✔ На конференции в Мекке аннулировали Грозненскую фетву? - «Ближний Восток»
Leman 29-03-2017, 10:00 193 Мир / Большой Ближний Восток
ПОХОЖИЕ
От России участие принимали муфтий Чечни Салах Межиев, советник главы Чечни по религиозным вопросам Адам Шахидов, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов и руководитель Ассоциации общественных объединений «Согласие» Мухаммад Саляхетдинов. Мероприятие было организовано Лигой исламского мира при поддержке властей Саудовской Аравии, а общее число участников превышало 300 человек. Причем в конференции участвовали как салафиты, так и «Братья-мусульмане» (их духовный лидер шейх Юсуф Кардави восседал в одном ряду с муфтием Чечни) и суфии.
Резолюция, принятая по итогам конференции, призывала спокойно относиться к тому, что в суннитском исламе существует разнообразие мазхабов (религиозно-правовых школ). Особо отмечено, что «при обозначении исламских мазхабов и школ фикха (права) нужно использовать понятия, установленные мусульманскими учеными при салафах (праведниках, живших в одно время с пророком Мухаммедом — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru»)». Помимо этого были обозначены призывы рассказывать «об опасности экстремистской идеологии», требования «от мусульманских диаспор в неисламских странах уважать местные законы и культуру», а также препятствовать распространению через СМИ «информации, подстрекающей мусульман к ненависти и презрению по отношению друг к другу или к представителям других религий».
Большинство комментаторов сочли данное мероприятие в Мекке своего рода ответом на прошедшую 27–29 августа 2016 года богословскую конференцию в Грозном «Кто они — люди Сунны?», по итогам которой была вынесена фетва «О неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений», которая фактически не признавала салафитов мусульманами, относила их к сектантам, а истинными мусульманами признавала только суфиев.
Реакция среди зарубежных мусульманских теологов тогда была крайне негативной. Более того, арабским участникам Грозненской конференции пришлось отрицать свою причастность к принятой фетве. Скандал был настолько серьезен, что глава Чечни Рамзан Кадыров вместе с муфтием республики Салахом Межиевым отправились в ноябре 2016 года в Саудовскую Аравию, где постарались сгладить раздражение правящих кругов арабских монархий.
Следует отметить, что в этот раз муфтий Чечни также поставил подпись под резолюцией конференции в Мекке, организованной ваххабитами. При этом сайт ДУМ Чечни комментирует документ более чем обтекаемо: «Истина не принадлежит одному и не является чей-либо собственностью. Прежде всего нужно подвергать сомнению свое личное мнение, нежели мнение других, а также не навязывать свои убеждения, а приводить доказательства в ходе мирного диалога».
Фото: islam-today.ru19–21 марта в Мекке прошла международная богословская конференция «Идеологические направления: между свободой слова и установлениями шариата», в работе которой участвовало духовенство арабских стран, а также Турции, Пакистана, Ирана и России. От России участие принимали муфтий Чечни Салах Межиев, советник главы Чечни по религиозным вопросам Адам Шахидов, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов и руководитель Ассоциации общественных объединений «Согласие» Мухаммад Саляхетдинов. Мероприятие было организовано Лигой исламского мира при поддержке властей Саудовской Аравии, а общее число участников превышало 300 человек. Причем в конференции участвовали как салафиты, так и «Братья-мусульмане» (их духовный лидер шейх Юсуф Кардави восседал в одном ряду с муфтием Чечни) и суфии. Резолюция, принятая по итогам конференции, призывала спокойно относиться к тому, что в суннитском исламе существует разнообразие мазхабов (религиозно-правовых школ). Особо отмечено, что «при обозначении исламских мазхабов и школ фикха (права) нужно использовать понятия, установленные мусульманскими учеными при салафах (праведниках, живших в одно время с пророком Мухаммедом — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru»)». Помимо этого были обозначены призывы рассказывать «об опасности экстремистской идеологии», требования «от мусульманских диаспор в неисламских странах уважать местные законы и культуру», а также препятствовать распространению через СМИ «информации, подстрекающей мусульман к ненависти и презрению по отношению друг к другу или к представителям других религий». Большинство комментаторов сочли данное мероприятие в Мекке своего рода ответом на прошедшую 27–29 августа 2016 года богословскую конференцию в Грозном «Кто они — люди Сунны?», по итогам которой была вынесена фетва «О неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений», которая фактически не признавала салафитов мусульманами, относила их к сектантам, а истинными мусульманами признавала только суфиев. Реакция среди зарубежных мусульманских теологов тогда была крайне негативной. Более того, арабским участникам Грозненской конференции пришлось отрицать свою причастность к принятой фетве. Скандал был настолько серьезен, что глава Чечни Рамзан Кадыров вместе с муфтием республики Салахом Межиевым отправились в ноябре 2016 года в Саудовскую Аравию, где постарались сгладить раздражение правящих кругов арабских монархий. Следует отметить, что в этот раз муфтий Чечни также поставил подпись под резолюцией конференции в Мекке, организованной ваххабитами. При этом сайт ДУМ Чечни комментирует документ более чем обтекаемо: «Истина не принадлежит одному и не является чей-либо собственностью. Прежде всего нужно подвергать сомнению свое личное мнение, нежели мнение других, а также не навязывать свои убеждения, а приводить доказательства в ходе мирного диалога».