✔ Британцы готовы дать Казахстану деньги на решение проблемы питьевой воды - «Азия»
Алина 25-09-2018, 20:00 193 Мир / Азия
ПОХОЖИЕ
«17–18 сентября проходит рабочий визит председателя экспортного агентства Великобритании „Экспорт файнолс“ Луи Тейлора в Астану. В ходе визита запланированы встречи с рядом руководителей казахстанских министерств и национальных компаний. Агентство экспортного финансирования Великобритании является единым оператором кредитования и финансирования подрядных и сервисных операций и подотчетных в своей деятельности казначейству и Соединенного королевства. По данным посольства Великобритании в Казахстане, в настоящее время ведутся переговоры касательно предоставления финансовой поддержки со стороны агентства в пользу контракта для Министерства сельского хозяйства Казахстана», — сообщил официальный представитель внешнеполитического ведомства Айбек Смадияров.
«В рамках контракта британская инжиниринговая компания WorleyParsons осуществляет ТЭО проекта обеспечения водой сельских регионов Казахстана», — добавил он.
Проблема чистой воды в Казахстане стоит остро. И не потому, что воды не хватает, а потому что нет инфраструктуры для ее доставки потребителям. Невероятно, что страна, проводившая Универсиаду и ЭКСПО, добывающая миллионы тонн нефти, председательствовавшая в ОБСЕ, не может дать ее гражданам элементарного — чистой воды.
К примеру, в селе Саркырама Туркестанской области водопроводная система настолько изношена, что вода подается только по графику. В середине сентября сообщалось, что в населенный пункт доставили оборудование для бурения 200-метровой скважины, возводят два резервуара-накопителя, каждый на 100 кубометров воды. Предполагается, что уже в октябре жители села смогут вдоволь напиться чистой воды.
И таких сел в Казахстане немало, да и горожане не все обеспечены питьевой водой. Власти об этом знают. Более того, программы разрабатывают на обеспечение людей водой и даже финансирование выделяют. Но по невероятному стечению обстоятельств эти программы не реализуются.
Государственная отраслевая программа «Питьевая вода», рассчитанная на 2002–2010 годы, была создана для того, чтобы люди, проживающие в 7231 населенных пунктах страны, получили чистую воду в нужном объеме. Но программа провалилась с треском. Быть может, виной тому были многочисленные хищения? Прокуратура, полиция и Агентство по борьбе с коррупцией сообщали о многочисленных выявленных фактах воровства денег «Питьевой воды» в Костанайской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. В итоге программу свернули, не получилось дать воду всем нуждающимся.
О результатах программы «Питьевая вода» свидетельствуют следующие цифры. С 2002 по 2010 годы было выделено и освоено 195 млрд тенге. «За этот период по сельским населенным пунктам износ сетей сократился лишь на 2%, остается еще около 140 неработающих водопроводов. 83 тыс. человек все ещё пользуются привозной водой», — заявил в 2010 году на тот момент вице-министр экономического развития и торговли Куандык Бишимбаев (сейчас, к слову, сам Бишимбаев мотает срок за коррупцию).
Так что обещания президента о том, что «к началу второго десятилетия мы должны в целом решить проблему доступности качественной питьевой воды, не останется ни одного населенного пункта, использующего воду из открытых водоемов, или несоответствующую нормативам», так и остались обещаниями.
На смену «Питьевой воде» пришла программа «Ак булак» («Белый источник» — казх.). Видимо, разработчики надеялись, что название на государственном языке оградит от неприятностей новую программу. В ней, как и в предыдущей, была поставлена цель обеспечить доступ к централизованному водоснабжению 80% сельских населенных пунктов. Только если в программе «Питьевая вода» эту цель нужно было достичь к 2010 году, то теперь в качестве итоговой даты прописали 2020 год.? читать продолжение новости ?
Государственные мужи проанализировали ошибки первой программы и сделали следующие выводы. По их мнению, деньги были использованы не эффективно, инфраструктура построена некачественно, сроки сорваны потому, что центральные и местные органы плохо взаимодействовали, а финансирование выделялось «не всегда в соответствии с приоритетами».
Но и «Ак булак» пробуксовывала и была близка к провалу. В 2013 хищения средств, выделенных на эту программу, обсуждали на самом высоком уровне. «По информации Генпрокуратуры, в целом по программе „Ак булак“ возбуждено 26 уголовных дел, внесено более 120 актов прокурорского реагирования и привлечены к различным видам ответственности, в том числе и уголовной, свыше 140 должностных лиц», — сказал в ноябре 2013 года премьер-министр Серик Ахметов, сам позднее отсидевший два года за коррупцию.
Видя неэффективность программы «Ак булак», ее в 2014 году включили в масштабную государственную Программу развития регионов до 2020 года. Предполагалось, что комплексный подход будет более успешным. Так что теперь проблему обеспечения граждан водой решают параллельно с модернизацией ЖКХ, развитием моногородов, приграничных территорией, строительством доступного жилья. Через два года, в 2020, посмотрим, что из этого вышло.
Пока же промежуточные итоги. В мае 2018 года были озвучены такие цифры: доступ к централизованному водоснабжению получили 57,4% сельских жителей и 93,8% горожан. Как видим, до 80% на селе все еще как до Луны пешком, да и до 100% в городе тоже далековато. А 2020 год уже близок. Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек сообщил, что в 2018 году на решение проблемы питьевой воды выделено 100 млрд тенге, что на 68% больше, чем годом ранее. На эти деньги планируется реализовать 332 проекта и в результате увеличить доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах до 59%, а в городах — до 94%.
ООН считает проблему обеспечения людей пригодной для питья водой одной из ключевых задач. «Чистая вода необходима для поддержания человеческой жизни и имеет первостепенное значение для здоровья человека. К счастью, на планете достаточно пресной воды для каждого ее жителя. Однако слабая экономика и отсутствие инфраструктуры приводят к тому, что миллионы людей, в основном дети, умирают от болезней, связанных с отсутствием надлежащего водоснабжения, санитарии и гигиены, — говорится в сообщении на сайте международной организации. — От дефицита воды страдает более 40 процентов мирового населения, и эта цифра постоянно растет».
Согласно резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2010 году, каждый человек имеет право на доступ к достаточному количеству воды для личных и бытовых нужд (от 50 до 100 литров в сутки на человека). При этом вода должна быть безопасной, приемлемой по качеству и цене (стоимость воды не должна превышать 3% от доходов домашних хозяйств), а также доступной физически (источник воды должен находиться в пределах 1000 метров от дома и на ее набор должно уходить не более 30 минут).
В 2011 году Пан Ги Мун, на тот момент генеральный секретарь ООН, подчеркнул: «Дефицит воды и продовольствия угрожает сотням миллионов людей во всем мире. Это подрывает сами основы стабильности на местном, национальном и глобальном уровнях. Нарастает конкуренция между общинами и странами за получение доступа к имеющимся скудным ресурсам, в первую очередь водным, что усугубляет давние проблемы в области безопасности и порождает новые».
В аналитической записке «ООН-водные ресурсы» от 2013 года говорится, что дефицит водоснабжения может создавать предпосылки для роста напряженности и возникновения региональных конфликтов. По данным международной организации, ежедневно 1000 детей умирают от диарейных заболеваний, вызванных проблемами в сфере водоснабжения и санитарии.
А в относительно благополучном Казахстане, где все граждане охвачены обязательным образованием, где нет войн и имеется огромный запас успешно экспортируемых полезных ископаемых, эта проблема не решена по сей день. Знаете ли, как-то странно слышать лозунги об обеспечении всех школ страны интернетом, о цифровизации производства, о развитии робототехники от властей страны, жители которой не могут выпить стакан чистой воды тогда, когда они этого пожелают.
Амина Джалилова, Алма-Ата
Кредит в сумме от $ 2 млрд до $ 3 млрд на льготных условиях может получить Казахстан от британской компании. Предполагается, что средства могут быть направлены на обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов. Об этом сообщили в МИД Казахстана. «17–18 сентября проходит рабочий визит председателя экспортного агентства Великобритании „Экспорт файнолс“ Луи Тейлора в Астану. В ходе визита запланированы встречи с рядом руководителей казахстанских министерств и национальных компаний. Агентство экспортного финансирования Великобритании является единым оператором кредитования и финансирования подрядных и сервисных операций и подотчетных в своей деятельности казначейству и Соединенного королевства. По данным посольства Великобритании в Казахстане, в настоящее время ведутся переговоры касательно предоставления финансовой поддержки со стороны агентства в пользу контракта для Министерства сельского хозяйства Казахстана», — сообщил официальный представитель внешнеполитического ведомства Айбек Смадияров. «В рамках контракта британская инжиниринговая компания WorleyParsons осуществляет ТЭО проекта обеспечения водой сельских регионов Казахстана», — добавил он. Проблема чистой воды в Казахстане стоит остро. И не потому, что воды не хватает, а потому что нет инфраструктуры для ее доставки потребителям. Невероятно, что страна, проводившая Универсиаду и ЭКСПО, добывающая миллионы тонн нефти, председательствовавшая в ОБСЕ, не может дать ее гражданам элементарного — чистой воды. К примеру, в селе Саркырама Туркестанской области водопроводная система настолько изношена, что вода подается только по графику. В середине сентября сообщалось, что в населенный пункт доставили оборудование для бурения 200-метровой скважины, возводят два резервуара-накопителя, каждый на 100 кубометров воды. Предполагается, что уже в октябре жители села смогут вдоволь напиться чистой воды. И таких сел в Казахстане немало, да и горожане не все обеспечены питьевой водой. Власти об этом знают. Более того, программы разрабатывают на обеспечение людей водой и даже финансирование выделяют. Но по невероятному стечению обстоятельств эти программы не реализуются. Государственная отраслевая программа «Питьевая вода», рассчитанная на 2002–2010 годы, была создана для того, чтобы люди, проживающие в 7231 населенных пунктах страны, получили чистую воду в нужном объеме. Но программа провалилась с треском. Быть может, виной тому были многочисленные хищения? Прокуратура, полиция и Агентство по борьбе с коррупцией сообщали о многочисленных выявленных фактах воровства денег «Питьевой воды» в Костанайской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. В итоге программу свернули, не получилось дать воду всем нуждающимся. О результатах программы «Питьевая вода» свидетельствуют следующие цифры. С 2002 по 2010 годы было выделено и освоено 195 млрд тенге. «За этот период по сельским населенным пунктам износ сетей сократился лишь на 2%, остается еще около 140 неработающих водопроводов. 83 тыс. человек все ещё пользуются привозной водой», — заявил в 2010 году на тот момент вице-министр экономического развития и торговли Куандык Бишимбаев (сейчас, к слову, сам Бишимбаев мотает срок за коррупцию). Так что обещания президента о том, что «к началу второго десятилетия мы должны в целом решить проблему доступности качественной питьевой воды, не останется ни одного населенного пункта, использующего воду из открытых водоемов, или несоответствующую нормативам», так и остались обещаниями. На смену «Питьевой воде» пришла программа «Ак булак» («Белый источник» — казх.). Видимо, разработчики надеялись, что название на государственном языке оградит от неприятностей новую программу. В ней, как и в предыдущей, была поставлена цель обеспечить доступ к централизованному водоснабжению 80% сельских населенных пунктов. Только если в программе «Питьевая вода» эту цель нужно было достичь к 2010 году, то теперь в качестве итоговой даты прописали 2020 год.? читать продолжение новости ? Государственные мужи проанализировали ошибки первой программы и сделали следующие выводы. По их мнению, деньги были использованы не эффективно, инфраструктура построена некачественно, сроки сорваны потому, что центральные и местные органы плохо взаимодействовали, а финансирование выделялось «не всегда в соответствии с приоритетами». Но и «Ак булак» пробуксовывала и была близка к провалу. В 2013 хищения средств, выделенных на эту программу, обсуждали на самом высоком уровне. «По информации Генпрокуратуры, в целом по программе „Ак булак“ возбуждено 26 уголовных дел, внесено более 120 актов прокурорского реагирования и привлечены к различным видам ответственности, в том числе и уголовной, свыше 140 должностных лиц», — сказал в ноябре 2013 года премьер-министр Серик Ахметов, сам позднее отсидевший два года за коррупцию. Видя неэффективность программы «Ак булак», ее в 2014 году включили в масштабную государственную Программу развития регионов до 2020 года. Предполагалось, что комплексный подход будет более успешным. Так что теперь проблему обеспечения граждан водой решают параллельно с модернизацией ЖКХ, развитием моногородов, приграничных территорией, строительством доступного жилья. Через два года, в 2020, посмотрим, что из этого вышло. Пока же промежуточные итоги. В мае 2018 года были озвучены такие цифры: доступ к централизованному водоснабжению получили 57,4% сельских жителей и 93,8% горожан. Как видим, до 80% на селе все еще как до Луны пешком, да и до 100% в городе тоже далековато. А 2020 год уже близок. Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек сообщил, что в 2018 году на решение проблемы питьевой воды выделено 100 млрд тенге, что на 68% больше, чем годом ранее. На эти деньги планируется реализовать 332 проекта и в результате увеличить доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах до 59%, а в городах — до 94%. ООН считает проблему обеспечения людей пригодной для питья водой одной из ключевых задач. «Чистая вода необходима для поддержания человеческой жизни и имеет первостепенное значение для здоровья человека. К счастью, на планете достаточно пресной воды для каждого ее жителя. Однако слабая экономика и отсутствие инфраструктуры приводят к тому, что миллионы людей, в основном дети, умирают от болезней, связанных с отсутствием надлежащего водоснабжения, санитарии и гигиены, — говорится в сообщении на сайте международной организации. — От дефицита воды страдает более 40 процентов мирового населения, и эта цифра постоянно растет». Согласно резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2010 году, каждый человек имеет право на доступ к достаточному количеству воды для личных и бытовых нужд (от 50 до 100 литров в сутки на человека). При этом вода должна быть безопасной, приемлемой по качеству и цене (стоимость воды не должна превышать 3% от доходов домашних хозяйств), а также доступной физически (источник воды должен находиться в пределах 1000 метров от дома и на ее набор должно уходить не более 30 минут). В 2011 году Пан Ги Мун, на тот момент генеральный секретарь ООН, подчеркнул: «Дефицит воды и продовольствия угрожает сотням миллионов людей во всем мире. Это подрывает сами основы стабильности на местном, национальном и глобальном уровнях. Нарастает конкуренция между общинами и странами за получение доступа к имеющимся скудным ресурсам, в первую очередь водным, что усугубляет давние проблемы в области безопасности и порождает новые». В аналитической записке «ООН-водные ресурсы» от 2013 года говорится, что дефицит водоснабжения может создавать предпосылки для роста напряженности и возникновения региональных конфликтов. По данным международной организации, ежедневно 1000 детей умирают от диарейных заболеваний, вызванных проблемами в сфере водоснабжения и санитарии. А в относительно благополучном Казахстане, где все граждане охвачены обязательным образованием, где нет войн и имеется огромный запас успешно экспортируемых полезных ископаемых, эта проблема не решена по сей день. Знаете ли, как-то странно слышать лозунги об обеспечении всех школ страны интернетом, о цифровизации производства, о развитии робототехники от властей страны, жители которой не могут выпить стакан чистой воды тогда, когда они этого пожелают. Амина Джалилова, Алма-Ата