Держать и не пущать: белорусские власти вновь хотят контролировать Интернет - «Белоруссия» » «Новости Дня»

✔ Держать и не пущать: белорусские власти вновь хотят контролировать Интернет - «Белоруссия»


Белорусские депутаты 19 апреля 2018 года в первом чтении приняли поправки в закон «О средствах массовой информации», который уже вызвал в стране широкую дискуссию. За принятие законопроекта проголосовали 98 депутатов, а против — всего два (столько же не голосовало), что совершенно не удивительно, учитывая современную политическую обстановку в стране — белорусские парламентарии, как правило, всегда «одобряют» все инициативы, которые приходят к ним из органов исполнительной власти и Администрации президента. Примечательно, что в первом чтении не были учтены замечания и предложения Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) и иных общественных организаций (депутаты обещают это сделать во втором чтении, не уточняя когда это произойдет). Поэтому вполне вероятно, что нынешние поправки в закон так и останутся без изменений, а с ними начнется новый этап существования как местных СМИ, так белорусского интернет-пространства.
Необходимо отметить, что сегодня в Белоруссии действует девять информационных агентств (семь из них — частные), а также издается более 750 газет и 860 журналов, две трети из которых являются частными. Распространяется на территории республики и более четырёх тысяч зарубежных печатных СМИ, в том числе из России, Украины, Казахстана, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции и других стран. К электронным СМИ в стране относят 176 радиопрограмм и 103 телепрограммы, из которых 27 радиопрограмм и 59 телепрограмм являются частными. Высокая доля общественных радиопрограмм объясняется тем, что большая их часть — это региональное радио, где учредителями выступают местные органы власти.
За последнее десятилетие в республике сформировалась определенная традиция — накануне серьезных политических событий, таких, как, например, президентские или парламентские выборы, вносить значительные изменения в нормативные документы, регламентирующие работу средств массовой информации на территории страны. Нынешний Закон «О средствах массовой информации», который был принят в Белоруссии еще в 2008 году, уже подвергался существенным изменениям в 2014 году, что вызвало тогда волну серьезного негодования как в Белоруссии, так и за рубежом. Напомним, что тогда обновленный закон дал властям право ограничивать доступ к интернет-СМИ, распространив его действие на информационные интернет-ресурсы, что в ОБСЕ назвали «большой угрозой свободе слова и средств массовой информации». Вместе с тем в 2014 году белорусские законодатели еще не решились потребовать от интернет-ресурсов государственной регистрации и ввести идентификацию комментаторов на форумах. Эти недочеты было решено исправить сейчас, в очередной раз ужесточив как закон о СМИ, так и ответственность за его нарушение.
О том, что в закон о СМИ будут внесены новые изменения, стало известно еще в 2017 году, когда новый министр информации Белоруссии Александр Карлюкевич, назначенный на место печально известной по «делу пророссийских публицистов» Лилии Ананич, анонсировал новые реформы. Глава Мининформа тогда заявил, что новая редакция закона должна быть тесно связана с процессами, которые происходят в электронных средствах массовой информации и социальных сетях. Интересно то, что за несколько лет до того БАЖ передала в местный парламент свой пакет предложений, но от депутатов тогда пришел предсказуемый ответ: белорусское законодательство в медиасфере не нуждается в улучшении. В 2016 году пришедшие в парламент представители оппозиции Анна Канопацкая и Елена Анисим предложили помочь представителям независимой прессы вынести на обсуждение депутатов инициативы по совершенствованию закона о СМИ, однако власти и тогда никак не отреагировали на данное предложение. Более того, в стране продолжились преследования так называемых журналистов-фрилансеров, деятельность которых в Белоруссии уже не первый год подводится под ч. 2 ст. 22.9 КоАП РБ «…незаконное изготовление и (или) распространение продукции средств массовой информации».
Согласно нынешнему закону о СМИ, в республике официально могут работать только аккредитованные представители иностранных СМИ, либо журналисты, имеющие удостоверения местных агентств. При этом белорусские суды абсолютно не обращают внимания на то, что за действия без аккредитации сегодня не предусматривается никакой ответственности, а закон распространяется только на журналистов, которые имеют трудовые отношения с нанимателем. К слову, именно к нанимателю могут быть применены санкции за «незаконное изготовление и (или) распространение продукции средств массовой информации», но не к журналисту. Несмотря на это в Белоруссии в 2017—2018 годах дело порой доходило до абсурда, когда меры административного взыскания применялись к блогерам и к людям, ведущим свой канал на YouTube. Например, летом 2017 года состоялся суд над гомельским видеоблогером, которого обвиняли в том числе и в том, что «с учетом роста популярности своего канала, он фактически подменял собой государственные СМИ, в том числе по формированию общественного мнения среди граждан Белоруссии». В 2018 году в качестве ответчиков по административному делу в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП РБ «за ведение прямой трансляции и размещение видеоматериалов на своём YouTube-канале» предстали блогеры из Бреста. Также можно вспомнить и дело «пророссийских публицистов» Дмитрий Алимкина, Юрия Павловца и Сергея Шиптенко, когда последних двух обвиняли в журналисткой деятельности в Белоруссии без аккредитации, несмотря на то, что они не являлись журналистами иностранных СМИ.
По мнению большинства экспертов, вступление в силу нового закона о СМИ только усугубит ситуацию в Белоруссии, связанную со свободой слова, так как государство окончательно возьмет под свой контроль все информационное пространство в стране. Согласно законопроекту, в Белоруссии будет «разрешена» добровольная регистрация интернет-ресурсов в качестве СМИ (главным редактором должен быть гражданин Белоруссии с пятилетним стажем работы на руководящих постах в СМИ), которые теперь станут «сетевыми изданиями». Стоит отметить, что в большинстве стран мира регистрация средств массовой информации отсутствует как таковая, а ООН в 2003 году и вовсе признала регистрацию печатных СМИ противоречащей свободе слова. Прошедшие регистрацию белорусские ресурсы и их сотрудники в теории получат права традиционных СМИ, а остальные сайты смогут и дальше работать без получения этого статуса. Однако в данном случае есть один нюанс — в части обязанностей и ответственности закон планируется распространить и на тех, и на других. Дополнительно предусматривается обязательная модерация форумов, а также идентификация комментаторов. При этом за содержимое комментариев будет нести ответственность сайт, и в случае нарушения правил он может быть заблокирован. Интересен тот факт, что в случае блокировки в том числе и социальных сетей, возобновить доступ к сайту можно будет только после обращения в Мининформ Белоруссии. Возможность обжаловать решение об ограничении доступа через суд в проекте не указана.
Законом также предполагается, что «редакции телевизионного средства массовой информации должны обеспечить в еженедельном объеме вещания выпускаемых ими телепрограмм объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов, если иное не предусмотрено международными договорами Белоруссии». Как рассчитать долю и что отнести к телепередачам белорусского производства, решит Совмин. При этом запрещается распространение продукции иностранного СМИ на территории республики без наличия разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации. Выдача такого разрешения должна будет осуществляться после экспертизы такой продукции на предмет соответствия белорусскому законодательству в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном Советом министров. И это далеко не полный список нововведений, которые должны вскоре появиться в Белоруссии. При этом поправки уже вызвали возмущение не только внутри республики, но и за рубежом. 19 апреля на сессии Европарламента депутаты призвали белорусские власти отказаться от принятия поправок в закон о СМИ, которые представляют «серьезную угрозу для свободы слова в стране».
Необходимо отметить, что на содержание нового закона представители общественности и власти смотрят совершенно по-разному. С одной стороны, чиновники заявляют о том, что «законопроект направлен на защиту государственных и общественных интересов, национальной безопасности», а при его создании «серьезно изучалась законодательная база европейских стран — Германии, Франции, Великобритании». Помимо этого, по словам министра информации РБ, сегодня «есть определенная прослойка граждан, которые давно мечтают, чтобы власть ушла из информационной сферы и никоим образом не участвовала в ее жизни и не занималась ее регулированием». Однако, несмотря на это, «президент четко и правильно сказал, что государство не уйдет из медиасферы и будет участвовать в ее жизни», а значит и Мининформ будет делать все, чтобы следовать наказу главы государства. Такой же точки зрения придерживается и МВД республики. По словам начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Геннадия Казакевича, его ведомство считает изменения в законе о СМИ абсолютно объективными и необходимыми. «Интернет — это не только благо с точки зрения информации и коммуникации, но еще и определенный вред, а иногда прямая, явная угроза государству, обществу, семьям и отдельно взятым людям», — считает Казакевич. В первую очередь, по мнению главы управления, это связано с наркопреступностью, которая уже «приобрела черты киберпреступности», а также «бесконтрольным использованием интернета для детей». Поэтому интернет-ресурсы должны нести ответственность за размещаемую информацию.
Несмотря на ряд действительно логичных и правильных заявлений белорусских чиновников, их точку зрения в республике разделяют не все. Например, совладелец крупнейшего белорусского интернет-портала tut.by Юрий Зиссер заметил, что внесудебный порядок фильтрации сайтов и восстановления доступа к ним является «чиновничьим произволом — что хочу, то и ворочу», а процедура регистрации интернет-ресурсов как СМИ ничего не изменит в их положении. По его мнению, госорганы могут не отвечать на запросы журналистов и после регистрации, так же, как и с аккредитацией, которая может быть предоставлена, а может и нет без каких-либо объяснений. Требование же авторизации пользователей на белорусских сайтах и вовсе чревато повторением «телевизионной ситуации, когда все смотрят российское телевидение». При этом, по мнению Зиссера, вместе с аудиторией может уйти и реклама, что вовсе поставит под угрозу существование местных СМИ. К сокращению рекламных бюджетов на телевидении на 30% (по оценкам экспертов, это около $ 10–12 млн) будет способствовать и введение минимального объема национального контента, так как большинство каналов в стране работают на базе иностранных платформ, в том числе «НТВ-Беларусь», «ОНТ», «РТР-Беларусь», ТНТ International и пр.
Помимо всего прочего, новый закон должен будет привести к ослаблению конкуренции для государственных СМИ в интернет-среде. Сегодня в Белоруссии, где 70% населения являются пользователями Интернета, в первой десятке самых популярных интернет-ресурсов, по данным исследовательской компании Gemius, находятся только два белорусских портала (tut.by и onliner.by), остальные — российские или транснациональные. При этом государственные СМИ в списке появляются только с 29-й позиции. Блокировка неугодных сайтов, регистрация интернет-СМИ, 30% местного контента — все это в той или иной степени призвано административными методами усилить позиции «идеологически правильных» государственных порталов и изданий. Этому же должна способствовать и борьба с интернет-ресурсами и блогерами, не вполне осознающими ответственность перед законом — их теперь можно будет блокировать без решения суда.
Кроме того, нынешний закон прекрасно вписывается в концепцию противодействия информационному давлению из-за рубежа, о чем неоднократно говорили белорусские чиновники и сам Александр Лукашенко. При этом, если вспомнить, что большинство наиболее популярных сайтов и программ на телевидении являются русскоязычными и связанными с российскими СМИ, то выходит, что главный удар в данном случае будет направлен именно на них.
В настоящее время все независимые эксперты и представители негосударственной журналистики сходятся в одном — сверхзадачей нового закона является установление полного контроля над распространением информации в Интернете и усиления роли государственных СМИ в стране. При этом, как стало видно из последних событий, прислушиваться к мнению общественных и профессиональных организаций белорусские чиновники не намерены. Если законопроект пройдет в его нынешнем виде и второе чтение, то в самое ближайшее время в Белоруссии можно будет ожидать резкого увеличения судебных расследований в отношении журналистов иностранных СМИ (в том числе и российских), а также усиления идеологического давления на ресурсы, расположенные в белорусской части сети Интернет.
Вместе с тем, нельзя исключать и того, что в обозримом будущем зарубежные СМИ, вещающие в Белоруссии, будут объявлены информационными иностранными агентами. Несмотря даже на то, что сегодня против этого официально выступает Александр Лукашенко, по мнению которого, подобный шаг «усложнит с отношения с Россией, чьи СМИ порой о Белоруссии показывают непонятно что». 10 апреля глава республики в ходе встречи с руководителями и сотрудниками крупнейших государственных средств массовой информации отметил, что «бирки придется вешать не выборочно, а на всех, кто подпадет под соответствующие критерии», а у белорусов есть «иммунитет» только к «западным иноагентам», но не к «восточным». Однако в свете приближающихся в 2019–20 годах президентских выборов, белорусский лидер вполне может изменить свое мнение. Благо, правовая основа для формирования новой политики в отношении российских средств массовой информации в виде нового закона о СМИ к тому времени уже будет готова.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
Держать и не пущать: белорусские власти вновь хотят контролировать Интернет - «Белоруссия»

19.04 Белорусская весна: очередной этап борьбы за «независимость от России»
17.04 «Мягкая сила» Союзного государства: господа, вам не стыдно?
16.04 Создадут ли Россия и Белоруссия единый молочный рынок?
06.04 Референдум в Белоруссии: какую судьбу выберет себе Лукашенко
04.04 Союзное государство Белоруссии и России: пациент скорее мёртв, чем жив?
Все новости сюжета

Белорусские депутаты 19 апреля 2018 года в первом чтении приняли поправки в закон «О средствах массовой информации», который уже вызвал в стране широкую дискуссию. За принятие законопроекта проголосовали 98 депутатов, а против — всего два (столько же не голосовало), что совершенно не удивительно, учитывая современную политическую обстановку в стране — белорусские парламентарии, как правило, всегда «одобряют» все инициативы, которые приходят к ним из органов исполнительной власти и Администрации президента. Примечательно, что в первом чтении не были учтены замечания и предложения Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) и иных общественных организаций (депутаты обещают это сделать во втором чтении, не уточняя когда это произойдет). Поэтому вполне вероятно, что нынешние поправки в закон так и останутся без изменений, а с ними начнется новый этап существования как местных СМИ, так белорусского интернет-пространства. Необходимо отметить, что сегодня в Белоруссии действует девять информационных агентств (семь из них — частные), а также издается более 750 газет и 860 журналов, две трети из которых являются частными. Распространяется на территории республики и более четырёх тысяч зарубежных печатных СМИ, в том числе из России, Украины, Казахстана, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции и других стран. К электронным СМИ в стране относят 176 радиопрограмм и 103 телепрограммы, из которых 27 радиопрограмм и 59 телепрограмм являются частными. Высокая доля общественных радиопрограмм объясняется тем, что большая их часть — это региональное радио, где учредителями выступают местные органы власти. За последнее десятилетие в республике сформировалась определенная традиция — накануне серьезных политических событий, таких, как, например, президентские или парламентские выборы, вносить значительные изменения в нормативные документы, регламентирующие работу средств массовой информации на территории страны. Нынешний Закон «О средствах массовой информации», который был принят в Белоруссии еще в 2008 году, уже подвергался существенным изменениям в 2014 году, что вызвало тогда волну серьезного негодования как в Белоруссии, так и за рубежом. Напомним, что тогда обновленный закон дал властям право ограничивать доступ к интернет-СМИ, распространив его действие на информационные интернет-ресурсы, что в ОБСЕ назвали «большой угрозой свободе слова и средств массовой информации». Вместе с тем в 2014 году белорусские законодатели еще не решились потребовать от интернет-ресурсов государственной регистрации и ввести идентификацию комментаторов на форумах. Эти недочеты было решено исправить сейчас, в очередной раз ужесточив как закон о СМИ, так и ответственность за его нарушение. О том, что в закон о СМИ будут внесены новые изменения, стало известно еще в 2017 году, когда новый министр информации Белоруссии Александр Карлюкевич, назначенный на место печально известной по «делу пророссийских публицистов» Лилии Ананич, анонсировал новые реформы. Глава Мининформа тогда заявил, что новая редакция закона должна быть тесно связана с процессами, которые происходят в электронных средствах массовой информации и социальных сетях. Интересно то, что за несколько лет до того БАЖ передала в местный парламент свой пакет предложений, но от депутатов тогда пришел предсказуемый ответ: белорусское законодательство в медиасфере не нуждается в улучшении. В 2016 году пришедшие в парламент представители оппозиции Анна Канопацкая и Елена Анисим предложили помочь представителям независимой прессы вынести на обсуждение депутатов инициативы по совершенствованию закона о СМИ, однако власти и тогда никак не отреагировали на данное предложение. Более того, в стране продолжились преследования так называемых журналистов-фрилансеров, деятельность которых в Белоруссии уже не первый год подводится под ч. 2 ст. 22.9 КоАП РБ «…незаконное изготовление и (или) распространение продукции средств массовой информации». Согласно нынешнему закону о СМИ, в республике официально могут работать только аккредитованные представители иностранных СМИ, либо журналисты, имеющие удостоверения местных агентств. При этом белорусские суды абсолютно не обращают внимания на то, что за действия без аккредитации сегодня не предусматривается никакой ответственности, а закон распространяется только на журналистов, которые имеют трудовые отношения с нанимателем. К слову, именно к нанимателю могут быть применены санкции за «незаконное изготовление и (или) распространение продукции средств массовой информации», но не к журналисту. Несмотря на это в Белоруссии в 2017—2018 годах дело порой доходило до абсурда, когда меры административного взыскания применялись к блогерам и к людям, ведущим свой канал на YouTube. Например, летом 2017 года состоялся суд над гомельским видеоблогером, которого обвиняли в том числе и в том, что «с учетом роста популярности своего канала, он фактически подменял собой государственные СМИ, в том числе по формированию общественного мнения среди граждан Белоруссии». В 2018 году в качестве ответчиков по административному делу в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП РБ «за ведение прямой трансляции и размещение видеоматериалов на своём YouTube-канале» предстали блогеры из Бреста. Также можно вспомнить и дело «пророссийских публицистов» Дмитрий Алимкина, Юрия Павловца и Сергея Шиптенко, когда последних двух обвиняли в журналисткой деятельности в Белоруссии без аккредитации, несмотря на то, что они не являлись журналистами иностранных СМИ. По мнению большинства экспертов, вступление в силу нового закона о СМИ только усугубит ситуацию в Белоруссии, связанную со свободой слова, так как государство окончательно возьмет под свой контроль все информационное пространство в стране. Согласно законопроекту, в Белоруссии будет «разрешена» добровольная регистрация интернет-ресурсов в качестве СМИ (главным редактором должен быть гражданин Белоруссии с пятилетним стажем работы на руководящих постах в СМИ), которые теперь станут «сетевыми изданиями». Стоит отметить, что в большинстве стран мира регистрация средств массовой информации отсутствует как таковая, а ООН в 2003 году и вовсе признала регистрацию печатных СМИ противоречащей свободе слова. Прошедшие регистрацию белорусские ресурсы и их сотрудники в теории получат права традиционных СМИ, а остальные сайты смогут и дальше работать без получения этого статуса. Однако в данном случае есть один нюанс — в части обязанностей и ответственности закон планируется распространить и на тех, и на других. Дополнительно предусматривается обязательная модерация форумов, а также идентификация комментаторов. При этом за содержимое комментариев будет нести ответственность сайт, и в случае нарушения правил он может быть заблокирован. Интересен тот факт, что в случае блокировки в том числе и социальных сетей, возобновить доступ к сайту можно будет только после обращения в Мининформ Белоруссии. Возможность обжаловать решение об ограничении доступа через суд в проекте не указана. Законом также предполагается, что «редакции телевизионного средства массовой информации должны обеспечить в еженедельном объеме вещания выпускаемых ими телепрограмм объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов, если иное не предусмотрено международными договорами Белоруссии». Как рассчитать долю и что отнести к телепередачам белорусского производства, решит Совмин. При этом запрещается распространение продукции иностранного СМИ на территории республики без наличия разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации. Выдача такого разрешения должна будет осуществляться после экспертизы такой продукции на предмет соответствия белорусскому законодательству в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном Советом министров. И это далеко не полный список нововведений, которые должны вскоре появиться в Белоруссии. При этом поправки уже вызвали возмущение не только внутри республики, но и за рубежом. 19 апреля на сессии Европарламента депутаты призвали белорусские власти отказаться от принятия поправок в закон о СМИ, которые представляют «серьезную угрозу для свободы слова в стране». Необходимо отметить, что на содержание нового закона представители общественности и власти смотрят совершенно по-разному. С одной стороны, чиновники заявляют о том, что «законопроект направлен на защиту государственных и общественных интересов, национальной безопасности», а при его создании «серьезно изучалась законодательная база европейских стран — Германии, Франции, Великобритании». Помимо этого, по словам министра информации РБ, сегодня «есть определенная прослойка граждан, которые давно мечтают, чтобы власть ушла из информационной сферы и никоим образом не участвовала в ее жизни и не занималась ее регулированием». Однако, несмотря на это, «президент четко и правильно сказал, что государство не уйдет из медиасферы и будет участвовать в ее жизни», а значит и Мининформ будет делать все, чтобы следовать наказу главы государства. Такой же точки зрения придерживается и МВД республики. По словам начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Геннадия Казакевича, его ведомство считает изменения в законе о СМИ абсолютно объективными и необходимыми. «Интернет — это не только благо с точки зрения информации и коммуникации, но еще и определенный вред, а иногда прямая, явная угроза государству, обществу, семьям и отдельно взятым людям», — считает Казакевич. В первую очередь, по мнению главы управления, это связано с наркопреступностью, которая уже «приобрела черты киберпреступности», а также «бесконтрольным использованием интернета для детей». Поэтому интернет-ресурсы должны нести ответственность за размещаемую информацию. Несмотря на ряд действительно логичных и правильных заявлений белорусских чиновников, их точку зрения в республике разделяют не все. Например, совладелец крупнейшего белорусского интернет-портала tut.by Юрий Зиссер заметил, что внесудебный порядок


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика