✔ Россельхознадзор отчитался о выявленных нарушениях белорусской стороны - «Белоруссия»
Тамара 18-04-2018, 00:00 193 Мир / Белоруссия
ПОХОЖИЕ
Анализ проводился на основе открытых источников, в частности по статистическим материалам ITC (Международная конференция по торговле и развитию ООН) — UN COMTRADE, касающиися получения информации о «допущенных Белоруссией нарушениях в системе контроля безопасности реэкспортной, в том числе санкционной для России, плодоовощной продукции из третьих стран».
В результате проведенного исследования, которое базируется на отчетах торговых партнеров Белоруссии, были получены данные об объеме экспорта плодовой и овощной продукции из 132 стран мира в период с 2012 по 2017 годы. «Выявлено, что с момента введения в августе 2014 г. Россией „контрсанкций“ в Белоруссию резко возросли поставки плодовой и овощной продукции. Если в 2013 г. суммарные поставки не превышали $ 606,4 млн ($ 443,3 млн плодоовощной и $ 163,1 млн овощей соответственно), то в 2014 г. эти объемы удвоились и достигли $ 1 229,6 млн ($ 869,6 млн и $ 360,0 млн), а в 2015 г. утроились — до $ 1865,3 млн ($ 1375,1 млн плоды и 490,2 млн овощи). В 2016 г., когда, несмотря на протесты Белоруссии, Россельхознадзор усилил контроль на административной границе и служба приступила к уничтожению нелегально ввозимой продукции, наметилось снижение закупок такой продукции со стороны Белоруссии до $ 1551 млн (1074,7 млн плоды и 476,3 млн овощи)», — сообщает Россельхознадзор. .
Согласно заявлению службы, российские контрсанкции не отразились на импортных предпочтениях Белоруссии. «На пике закупок в 2015 г. ведущими поставщиками плодоовощной продукции в Белоруссию оставались страны — члены ЕС (Польша, Испания, Литва, Нидерланды, Италия, Греция), в меньшей степени — страны СНГ (Молдавия, Украина) и закрывали список поставщиков иные страны (Турция, Китай, ЮАР, Сербия). В 2016 г., по данным белорусской стороны, спектр стран-поставщиков резко расширился и пополнился экзотическими тропическими странами Африки (Нигерия, Судан, Танзания, Уганда, Йемен, Бурунди, Бенин, Сомали, Кот-Д'Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Буркина-Фасо, Либерия, Сьерра-Леоне и др.)», — отмечают в российском ведомстве.
При сопоставлении объемов импорта плодоовощной продукции, заявленных в белорусских декларациях и полученных из отчетов стран-экспортеров, Россельхознадзор выявил резкое несовпадение объемов операций и числа торговых партнеров Белоруссии. В частности, «в 2016 году по белорусским данным, плодоовощная продукция в страну завозилась из 117 стран мира на сумму $ 1551 млн, тогда как в реальности об экспорте в Белоруссию отчитались только 48 стран». Причем, по их данным, суммарный объем поставок в республику составил только $ 1 013,0 млн. «То есть 69 стран-экспортеров, главным образом из стран Африки, Азии и Центральной Америки, вообще не торговали с Белоруссией, в связи с чем можно говорить о массовой фальсификации документов о происхождении продукции, включая фитосанитарные сертификаты, гарантирующие ее безопасность», — считают в России.
Россельхознадзор также подозревает, что Минск искажает отчетность даже в тех случаях, где наличие торговых операций подтверждается обеими сторонами. «Так, по данным Польши, в Белоруссию было экспортировано плодовой продукции на сумму $ 196,7 млн, овощей — на сумму $ 67,5 млн. Белоруссия же заявляет о поставках из Польши на сумму $ 313,2 и $ 86,2 млн, соответственно. Турция отчиталась о поставках на сумму $ 63,4 и $ 53,3 млн соответственно, Белоруссия же заявила о закупках на сумму $ 138,4 и $ 130,7 млн.
Испания декларирует суммарные поставки в объеме $ 13,4 млн, Белоруссия заявляет о закупках в объеме $ 63,3 млн. Исходя из этих фактов можно с уверенностью предположить, что недостающие овощи и фрукты на сумму в $ 540 млн поступили из Евросоюза, преимущественно — по нелегальным каналам", — констатирует ведомство.
Отдельно в статистике ООН российские эксперты выделяют операции Белоруссии с Литвой. По белорусским данным, за весь 2016 г. из Литвы было закуплено плодоовощной продукции на сумму $ 0,33 млн, в то же самое время Литва сообщает о продажах в Белоруссию на сумму $ 478,6 млн. «Очевидно, в силу удобной логистики эта страна используется Белоруссией для легализации поставок в Россию реэкспортной европейской продукции, в том числе с фальшивыми африканскими сертификатами», — считают в Россельхознадзоре.
«Выявленные факты подтверждают собственные данные Россельхознадзора, который многократно указывал надзорным органам Белоруссии на сомнительные логистические схемы поставок продукции по фальшивым сертификатам, в количествах и ассортименте, превышающих возможности белорусских аграриев», — отмечает российское ведомство.
При этом в Россельхознадзоре обращают внимание на присутствие в списках поставщиков плодоовощной продукции в Белоруссию большого количества так называемых наименее развитых стран (LDC), которые, по правилам ВТО, пользуются значительными тарифно-таможенными привилегиями. «В случае, если под видом продукции из LDC-стран поставлялась продукция из развитых стран — членов Евросоюза в Белоруссию (а через нее — в Россию и другие страны ЕАЭС), то речь может идти о существенных потерях для бюджета России и ЕАЭС из-за обложения „африканской“ продукции минимальными пошлинами или вообще ввоза беспошлинных поставок», — считают в Федеральной службе. Вместе с тем, как отмечает Россельхознадзор, белорусские СМИ, знакомые с данной темой, прямо указывают на занижение декларируемой стоимости такой продукции, что также уменьшает налогооблагаемую базу.
«Учитывая изложенное, Россельхознадзор рассматривает возможность присутствия инспекторов службы при осуществлении отгрузок отдельных видов продукции непосредственно на территории Белоруссии. В таких случаях партии, прошедшие контроль со стороны Россельхознадзора, не будут подлежать дополнительному контролю при въезде на территорию Российской Федерации. При согласовании таких мероприятий с белорусской стороной Россельхознадзор, учитывая сезонность, считает целесообразным присутствовать при отгрузках земляники, предполагаемой к поставкам в Россию», — резюмирует российская служба.
Как сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», Россельхознадзор неоднократно высказывал претензии к Белоруссии в связи с реэкспортом санкционной продукции и предупреждал о возможности введения глобального запрета на ввоз белорусского продовольствия. С 10 апреля 2018 года Федеральная служба запретила поставки живых свиней и свиноводческой продукции из республики, а также поставки продукции Гомельского мясокомбината в связи с выявлением генетического материала вируса АЧС в готовом мясе. Дополнительно Россельхознадзор усилил контроль за продукцией семи мясных и молочных предприятий республики.
Вместе с тем, 16 апреля по итогам проведенной в период с 8 по 15 апреля специалистами Россельхознадзора инспекции белорусских предприятий-производителей продукции животного происхождения, поставляющих или желающих поставлять свою продукцию на российский рынок, ведомство сняло ограничения для ООО «Несвижский завод детского питания». Одновременно с 17 апреля ведомство вводит временные ограничения на ввоз в Россию продукции с предприятия ООО «Молочные горки». Ключевой причиной вводимых мер называется использование предприятием для собственного производства продукции иных организаций, в том числе тех, чьи товары запрещены к поставкам на территорию России.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России отчиталась о результатах многостороннего анализа поставок плодово-овощной продукции в Белоруссии. В результате был выявлен факт манипуляции белорусской стороной статистическими данными относительно объемов ввоза стран происхождения продукции, сообщается в пресс-релизе, размещенном на официальном сайте ведомства. Анализ проводился на основе открытых источников, в частности по статистическим материалам ITC (Международная конференция по торговле и развитию ООН) — UN COMTRADE, касающиися получения информации о «допущенных Белоруссией нарушениях в системе контроля безопасности реэкспортной, в том числе санкционной для России, плодоовощной продукции из третьих стран». В результате проведенного исследования, которое базируется на отчетах торговых партнеров Белоруссии, были получены данные об объеме экспорта плодовой и овощной продукции из 132 стран мира в период с 2012 по 2017 годы. «Выявлено, что с момента введения в августе 2014 г. Россией „контрсанкций“ в Белоруссию резко возросли поставки плодовой и овощной продукции. Если в 2013 г. суммарные поставки не превышали $ 606,4 млн ($ 443,3 млн плодоовощной и $ 163,1 млн овощей соответственно), то в 2014 г. эти объемы удвоились и достигли $ 1 229,6 млн ($ 869,6 млн и $ 360,0 млн), а в 2015 г. утроились — до $ 1865,3 млн ($ 1375,1 млн плоды и 490,2 млн овощи). В 2016 г., когда, несмотря на протесты Белоруссии, Россельхознадзор усилил контроль на административной границе и служба приступила к уничтожению нелегально ввозимой продукции, наметилось снижение закупок такой продукции со стороны Белоруссии до $ 1551 млн (1074,7 млн плоды и 476,3 млн овощи)», — сообщает Россельхознадзор. . Согласно заявлению службы, российские контрсанкции не отразились на импортных предпочтениях Белоруссии. «На пике закупок в 2015 г. ведущими поставщиками плодоовощной продукции в Белоруссию оставались страны — члены ЕС (Польша, Испания, Литва, Нидерланды, Италия, Греция), в меньшей степени — страны СНГ (Молдавия, Украина) и закрывали список поставщиков иные страны (Турция, Китай, ЮАР, Сербия). В 2016 г., по данным белорусской стороны, спектр стран-поставщиков резко расширился и пополнился экзотическими тропическими странами Африки (Нигерия, Судан, Танзания, Уганда, Йемен, Бурунди, Бенин, Сомали, Кот-Д'Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Буркина-Фасо, Либерия, Сьерра-Леоне и др.)», — отмечают в российском ведомстве. При сопоставлении объемов импорта плодоовощной продукции, заявленных в белорусских декларациях и полученных из отчетов стран-экспортеров, Россельхознадзор выявил резкое несовпадение объемов операций и числа торговых партнеров Белоруссии. В частности, «в 2016 году по белорусским данным, плодоовощная продукция в страну завозилась из 117 стран мира на сумму $ 1551 млн, тогда как в реальности об экспорте в Белоруссию отчитались только 48 стран». Причем, по их данным, суммарный объем поставок в республику составил только $ 1 013,0 млн. «То есть 69 стран-экспортеров, главным образом из стран Африки, Азии и Центральной Америки, вообще не торговали с Белоруссией, в связи с чем можно говорить о массовой фальсификации документов о происхождении продукции, включая фитосанитарные сертификаты, гарантирующие ее безопасность», — считают в России. Россельхознадзор также подозревает, что Минск искажает отчетность даже в тех случаях, где наличие торговых операций подтверждается обеими сторонами. «Так, по данным Польши, в Белоруссию было экспортировано плодовой продукции на сумму $ 196,7 млн, овощей — на сумму $ 67,5 млн. Белоруссия же заявляет о поставках из Польши на сумму $ 313,2 и $ 86,2 млн, соответственно. Турция отчиталась о поставках на сумму $ 63,4 и $ 53,3 млн соответственно, Белоруссия же заявила о закупках на сумму $ 138,4 и $ 130,7 млн. Испания декларирует суммарные поставки в объеме $ 13,4 млн, Белоруссия заявляет о закупках в объеме $ 63,3 млн. Исходя из этих фактов можно с уверенностью предположить, что недостающие овощи и фрукты на сумму в $ 540 млн поступили из Евросоюза, преимущественно — по нелегальным каналам", — констатирует ведомство. Отдельно в статистике ООН российские эксперты выделяют операции Белоруссии с Литвой. По белорусским данным, за весь 2016 г. из Литвы было закуплено плодоовощной продукции на сумму $ 0,33 млн, в то же самое время Литва сообщает о продажах в Белоруссию на сумму $ 478,6 млн. «Очевидно, в силу удобной логистики эта страна используется Белоруссией для легализации поставок в Россию реэкспортной европейской продукции, в том числе с фальшивыми африканскими сертификатами», — считают в Россельхознадзоре. «Выявленные факты подтверждают собственные данные Россельхознадзора, который многократно указывал надзорным органам Белоруссии на сомнительные логистические схемы поставок продукции по фальшивым сертификатам, в количествах и ассортименте, превышающих возможности белорусских аграриев», — отмечает российское ведомство. При этом в Россельхознадзоре обращают внимание на присутствие в списках поставщиков плодоовощной продукции в Белоруссию большого количества так называемых наименее развитых стран (LDC), которые, по правилам ВТО, пользуются значительными тарифно-таможенными привилегиями. «В случае, если под видом продукции из LDC-стран поставлялась продукция из развитых стран — членов Евросоюза в Белоруссию (а через нее — в Россию и другие страны ЕАЭС), то речь может идти о существенных потерях для бюджета России и ЕАЭС из-за обложения „африканской“ продукции минимальными пошлинами или вообще ввоза беспошлинных поставок», — считают в Федеральной службе. Вместе с тем, как отмечает Россельхознадзор, белорусские СМИ, знакомые с данной темой, прямо указывают на занижение декларируемой стоимости такой продукции, что также уменьшает налогооблагаемую базу. «Учитывая изложенное, Россельхознадзор рассматривает возможность присутствия инспекторов службы при осуществлении отгрузок отдельных видов продукции непосредственно на территории Белоруссии. В таких случаях партии, прошедшие контроль со стороны Россельхознадзора, не будут подлежать дополнительному контролю при въезде на территорию Российской Федерации. При согласовании таких мероприятий с белорусской стороной Россельхознадзор, учитывая сезонность, считает целесообразным присутствовать при отгрузках земляники, предполагаемой к поставкам в Россию», — резюмирует российская служба. Как сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», Россельхознадзор неоднократно высказывал претензии к Белоруссии в связи с реэкспортом санкционной продукции и предупреждал о возможности введения глобального запрета на ввоз белорусского продовольствия. С 10 апреля 2018 года Федеральная служба запретила поставки живых свиней и свиноводческой продукции из республики, а также поставки продукции Гомельского мясокомбината в связи с выявлением генетического материала вируса АЧС в готовом мясе. Дополнительно Россельхознадзор усилил контроль за продукцией семи мясных и молочных предприятий республики. Вместе с тем, 16 апреля по итогам проведенной в период с 8 по 15 апреля специалистами Россельхознадзора инспекции белорусских предприятий-производителей продукции животного происхождения, поставляющих или желающих поставлять свою продукцию на российский рынок, ведомство сняло ограничения для ООО «Несвижский завод детского питания». Одновременно с 17 апреля ведомство вводит временные ограничения на ввоз в Россию продукции с предприятия ООО «Молочные горки». Ключевой причиной вводимых мер называется использование предприятием для собственного производства продукции иных организаций, в том числе тех, чьи товары запрещены к поставкам на территорию России.