✔ Что символизирует 23 февраля для израильтян: Израиль в фокусе - «Ближний Восток»
Гликерия 11-03-2018, 00:00 193 Мир / Большой Ближний Восток
ПОХОЖИЕ
«Для меня честь и удовольствие открыть этот диалог между Израилем и Польшей. Не секрет, что польский закон по поводу Холокоста вызвал обеспокоенность в Израиле и у еврейского народа по всему миру. Мы должны гарантировать, что будет защищена историческая правда и не появятся ограничений для свободы слова и научного поиска», — сказал глава израильской делегации, генеральный директор МИД Юваль Ротем.
Его польский коллега Бартош Чихоцкий выразил готовность совместно работать над «продвижением правды о Холокосте и многовековых польско-еврейских отношениях». «Мы здесь, мы открыты, мы готовы дать ответ на все вопросы и разъяснить все, что еще нуждается в разъяснении по поводу антидиффамационного закона, к которому были недавно приняты поправки в Польше», — сказал он. (mignews.com)
Портал 9tv.co.il опубликовал аналитическую статью публициста Зэева Ханина под заголовком «Отечество славлю, которое есть?».
Прошлый 2017 год был богат на знаковые для израильтян круглые даты. От 50-летия Шестидневной войны 1967 года и 70-летия судьбоносного для страны голосования в ООН в ноябре 1947 года, открывшего путь к провозглашению государства Израиль — и до столетия двух революций в ноябре 1917 года. Октябрьской (положившей начало коммунистическому режиму) и сионистской (Декларация Бальфура и начало оформления еврейского «государства в пути» на территории Британского мандата в Западной Палестине). То есть двух событий, разделивших российское еврейство. На тех, кто дал себя увлечь надеждами (в их «красном» или «белом» варианте) на политическую свободу и социальное равенство в постреволюционной России. И тех, кто стал ядром поколения основателей Израиля.
Не менее урожайным на знаковые события явно станет и этот, 2018 год. Понятно, что первыми в очереди будут такие даты, как 70-летие образования государства Израиль и 100-летие завершения Первой мировой войны, радикально изменившей геополитический расклад на Ближнем Востоке, во многих своих параметрах остававшийся почти неизменным на протяжении следующего века. Другим памятным датам «с двумя нулями» явно повезло или повезет намного меньше. Среди них — исполнившееся 23 февраля столетие официально установленной в СССР даты создания Красной/Советской Армии, отмечаемой в современной России как «День защитника отечества».
Основная масса израильтян практически не обратила внимания на это событие, но в русскоязычном сегменте израильского интернета обсуждение (которое в какой-то момент было поддержано и в других сегментах Рунета) этой темы было довольно оживленным. Спектр затрагиваемых аспектов простирался от загрузки армейских фотографий, личных историй и забавных армейских баек до эмоциональных обсуждений образа фактического создателя РККА Льва Давидовича Троцкого и в целом роли евреев в русской революции, а также Гражданской и Второй мировой (Великой отечественной) войнах.
Но если отрешиться от ФБ-дискуссий, для основной массы репатриантов, не считая ветеранов «горячих точек» и небольшой группы иммигрантов самой последней волны, сей день потерял существенный смысл. За исключением, разумеется, «гражданской», или неполитической, составляющей этой даты, оставшейся не слишком важным, но все же пока не исчезнувшим элементом семейной традиции и культурного наследия страны исхода. Отношение к этому факту «русских» израильтян существенно различается.
«При Брежневе этот день стал вторым [после 8 марта — авт.] однополым праздником СССР. Меня, мальчишку, это возмущало — не из-за исторических нестыковок (я ничего не знал об этом), а из-за того, что я четко знал — в их армии я служить не буду, — пишет бывший участник подпольного религиозного движения в СССР и редактор „Российской еврейской энциклопедии“ Зеэв Вагнер. — Кончилась Советская власть, и 23 февраля превратился сначала в День вооруженных сил, а в 1993 — в День защитника Отечества… самое смешное и бредовое в том, что тысячи наших нынешних и бывших сограждан отмечают этот день в Израиле. И не задумываются о том, что в нашей стране, воюющей постоянно, в стране, где огромный процент людей служил и служит, нет такого праздника. Как нет и десятков других советских „профессиональных“ праздников. И слава Б-гу!». (Зеэв Вагнер, «Красный рудимент»)
Противоположное суждение высказал в ФБ бизнесмен и блогер Таль Шахар (Tal Shahar): «Для меня 23 февраля — не День Советской Армии. Это праздник моей семьи, в которой мой дед, отец, родной старший брат, брат моей бабушки, мой зять, все они были настоящими офицерами, не запятнавшими чести и мундира. Поэтому вчера было очень и очень брезгливо получать уродливые картинки от тех, для кого 23 февраля — день получения в подарок очередных носков, бритв и одеколонов».
С ним оказался в целом солидарен журналист Семён Кацыв: «В бывшем СССР и в СНГ [23 февраля] всегда считался мужским праздником. Дело не в празднике, а в памяти, которую бережёт каждый, как часть своей жизни», — пишет он в ФБ.
В какой же степени подобные суждения отражают настроения «русскоязычных» израильтян? Ответом на этот вопрос отчасти являются итоги исследования культурной идентификации выходцев из бывшего СССР в Израиле, проведенном несколько лет назад социологическим Институтом ПОРИ по программе, предложенной автором этих строк.
Данное исследование включало в себя и такой компонент, как отношение респондентов к праздникам и памятным датам — традиционным еврейским, «новым» израильским, и праздникам страны исхода. Согласно собранным исследователями данным, популярность этого праздника была обратно пропорциональна стажу респондентов в стране (наиболее высокой — более 30% - доля тех, кто так или иначе отмечает 23 февраля, была среди репатриантов, приехавших после 2000 года, против чуть более пятой части тех, кто репатриировался в 1988—1994 гг.).
В целом лишь 11% респондентов отметили, что регулярно отмечают День Советской армии/Защитника отечества, еще 14% признали, что делают это редко, и еще 50% заявили, что не отмечают «день Советской армии» никогда или почти никогда. Причем, что логично, доля мужчин, положительно отметивших первый вариант ответа, была вдвое выше, чем среди женщин. Закономерно и то, что среди респондентов в возрасте 55–64 лет и 65 лет и старше таких было, соответственно, втрое и вчетверо больше, чем, например, среди молодежи до 25 лет. А среди респондентов «раннего среднего возраста» (41–54 года) оказалось 30% респондентов, то есть, больше, чем в какой-либо другой возрастной категории, тех, кто выбрал вариант «как правило, я не отмечаю этот праздник, но тем не менее он имеет для меня значение».
Интересен и другой момент: в категории «продвинутого молодого возраста» (26–40 лет) доля тех, кто отмечает 23 февраля, «часто или почти всегда» также оказалось в два с половиной раза больше, а «редко» — вдвое больше, чем среди близких к ним по многим другим параметрам 18–25-летним. Вероятно, этот феномен можно объяснить тем фактом, что в сознании представителей «полуторного поколения» — тех, кто родились в бывшем СССР, но учились в средних и старших классах школы уже Израиле и служили в ЦАХАЛе, произошла некоторая социологическая проекция (пост)советского опыта на новую реальность — эти молодые люди, нередко воспринимают его как День защитников СВОЕГО отечества (то есть Израиля).
Сказанное заставляет предположить, что влияние этого элемента постсоветской традиции, все более «израилизируясь», исчезнет из повестки для русскоязычной общины Израиля еще очень нескоро. (9tv.co.il)
Газета «Еврейский Мир» опубликовала запись беседы Владимира Янкелевича, израильского обозревателя по военно-политической тематике, с публицистом Львом Мадорским, Германия, под заголовком «Будущее приходит сегодня».
Л.М. История человечества это история войн, а история войн — это история совершенствования орудий нападения и защиты. После изобретения копья появились щит и кольчуга. Стали строить крепостные стены и родились катапульты, стенобитные орудия, а к стенам Трои прискакал Троянский конь Одиссея. Ответом на изобретения пистолета стали бронежилеты, а на появление авиации и ракет — системы ПВО и ПРО, противовоздушной и противоракетной обороны. Так, видимо, будет продолжаться, пока (очень хочется верить в это) земляне научатся жить без войн.
В прошлой беседе, по следам твоего, Владимир, выступления по израильскому телевидению от 10.01.18 «Цахал ликвидировал очередной туннель в Газе» мы говорили об этой логической связке «нападение-защита». «Железный купол» остановил обстрелы Хамасом израильской территории Касамами, а новая система обнаружения и уничтожения туннелей показала бессмысленность тратить огромные средства на их строительство. Таким образом, безопасность еврейского государства в условиях вражеского окружения (об этом ты говорил в своих беседах и статьях неоднократно) напрямую зависит от технологического превосходства вооружений ЦАХАЛа над вооружением арабских государств. Твой комментарий по телевидению от 17. 01.18 «Огненный серп» подтверждает, что такое превосходство не только продолжается, но и становится всё более и более очевидным.
У меня ощущение, что Израиль получил настоящее оружие будущего, которое как в фантастических романах, не только создаёт стену перед ракетами противника, но даже определяет тип ракет. Более того, это удивительное, умное оружие ПРО действует только тогда, когда есть реальная опасность. Это невероятно, непостижимо, сказке подобно! Правильно ли я понимаю, что израильское изобретение делает еврейское государство, практически, неуязвимым для иранских ракет и для ракет их марионеток Хизбаллы и Хамаса?
В. Я. Неуязвимость в войне — вещь очень временная. Во время Второй Ливанской войны корвет «Ханит» принимал участие в дежурстве у ливанских берегов. Командир корвета видимо считал его неуязвимым, пока не прилетела произведенная в Китае противокорабельная крылатая ракета YJ-82 (C-802). В результате погибло четверо членов команды. Так что о неуязвимости речь не идет.
Речь идет о защите от крайне опасных ракет земля-море российского берегового ракетного комплекса «Бастион» (по кодификации НАТО: SSC-5 «Stooge») с ракетами «Яхонт» (SS-N-26 Strobile). Такие комплексы были поставлены в Сирию, а по информации газеты Хаарец это оружие есть и у Хизбаллы [1].
Комплекс приводится в боевую готовность из походного положения менее чем за 5 мин, интервал старта «Яхонтов» при залповой стрельбе из одной самоходной пусковой установки — 2,5 секунды. Но самое интересное в этом комплексе — это сама ракета «Яхонт». Она действует по принципу «Выстрелил и забыл». Она предназначена для действий против надводных военно-морских группировок и одиночных кораблей в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Ее скорость в верхней точке траектории — 750 м/с (М=2,6), у поверхности: М=2. М — это число Маха. Число Маха, равное 1, выражает локальную скорость звука. Самолет, летящий
со скоростью ниже 1 Маха, считается дозвуковым, т. е. летящим со скоростью меньше скорости звука. Для сравнения — знаменитый «Томагавк» летит со скоростью 244 м/с (0,5–0,75 М). Ракета готовится к пуску не более 2-х минут.
Нужно остановиться вот на чем. Против ракет применяются различные средства противодействия. Это и тепловые ловушки, и всевозможные отражатели, перехват управления ракетой и подавление этого сигнала, имитация крупной цели, на которую может повернуть ракета и так далее. Так вот с «Яхонтом» все очень сложно. В компьютере ракеты хранятся, назовем так, фотографии целей, а на самой ракете есть видеоголовка. Она смотрит на цель, сравнивает то, что видит, с изображением в компьютере и ни на какую ложную цель не реагирует. Кроме того, после старта ракета летит очень низко, на высоте около 10 метров, то есть ниже действия радиолокаторов. Она им просто не видна. А уже в районе цели ракета делает горку, «ей сверху видно все», выбирает по изображению заданную цель и наносит удар. Радары обнаруживают ракету только тогда, когда она делает горку, но ракета сверхзвуковая, и потому у корабля не остается времени для наведения своих противоракет.
Есть на вооружении в ЦАХАЛе ракета «Барак-8», предназначенная для перехвата не только самолётов противника, но и для уничтожения ракет (в том числе баллистических), выпущенных с моря и суши. Скорость полёта ракеты: 2M (680,5 м/с), и она вполне справляется как с дозвуковыми, так и со сверхзвуковыми воздушными целями. Ведущий военный сайт topwar.ru даже опубликовал статью. «Израильский «Барак» против российского «Яхонта». Но все же этого было недостаточно. Так вот сейчас ситуация изменилась. ВМФ испытали новую систему пассивных помех «Огненный серп». Испытания прошли успешно, и было принято решение принять эту систему на вооружение.
Важно, что система ПРО не может состоять исключительно из пассивных помех. В ней должны быть три компонента:
— система активных помех для срыва частот радаров противника и систем самонаведения ракеты,
— система постановки пассивных помех,
— система для уничтожения атакующих ракет.
Собственно система уничтожения атакующих ракет принята на вооружение в 2015 году. О системе активных помех ничего конкретного не сообщается. Это и понятно, такая система самая секретная часть ПРО.
Система постановки пассивных помех представляет из себя малогабаритную ракету, выстреливается в сторону цели, при взрыве выбрасывает металлизированные проволочки разной длины, создающих для ракет противника «стену» над водой. Эта «стена» не остановит атакующую ракету. «Яхонт» — такая ракета, которую таким способом не остановить, она будет упорно продолжать искать цель, но на некоторое время она перестанет видеть цель и потому потеряет время, которого так не хватает для ее уничтожения.
Важно, что «Огненный серп» идентифицирует и классифицирует каждый тип оружия, которому необходимо противостоять, и реагирует только на реальные угрозы. Когда ракетный корабль выходит в море, он ограничен количеством боеприпасов, которые он может нести с собой, поэтому классификация угроз должна быть точной. Тут пригодился накопленный опыт «Железного купола». Обновленная система будет противодействовать самым современным морским ракетам в мире, в том числе и ракетам «Яхонт».
Л.М. Из нашей беседы, так же как и из твоего выступления на израильском телевидении, можно сделать вывод, что израильское вооружение соответствует самым высоким технологическим стандартам. Означает ли это, что не только Индия, подписавшая недавно многомиллионный контракт на покупку израильского вооружения, но и европейские страны, США, Япония, Россия проявляют интерес к оружейной продукции еврейского государства?
В.Я. Россия покупает израильские беспилотники. Но это незначительные объемы. Настоящий прорыв произошел 13 февраля. Посол Израиля при НАТО Аарон Лешно-Яар подписал договор об управлении закупок альянса. Это открывает израильским компаниям доступ к заказам НАТО. Израильские компании включены в базу данных поставщиков НАТО и будут допущены участию в проводимых альянсом тендерах. В МО Израиля считают, что это может принести израильской промышленности дополнительные заказы на сумму около 4,5 млрд долларов ежегодно.
В Иерусалиме начались официальные консультации между Израилей и Польшей по поводу так называемого «закона о Холокосте», который вводит криминальную ответственность за попытки обвинить поляков в причастности к Холокосту и другим преступлениям Второй мировой войны. Делегации от обеих стран составили различные дипломаты, юристы и историки. «Для меня честь и удовольствие открыть этот диалог между Израилем и Польшей. Не секрет, что польский закон по поводу Холокоста вызвал обеспокоенность в Израиле и у еврейского народа по всему миру. Мы должны гарантировать, что будет защищена историческая правда и не появятся ограничений для свободы слова и научного поиска», — сказал глава израильской делегации, генеральный директор МИД Юваль Ротем. Его польский коллега Бартош Чихоцкий выразил готовность совместно работать над «продвижением правды о Холокосте и многовековых польско-еврейских отношениях». «Мы здесь, мы открыты, мы готовы дать ответ на все вопросы и разъяснить все, что еще нуждается в разъяснении по поводу антидиффамационного закона, к которому были недавно приняты поправки в Польше», — сказал он. (mignews.com) Портал 9tv.co.il опубликовал аналитическую статью публициста Зэева Ханина под заголовком «Отечество славлю, которое есть?». Прошлый 2017 год был богат на знаковые для израильтян круглые даты. От 50-летия Шестидневной войны 1967 года и 70-летия судьбоносного для страны голосования в ООН в ноябре 1947 года, открывшего путь к провозглашению государства Израиль — и до столетия двух революций в ноябре 1917 года. Октябрьской (положившей начало коммунистическому режиму) и сионистской (Декларация Бальфура и начало оформления еврейского «государства в пути» на территории Британского мандата в Западной Палестине). То есть двух событий, разделивших российское еврейство. На тех, кто дал себя увлечь надеждами (в их «красном» или «белом» варианте) на политическую свободу и социальное равенство в постреволюционной России. И тех, кто стал ядром поколения основателей Израиля. Не менее урожайным на знаковые события явно станет и этот, 2018 год. Понятно, что первыми в очереди будут такие даты, как 70-летие образования государства Израиль и 100-летие завершения Первой мировой войны, радикально изменившей геополитический расклад на Ближнем Востоке, во многих своих параметрах остававшийся почти неизменным на протяжении следующего века. Другим памятным датам «с двумя нулями» явно повезло или повезет намного меньше. Среди них — исполнившееся 23 февраля столетие официально установленной в СССР даты создания Красной/Советской Армии, отмечаемой в современной России как «День защитника отечества». Основная масса израильтян практически не обратила внимания на это событие, но в русскоязычном сегменте израильского интернета обсуждение (которое в какой-то момент было поддержано и в других сегментах Рунета) этой темы было довольно оживленным. Спектр затрагиваемых аспектов простирался от загрузки армейских фотографий, личных историй и забавных армейских баек до эмоциональных обсуждений образа фактического создателя РККА Льва Давидовича Троцкого и в целом роли евреев в русской революции, а также Гражданской и Второй мировой (Великой отечественной) войнах. Но если отрешиться от ФБ-дискуссий, для основной массы репатриантов, не считая ветеранов «горячих точек» и небольшой группы иммигрантов самой последней волны, сей день потерял существенный смысл. За исключением, разумеется, «гражданской», или неполитической, составляющей этой даты, оставшейся не слишком важным, но все же пока не исчезнувшим элементом семейной традиции и культурного наследия страны исхода. Отношение к этому факту «русских» израильтян существенно различается. «При Брежневе этот день стал вторым _