ОДКБ. Подходы Раффи Ованнисяна по внешней политике достаточно радикальны. Он выступает против нормализации отношений с Турцией на основе цюрихских протоколов, лоббирует признание Нагорного Карабаха Арменией, протестует против каких-либо территориальных уступок по Карабаху и против членства Армении в ЕАЭС. В альянсе «эксов» найти единство подходов по внешней политике вряд ли удастся, их скорее объединяет настрой против власти и стремление урвать свой кусок из парламентского пирога. Коммунисты слишком слабы, коэффициент их влияния на армянскую политику стремится к нулю. Вторую группу составляют две политические единицы — альянс «Елк» («Выход») и партия «Свободные демократы», которые поддерживают укрепление западного вектора внешней политики Армении. Однако если второй категорически ставит вопрос ошибочности нахождения Армении в составе ЕАЭС (ее лидер, депутат Хачатур Кокобелян после апрельской войны в зоне карабахского конфликта ввел в оборот парламента проект решения о выходе страны из ЕАЭС — прим. ред.) и выступает за тесную интеграцию страны в евроатлантические структуры, то подходы альянса «Елк» более умеренны. Последний продвигает линию поиска альтернативы по обеспечению безопасности Армении и больше делает акцент не на интеграцию в рамках ЕАЭС и ОДКБ, а на укрепление двусторонних армяно-российских отношений. Лидеры данного политического блока в качестве военно-политической альтернативы для Армении рассматривают Иран, Китай и НАТО. Эксперт Института Кавказа, политолог Грант Микаелян считает, что по большому счету никто из вышеперечисленных политических сил на самом деле не будет пытаться кардинально изменить внешнеполитические ориентиры страны. «В целом изменить внешнеполитический курс Армении можно, но это будет иметь свою цену. Те, которые настаивают на этом, на самом деле хорошо понимают, что их шансы на победу в выборах не велики. Смотрите, из постсоветских стран — Украина, Грузия и Молдова относительно недавно сделали такую попытку, и понесли потери в виде территорий. Иными словами, они свой условный „Карабах“ уже потеряли. Тем более, что со стороны Запада им была предложена альтернативная сделка. Армении в плане безопасности никто, кроме России такой сделки четко не предлагал», — сказал эксперт, добавив, что выдвижение прозападной повестки некоторыми политическими силами, преследует вполне понятные прагматичные цели. «Дело в том, что в последние годы в Армении существенно расширился прозападно настроенный сегмент общества. С другой стороны он не расширился насколько, чтобы используя его потенциал, смогли достичь успеха сразу несколько политических единиц — частично альянс „эксов“ (с учетом фактора Рафии Ованнисяна — ред.), „Свободные демократы“ и альянс „Выход“. Ясно, что по итогам выборов одну или две из них постигнет неудача», — подытожил он. Аршалуйс Мгдесян (Ереван), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru» Нагорный Карабах: "разморозка" 06.03 Бишкекская головоломка для Баку: как Исламабад поссорил две столицы 06.03 Баку видит серьезный настрой Москвы по карабахскому урегулированию — МИД 06.03 Лавров: Ереван и Баку пока далеки от выработки единого подхода по Карабаху 06.03 Безусловная ценность. Россия — дом и защитник для обездоленных народов 06.03 Виген Саркисян: Нет границ, разделяющих безопасность Армении и Карабаха Все новости сюжета