✔ Не для Трампа: в Европе развивают терминалы СПГ под российский газ - «Азия»
Taft 30-08-2018, 00:00 193 Мир / Азия
ПОХОЖИЕ
В Еврокомиссии (ЕК) заявили, что зарезервировали $ 325 млн под четыре терминала СПГ, которые будут запущены в 2018—2020 годах. В программу финансирования ЕК попали, например, расширение терминала в Греции и строительство новых на острове Крк в Хорватии и Кипре. Эти проекты были запланированы еще до переговоров в Вашингтоне, а сам Жан-Клод Юнкер уточнял журналистам, что европейские компании станут закупать американский СПГ, если это будет выгодно. Поэтому планы и заявления о широкомасштабных закупок сжиженного газа из Соединенных Штатов, скорее, обещания. А вот расширение европейских мощностей под российский СПГ — уже реальность.
Терминал в бельгийском Зеебрюгге — самый ликвидный терминал в Европе и один из нескольких в мире, способных принимать танкеры самого разного водоизмещения. Построенный еще в 1987 году, терминал СПГ может сегодня переваливать ежегодно 9 млрд кубометров газа в год. Его собственник, оператор газотранспортной системы Бельгии Fluxys, работает по контрактам с катарской Qatar Petroleum, Qatar Terminal Limited («дочкой» американской ExxonMobil), Distrigas и Tractebel Global LNG («дочкой» французской Suez). А с этого года — с российским НОВАТЭКом.
Как сообщили в Fluxys, в Зеебрюгге сейчас ведутся масштабные работы по расширению терминала: строится пятый резервуар для хранения СПГ и вторая линия по загрузке малотоннажных танкеров. Ранее там построили второй причал для загрузки танкеров и перегрузки СПГ с одного газовоза на другой. В бельгийской компании не уточнили «NOVOSTI-DNY.Ru» деталей проектов, однако все они осуществляются под СПГ с Ямала, который увеличит перевалку сжиженного газа в Зебрюгге более чем в два раза — до 20 млрд кубометров год. Это сделает терминал крупнейшим в Европе.
В 2015 году Yamal Trade («дочка» «Ямал СПГ») и Fluxys подписали 20-летний контракт стоимостью более $ 1 млрд на ежегодную перевалку до 8 млн тонн СПГ (11 млрд кубометров) на терминале Зеебрюгге. Его действие начинается с 2019 года и предполагает до 107 ежегодных перегрузок с танкеров ледокольного класса на традиционные для доставки СПГ на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР). Кроме того, в прошлом году НОВАТЭК и бельгийская компания подписали меморандум о взаимопонимании по совместному развитию небольших проектов СПГ в Европе для оптимизации логистики и реализации газа в странах ЕС и Латинской Америки.
Контракт на обслуживание проекта «Ямал СПГ» начинает свое действие в следующем году, но бельгийский терминал начал работать с российским СПГ уже в этом. В апреле сюда доставил первую партию российского сжиженного газа из порта Сабетта на Ямале танкер «Федор Литке», а в мае состоялась первая перезагрузка «с судна на судно» в истории терминала — с газовоза «Эдуард Толль» ледового класса на «Псков».
Поставки российского СПГ в Азию с перегрузкой в Европе, пока нет навигации через Северный морской путь, значительно оживили работу не только терминала в бельгийском Зеебрюгге. Они помогут экономике терминалов в нидерландском Роттердаме и французском Монтуаре, которые до последнего времени простаивали много чаще, чем ожидали их собственники, заметили в агентстве Bloomberg. Если в прошлом году использование всех терминалов СПГ в Европе не превышало 27%, то загрузка терминала в Роттердаме вообще держалась на уровне 9%, по данным International Gas Union. В августе проект «Ямал СПГ» запустил вторую очередь мощностью 5,5 млн тонн в год, а к концу года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон пообещал ввести в эксплуатацию и третью. Это значительно поддержит терминалы в Роттердаме и Монтуаре, считают в Bloomberg.? читать продолжение новости ?
Несмотря на то, что проект «Ямал СПГ» ориентирован больше на страны АТОР, поставки российского сжиженного газа могут оказать некое влияние на рынок СПГ и в Европе. В прошлом году страны ЕС импортировали 47,4 млрд кубометров газа в виде СПГ. Поставки же ямальского сжиженного газа в Европу уже в следующем году, после запуска всех трех очередей проекта, могут составить не менее 8 млрд кубометров. А это — 17% от общего импорта сжиженного газа в ЕС в 2017 году. Ежегодно 3,2 млрд кубометров будет получать испанская Gas Natural Fenosa, 3,3 млрд и 1,4 млрд — французские Total и Engie. Последняя перепродавала в этом году ямальский СПГ в США, но это были небольшие партии. При этом в Европе может «осесть» и СПГ, купленный другими участниками и клиентами проекта «Ямал СПГ». Все зависит от уровня цен в регионе. Так, зимой газовоз с грузом для китайской CNPC ушел не в Азию, а в Испанию, а сжиженный газ для малазийской Petronas — в Великобританию.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что пока российский СПГ окажет небольшое влияние на европейский рынок. «Предложение на рынке несколько увеличится. Но пока тенденция к перенаправлению СПГ на премиальные по сравнению с Европой рынки сохраняется, воздействие на европейский рынок будет минимальным. Ситуация может измениться, если спрос в Азии притормозит», — заметил эксперт.
Привлекательность азиатского направления — одна из причин, почему американский СПГ уже проигрывает не только российскому трубопроводному, но и сжиженному газу в Европе. Как писало «NOVOSTI-DNY.Ru», ямальский СПГ в этом году выдавил американский из Испании. При этом, если поставки СПГ из США в Европу составили в прошлом году 1,9 мрлд кубометров — 4% всего импорта, то в этом году они могут быть еще меньше. По данным Управления информации Минэнерго США, за пять месяцев этого года в Европу импортировали 560 млн кубометров газа в виде СПГ. Его закупили в Португалии, Великобритании, Турции и Нидерландах. Как отмечали «NOVOSTI-DNY.Ru» эксперты, сейчас все поставщики СПГ стараются продавать сжиженный газ в Азию, которая из-за высоких цен на газ стала главным премиальным рынком в мире.
Как уже сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», в международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из самых перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.
«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.
Кроме «Ямал СПГ», компания НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.
На переговорах в Вашингтоне председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал Дональду Трампу увеличить закупку американского СПГ и развивать в Европе инфраструктуру для его приема. Пока, однако, это делают под сжиженный газ из России. В Еврокомиссии (ЕК) заявили, что зарезервировали $ 325 млн под четыре терминала СПГ, которые будут запущены в 2018—2020 годах. В программу финансирования ЕК попали, например, расширение терминала в Греции и строительство новых на острове Крк в Хорватии и Кипре. Эти проекты были запланированы еще до переговоров в Вашингтоне, а сам Жан-Клод Юнкер уточнял журналистам, что европейские компании станут закупать американский СПГ, если это будет выгодно. Поэтому планы и заявления о широкомасштабных закупок сжиженного газа из Соединенных Штатов, скорее, обещания. А вот расширение европейских мощностей под российский СПГ — уже реальность. Терминал в бельгийском Зеебрюгге — самый ликвидный терминал в Европе и один из нескольких в мире, способных принимать танкеры самого разного водоизмещения. Построенный еще в 1987 году, терминал СПГ может сегодня переваливать ежегодно 9 млрд кубометров газа в год. Его собственник, оператор газотранспортной системы Бельгии Fluxys, работает по контрактам с катарской Qatar Petroleum, Qatar Terminal Limited («дочкой» американской ExxonMobil), Distrigas и Tractebel Global LNG («дочкой» французской Suez). А с этого года — с российским НОВАТЭКом. Как сообщили в Fluxys, в Зеебрюгге сейчас ведутся масштабные работы по расширению терминала: строится пятый резервуар для хранения СПГ и вторая линия по загрузке малотоннажных танкеров. Ранее там построили второй причал для загрузки танкеров и перегрузки СПГ с одного газовоза на другой. В бельгийской компании не уточнили «NOVOSTI-DNY.Ru» деталей проектов, однако все они осуществляются под СПГ с Ямала, который увеличит перевалку сжиженного газа в Зебрюгге более чем в два раза — до 20 млрд кубометров год. Это сделает терминал крупнейшим в Европе. В 2015 году Yamal Trade («дочка» «Ямал СПГ») и Fluxys подписали 20-летний контракт стоимостью более $ 1 млрд на ежегодную перевалку до 8 млн тонн СПГ (11 млрд кубометров) на терминале Зеебрюгге. Его действие начинается с 2019 года и предполагает до 107 ежегодных перегрузок с танкеров ледокольного класса на традиционные для доставки СПГ на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР). Кроме того, в прошлом году НОВАТЭК и бельгийская компания подписали меморандум о взаимопонимании по совместному развитию небольших проектов СПГ в Европе для оптимизации логистики и реализации газа в странах ЕС и Латинской Америки. Контракт на обслуживание проекта «Ямал СПГ» начинает свое действие в следующем году, но бельгийский терминал начал работать с российским СПГ уже в этом. В апреле сюда доставил первую партию российского сжиженного газа из порта Сабетта на Ямале танкер «Федор Литке», а в мае состоялась первая перезагрузка «с судна на судно» в истории терминала — с газовоза «Эдуард Толль» ледового класса на «Псков». Поставки российского СПГ в Азию с перегрузкой в Европе, пока нет навигации через Северный морской путь, значительно оживили работу не только терминала в бельгийском Зеебрюгге. Они помогут экономике терминалов в нидерландском Роттердаме и французском Монтуаре, которые до последнего времени простаивали много чаще, чем ожидали их собственники, заметили в агентстве Bloomberg. Если в прошлом году использование всех терминалов СПГ в Европе не превышало 27%, то загрузка терминала в Роттердаме вообще держалась на уровне 9%, по данным International Gas Union. В августе проект «Ямал СПГ» запустил вторую очередь мощностью 5,5 млн тонн в год, а к концу года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон пообещал ввести в эксплуатацию и третью. Это значительно поддержит терминалы в Роттердаме и Монтуаре, считают в Bloomberg.? читать продолжение новости ? Несмотря на то, что проект «Ямал СПГ» ориентирован больше на страны АТОР, поставки российского сжиженного газа могут оказать некое влияние на рынок СПГ и в Европе. В прошлом году страны ЕС импортировали 47,4 млрд кубометров газа в виде СПГ. Поставки же ямальского сжиженного газа в Европу уже в следующем году, после запуска всех трех очередей проекта, могут составить не менее 8 млрд кубометров. А это — 17% от общего импорта сжиженного газа в ЕС в 2017 году. Ежегодно 3,2 млрд кубометров будет получать испанская Gas Natural Fenosa, 3,3 млрд и 1,4 млрд — французские Total и Engie. Последняя перепродавала в этом году ямальский СПГ в США, но это были небольшие партии. При этом в Европе может «осесть» и СПГ, купленный другими участниками и клиентами проекта «Ямал СПГ». Все зависит от уровня цен в регионе. Так, зимой газовоз с грузом для китайской CNPC ушел не в Азию, а в Испанию, а сжиженный газ для малазийской Petronas — в Великобританию. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что пока российский СПГ окажет небольшое влияние на европейский рынок. «Предложение на рынке несколько увеличится. Но пока тенденция к перенаправлению СПГ на премиальные по сравнению с Европой рынки сохраняется, воздействие на европейский рынок будет минимальным. Ситуация может измениться, если спрос в Азии притормозит», — заметил эксперт. Привлекательность азиатского направления — одна из причин, почему американский СПГ уже проигрывает не только российскому трубопроводному, но и сжиженному газу в Европе. Как писало «NOVOSTI-DNY.Ru», ямальский СПГ в этом году выдавил американский из Испании. При этом, если поставки СПГ из США в Европу составили в прошлом году 1,9 мрлд кубометров — 4% всего импорта, то в этом году они могут быть еще меньше. По данным Управления информации Минэнерго США, за пять месяцев этого года в Европу импортировали 560 млн кубометров газа в виде СПГ. Его закупили в Португалии, Великобритании, Турции и Нидерландах. Как отмечали «NOVOSTI-DNY.Ru» эксперты, сейчас все поставщики СПГ стараются продавать сжиженный газ в Азию, которая из-за высоких цен на газ стала главным премиальным рынком в мире. Как уже сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», в международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из самых перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa. «Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко. Кроме «Ямал СПГ», компания НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.