Экономика Белоруссии: застой продолжается и будет продолжаться - «Белоруссия» » «Новости Дня»

✔ Экономика Белоруссии: застой продолжается и будет продолжаться - «Белоруссия»


10 июня 2019
14:09
Экономика Белоруссии: застой продолжается и будет продолжаться - «Белоруссия»
Социально-ориентированная модель экономики Белоруссии в последние годы подвергалась серьёзной трансформации. Вследствие внутренних и внешних причин республика была вынуждена сократить ряд своих социальных расходов, переложив их либо на государственные предприятия, либо непосредственно на граждан. Однако, несмотря на принятые белорусскими властями меры, экономика страны по-прежнему остается в кризисном состоянии, хотя, по официальной версии, развитие ее продолжается ударными темпами.
По словам премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса, прозвучавшим в конце мая на совещании с участием Александра Лукашенко, ВВП республики «прибавляет каждый месяц». «За четыре месяца рост составил 1,4%. Это соответствует ожиданиям правительства. Каждый месяц экономика добавляет, по полугодию мы должны выйти на 1,8%», — сказал он. Однако, как показывают статистические данные и макропрогнозы международных организаций, ситуация в реальности далека от той картины, которую рисуют белорусские чиновники. Например, согласно опубликованному в начале июня экономическому обзору Всемирного банка (ВБ), восстановление экономики Белоруссии замедляется «вследствие низкого роста производительности» и ухудшения внешних условий. При этом ВБ в очередной раз ухудшил свой прогноз роста ВВП с 2,2% в апрельском обзоре до 1,8% в нынешнем. Пересмотрены были показатели и по 2020—2021 годам — 1,3% и 1,2% соответственно.
Примечательно, что в своем обзоре эксперты указали на то, что основной причиной замедления роста белорусской экономики является ухудшение ситуации в области торговли нефтью и нефтепродуктами с Россией из-за проводимого в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли. По мнению ВБ, если белорусским властям не удастся добиться хотя бы частичной компенсации потерь, которые только в 2019 году могут составить около $ 400 млн, то и этот скромный прогноз придется пересматривать. По опубликованным данным, только за первый квартал 2019 года доходы республиканского бюджета от экспортных пошлин на нефтепродукты сократились на 28,3% по сравнению с прошлым годом и составили всего около $ 160 млн.

Следует отметить, что позиция экспертов Всемирного банка в настоящее время поддерживается практически всеми независимыми аналитиками. При этом признается, что нынешние проблемы в белорусской экономике связаны не только с налоговым маневром в России, но и с множеством иных — как внутренних, так и внешних — факторов. Среди всего прочего большинство экономистов отмечают постоянный рост задолженности предприятий и государственного долга республики, отсутствие серьезной внешней финансовой подпитки, продолжающееся падение конкурентоспособности белорусской продукции, командно-административную систему управления, а также нерешенность вопросов с приватизацией и развитием частной инициативы. Все это, как и многое другое, в своей совокупности и не позволяют аналитикам смотреть на экономическое будущее Белоруссии с оптимизмом.
Сегодня, по официальной версии, белорусская экономика продолжает демонстрировать положительную динамику, хотя прирост основных макроэкономических показателей значительно ниже, чем в 2018 году. Например, за первые четыре месяца прошлого года рост ВВП составлял 4,8%, а сейчас лишь 1,4%. Одновременно с этим промышленное производство выросло на 2,1% (в 2018 году — 8,8%), а сельское хозяйство показало отрицательный результат в 0,6% (в прошлом году был зафиксирован рост на 1,5%). По мнению аналитиков, такая ситуация была вполне предсказуема, так как основу белорусской индустрии составляют крупные госпредприятия, которые обременены не только неэффективной системой управления и социальными обязательствами, но и имеют высокий уровень закредитованности. Параллельно нерешенность вопроса с поставками сельхозпродукции на российский рынок, куда уходит от 80 до 94% всей белорусской молочной продукции, стала главным катализатором продолжающегося падения доходов сельского хозяйства республики. Так, по итогам 2018 года только экспорт молока и молочных продуктов сократился по сравнению с 2017 годом на 6%. При этом из-за ограничений Россельхознадзора за прошлый год недопоставка данного вида продукции в Россию составила 617 тыс. тонн в пересчете на молоко, а в первом квартале нынешнего года Белоруссия уже не смогла поставить 162 тыс. тонн. И, учитывая тот факт, что сторонам по-прежнему не удается найти консенсус по вопросам сертификации и пресечения «серого импорта», сложившаяся ситуация в ближайшее время не улучшится. Не случайно руководство республики стало активно заниматься поиском альтернативных направлений сбыта своей продукции, только подтверждая тот факт, что в будущем российский рынок для белорусской молочки если и не будет закрыт полностью, то заметно сократится.
Ситуация в промышленности и сельском хозяйстве заметно отразилась и на статистике внешней торговли Белоруссии. Несмотря на то, что сальдо торговли товарами и услугами в первом квартале сложилось положительным в $ 433 млн и выросло на 28,2% по сравнению с прошлым годом, в его структуре продолжает сохраняться перекос в сторону услуг. Так, сальдо торговли услугами в январе-марте сложилось положительным в размере $ 948,9 млн, а товарами оказалось отрицательным — $ 515,9 млн (в 2018 году — минус $ 509,9 млн). По мнению аналитиков, это только подтверждает нарастающие проблемы в белорусском производственном и сельскохозяйственном секторах. Не случайно ситуация во внешней торговле стала одним из главных вопросов обсуждения на совещании у президента по актуальным вопросам экономики 21 мая. Тогда основное недовольство белорусского лидера вызвало общее снижение экспорта на 1,9%, в то время как утвержденный прогноз на первый квартал предусматривал прирост на уровне 0,5%.
Дополнительной проблемой для белорусской экономики сегодня продолжает оставаться огромная долговая нагрузка. Несмотря на то, что внешний государственный долг за первые четыре месяца сумел сократиться (на 1 мая — $ 16,7 млрд), он продолжает вымывать из бюджета те средства, которые могли быть использованы на развитие страны.
При этом у официального Минска наметились явные проблемы и с привлечением средств для выплаты своих обязательств. По заявлению министра финансов Максима Ермоловича, в текущем году для погашения долгов планируется привлечь около $ 1,3 млрд, из которых на конец весны «мы уже привлекли $ 0,6 млрд» и «остается совсем небольшая сумма». В то же время, согласно официальной статистике, за первый квартал 2019 года правительство заняло у внешних кредиторов деньги на сумму всего в $ 187,2 млн и чуть больше на внутреннем рынке — $ 117,1 млн и 70,6 млн евро. Остальные средства все еще «запланированы», хоть и рассматриваются властями Белоруссии как уже полученные. Это и привлечение $ 150 млн от размещения госбумаг на российском рынке, и последний транш Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в $ 200 млн, и средства на рефинансирование долга от правительства России в размере $ 600 млн, и размещение облигаций на внутреннем рынке, и даже «план Б» в виде финансирования со стороны Китая. Всех этих денег у белорусских властей на сегодняшний день нет, и вопрос об их появлении по-прежнему остается открытым.

При этом в белорусском Минфине продолжают считать, что все проблемы в нынешнем году будут решены. Тем более что по итогам первых пяти месяцев республике удалось рекордно нарастить свои золотовалютные резервы, которые, если будет необходимо, и направят на решение существующих проблем.
Вместе с тем сегодня большинство аналитиков обращают внимание и на тот факт, что при общем замедлении темпов роста белорусской экономики, проблемах с ростом складских запасов и прочего в республике продолжают расти реальные денежные доходы населения. Согласно статистике, общий объем денежных доходов белорусов вырос за первый квартал на 13,7%. Однако, как отмечают эксперты, это связано не с улучшением ситуации в экономике, а с предвыборным годом, когда власти намеренно идут на увеличение заработных плат для сохранения социальной стабильности в обществе. Это подтверждается и тем фактом, что рост производительности труда в республике в начале нынешнего года уже был почти в восемь раз ниже роста заработных плат, чего, по официальной версии, в Белоруссии не допускается. При этом в реальности улучшить уровень жизни простых белорусов руководству страны по-прежнему не удается. Например, в стране, по статистике, только в столице и семи из 118 районов начисляется (до вычета необходимых налогов и сборов) среднемесячная зарплата свыше заветных $ 500, а в Витебской и Могилевской областях эта сумма значительно ниже. Примечательно в данном случае то, что сегодня 26,2% от общего числа населения Белоруссии ежемесячно располагает суммой до 350 рублей (около $ 165), а в 2018 году таких было 34,9%. Таким образом, это позволяет властям утверждать, что формально уровень жизни белорусов за год улучшился. Однако на фоне продолжающейся инфляции и хронических задержек выплат зарплаты ситуация продолжает оставаться напряженной.
Несмотря на вышеуказанные и ряд иных проблем в экономике, власти республики приступили к подготовке официального прогноза социально-экономического развития на 2020 год. Согласно имеющейся информации, чтобы выполнить Программу социально-экономического развития на пятилетку (за 2016–2020 годы белорусская экономика должна вырасти не менее чем на 12,1%), в следующем году планируется увеличить ВВП почти на 5%. При этом, как уже указывалось, большинство экспертов не видят перспектив выполнения прогноза как на 2019-й, так и на последующие несколько лет. По мнению старшего аналитика «Альпари» Вадима Иосуба, «оптимистичная оценка, если не будет дополнительных шоков, — рост ВВП в 1,5–2% в этом году и столько же в следующем». При этом те процессы, которые сегодня наблюдаются в Белоруссии — искусственное стимулирование экономики, необоснованное увеличение доходов населения, льготное кредитование покупок белорусских товаров и прочее, — все это лишь в краткосрочной перспективе может позволить властям приблизиться к прогнозным показателям. Однако в дальнейшем, с учетом отказа от глубокого реформирования экономики, это будет способствовать продолжению экономической стагнации.
В целом в настоящее время, несмотря на положительную динамику ряда экономических показателей, говорить об устойчивом развитии Белоруссии сложно. Кроме того, в условиях приближающихся выборов власти вынуждены использовать единственно доступные им административные механизмы стимулирования экономического роста, что только усугубляет ситуацию. При этом, как считают аналитики, ни доведенные до чиновников новые показатели внешней торговли, ни назначение ответственных за развитие экспорта, ни требования «научиться торговать» не способны коренным способом что-то изменить. Белорусская экономика с ее неповоротливой системой управления и огромным неэффективным государственным сектором без проведения реформ продолжит находиться в перманентном кризисе.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко

03.06 Дмитрий Мезенцев: новый посол России или «новый Суриков»?
27.05 Гибель сотрудника ГАИ и облавы на цыган в Белоруссии: суть и последствия
24.05 Украина потеряна. Кто ответит за провал в Белоруссии?
20.05 Как Белоруссия может использовать инцидент с «Дружбой» в своих интересах
15.05 «Молочная проблема» России и Белоруссии — нерешаемый конфликт интересов
Все новости сюжета

10 июня 2019 14:09 Социально-ориентированная модель экономики Белоруссии в последние годы подвергалась серьёзной трансформации. Вследствие внутренних и внешних причин республика была вынуждена сократить ряд своих социальных расходов, переложив их либо на государственные предприятия, либо непосредственно на граждан. Однако, несмотря на принятые белорусскими властями меры, экономика страны по-прежнему остается в кризисном состоянии, хотя, по официальной версии, развитие ее продолжается ударными темпами. По словам премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса, прозвучавшим в конце мая на совещании с участием Александра Лукашенко, ВВП республики «прибавляет каждый месяц». «За четыре месяца рост составил 1,4%. Это соответствует ожиданиям правительства. Каждый месяц экономика добавляет, по полугодию мы должны выйти на 1,8%», — сказал он. Однако, как показывают статистические данные и макропрогнозы международных организаций, ситуация в реальности далека от той картины, которую рисуют белорусские чиновники. Например, согласно опубликованному в начале июня экономическому обзору Всемирного банка (ВБ), восстановление экономики Белоруссии замедляется «вследствие низкого роста производительности» и ухудшения внешних условий. При этом ВБ в очередной раз ухудшил свой прогноз роста ВВП с 2,2% в апрельском обзоре до 1,8% в нынешнем. Пересмотрены были показатели и по 2020—2021 годам — 1,3% и 1,2% соответственно. Примечательно, что в своем обзоре эксперты указали на то, что основной причиной замедления роста белорусской экономики является ухудшение ситуации в области торговли нефтью и нефтепродуктами с Россией из-за проводимого в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли. По мнению ВБ, если белорусским властям не удастся добиться хотя бы частичной компенсации потерь, которые только в 2019 году могут составить около $ 400 млн, то и этот скромный прогноз придется пересматривать. По опубликованным данным, только за первый квартал 2019 года доходы республиканского бюджета от экспортных пошлин на нефтепродукты сократились на 28,3% по сравнению с прошлым годом и составили всего около $ 160 млн. Следует отметить, что позиция экспертов Всемирного банка в настоящее время поддерживается практически всеми независимыми аналитиками. При этом признается, что нынешние проблемы в белорусской экономике связаны не только с налоговым маневром в России, но и с множеством иных — как внутренних, так и внешних — факторов. Среди всего прочего большинство экономистов отмечают постоянный рост задолженности предприятий и государственного долга республики, отсутствие серьезной внешней финансовой подпитки, продолжающееся падение конкурентоспособности белорусской продукции, командно-административную систему управления, а также нерешенность вопросов с приватизацией и развитием частной инициативы. Все это, как и многое другое, в своей совокупности и не позволяют аналитикам смотреть на экономическое будущее Белоруссии с оптимизмом. Сегодня, по официальной версии, белорусская экономика продолжает демонстрировать положительную динамику, хотя прирост основных макроэкономических показателей значительно ниже, чем в 2018 году. Например, за первые четыре месяца прошлого года рост ВВП составлял 4,8%, а сейчас лишь 1,4%. Одновременно с этим промышленное производство выросло на 2,1% (в 2018 году — 8,8%), а сельское хозяйство показало отрицательный результат в 0,6% (в прошлом году был зафиксирован рост на 1,5%). По мнению аналитиков, такая ситуация была вполне предсказуема, так как основу белорусской индустрии составляют крупные госпредприятия, которые обременены не только неэффективной системой управления и социальными обязательствами, но и имеют высокий уровень закредитованности. Параллельно нерешенность вопроса с поставками сельхозпродукции на российский рынок, куда уходит от 80 до 94% всей белорусской молочной продукции, стала главным катализатором продолжающегося падения доходов сельского хозяйства республики. Так, по итогам 2018 года только экспорт молока и молочных продуктов сократился по сравнению с 2017 годом на 6%. При этом из-за ограничений Россельхознадзора за прошлый год недопоставка данного вида продукции в Россию составила 617 тыс. тонн в пересчете на молоко, а в первом квартале нынешнего года Белоруссия уже не смогла поставить 162 тыс. тонн. И, учитывая тот факт, что сторонам по-прежнему не удается найти консенсус по вопросам сертификации и пресечения «серого импорта», сложившаяся ситуация в ближайшее время не улучшится. Не случайно руководство республики стало активно заниматься поиском альтернативных направлений сбыта своей продукции, только подтверждая тот факт, что в будущем российский рынок для белорусской молочки если и не будет закрыт полностью, то заметно сократится. Ситуация в промышленности и сельском хозяйстве заметно отразилась и на статистике внешней торговли Белоруссии. Несмотря на то, что сальдо торговли товарами и услугами в первом квартале сложилось положительным в $ 433 млн и выросло на 28,2% по сравнению с прошлым годом, в его структуре продолжает сохраняться перекос в сторону услуг. Так, сальдо торговли услугами в январе-марте сложилось положительным в размере $ 948,9 млн, а товарами оказалось отрицательным — $ 515,9 млн (в 2018 году — минус $ 509,9 млн). По мнению аналитиков, это только подтверждает нарастающие проблемы в белорусском производственном и сельскохозяйственном секторах. Не случайно ситуация во внешней торговле стала одним из главных вопросов обсуждения на совещании у президента по актуальным вопросам экономики 21 мая. Тогда основное недовольство белорусского лидера вызвало общее снижение экспорта на 1,9%, в то время как утвержденный прогноз на первый квартал предусматривал прирост на уровне 0,5%. Дополнительной проблемой для белорусской экономики сегодня продолжает оставаться огромная долговая нагрузка. Несмотря на то, что внешний государственный долг за первые четыре месяца сумел сократиться (на 1 мая — $ 16,7 млрд), он продолжает вымывать из бюджета те средства, которые могли быть использованы на развитие страны. При этом у официального Минска наметились явные проблемы и с привлечением средств для выплаты своих обязательств. По заявлению министра финансов Максима Ермоловича, в текущем году для погашения долгов планируется привлечь около $ 1,3 млрд, из которых на конец весны «мы уже привлекли $ 0,6 млрд» и «остается совсем небольшая сумма». В то же время, согласно официальной статистике, за первый квартал 2019 года правительство заняло у внешних кредиторов деньги на сумму всего в $ 187,2 млн и чуть больше на внутреннем рынке — $ 117,1 млн и 70,6 млн евро. Остальные средства все еще «запланированы», хоть и рассматриваются властями Белоруссии как уже полученные. Это и привлечение $ 150 млн от размещения госбумаг на российском рынке, и последний транш Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в $ 200 млн, и средства на рефинансирование долга от правительства России в размере $ 600 млн, и размещение облигаций на внутреннем рынке, и даже «план Б» в виде финансирования со стороны Китая. Всех этих денег у белорусских властей на сегодняшний день нет, и вопрос об их появлении по-прежнему остается открытым. При этом в белорусском Минфине продолжают считать, что все проблемы в нынешнем году будут решены. Тем более что по итогам первых пяти месяцев республике удалось рекордно нарастить свои золотовалютные резервы, которые, если будет необходимо, и направят на решение существующих проблем. Вместе с тем сегодня большинство аналитиков обращают внимание и на тот факт, что при общем замедлении темпов роста белорусской экономики, проблемах с ростом складских запасов и прочего в республике продолжают расти реальные денежные доходы населения. Согласно статистике, общий объем денежных доходов белорусов вырос за первый квартал на 13,7%. Однако, как отмечают эксперты, это связано не с улучшением ситуации в экономике, а с предвыборным годом, когда власти намеренно идут на увеличение заработных плат для сохранения социальной стабильности в обществе. Это подтверждается и тем фактом, что рост производительности труда в республике в начале нынешнего года уже был почти в восемь раз ниже роста заработных плат, чего, по официальной версии, в Белоруссии не допускается. При этом в реальности улучшить уровень жизни простых белорусов руководству страны по-прежнему не удается. Например, в стране, по статистике, только в столице и семи из 118 районов начисляется (до вычета необходимых налогов и сборов) среднемесячная зарплата свыше заветных $ 500, а в Витебской и Могилевской областях эта сумма значительно ниже. Примечательно в данном случае то, что сегодня 26,2% от общего числа населения Белоруссии ежемесячно располагает суммой до 350 рублей (около $ 165), а в 2018 году таких было 34,9%. Таким образом, это позволяет властям утверждать, что формально уровень жизни белорусов за год улучшился. Однако на фоне продолжающейся инфляции и хронических задержек выплат зарплаты ситуация продолжает оставаться напряженной. Несмотря на вышеуказанные и ряд иных проблем в экономике, власти республики приступили к подготовке официального прогноза социально-экономического развития на 2020 год. Согласно имеющейся информации, чтобы выполнить Программу социально-экономического развития на пятилетку (за 2016–2020 годы белорусская экономика должна вырасти не менее чем на 12,1%), в следующем году планируется увеличить ВВП почти на 5%. При этом, как уже указывалось, большинство экспертов не видят перспектив выполнения прогноза как на 2019-й, так и на последующие несколько лет. По мнению старшего аналитика «Альпари» Вадима Иосуба, «оптимистичная оценка, если не будет дополнительных шоков, — рост ВВП в 1,5–2% в этом году и столько же в следующем». При этом те процессы, которые сегодня наблюдаются в Белоруссии — искусственное стимулирование экономики, необоснованное увеличение доходов населения, льготное кредитование покупок белорусских товаров и прочее, — все это лишь в краткосрочной перспективе может позволить властям приблизиться к прогнозным показателям. Однако в дальнейшем, с


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика