Вашингтон — Ашхабад: через «мягкое влияние» к стратегическому доминированию - «Азия» » «Новости Дня»

✔ Вашингтон — Ашхабад: через «мягкое влияние» к стратегическому доминированию - «Азия»

ПОХОЖИЕ
Новости дня / США / Власть / Спорт / Мир / ДНР и ЛНР / Политика / Россия / Большой Кавказ / Европа / Военные действияНигер добился вывода американских войск из страны... 0
Новости дня / Россия / Спорт / Мир / Происшествия и криминал / Большой Кавказ / Политика / Общество / УкраинаМИД Венгрии предупредил о подготовке Евросоюза к мировой войне... 0
Новости дня / Спорт / Политика / Видео / Россия / Европа / Екатеринбург / Мероприятия / ДНР и ЛНР / Власть / ЭкономикаФон дер Ляйен обвинила Россию в "агрессии" против финской границы... 0
Украина / Новости дня / ДНР и ЛНР / Выборы / Технологии / США / Политика / Военные действия / Общество / Видео / Фото репортажWall Street Journal узнала об истощении рядов ВСУ и тяжелом... 0
Происшествия и криминал / Новости дня / Украина / Европа / Общество / Политика / МирКиев и Москва впервые провели очные переговоры о перемещенных... 0

Возросший интерес вашингтонских властей к государствам Центральной Азии (ЦА) эксперты связывают с их попытками придать «второе дыхание» полузабытому в регионе многостороннему формату «С5+1», смысл которого сводится не к социально-экономическому развитию его участников, а к созданию некоей «правовой основы» для влияния на их внутреннюю и внешнюю политику, укреплению собственных стратегических позиций в этой части мира. Собственно, понимание этих целей заокеанских «благодетелей» становится вполне очевидным для общественно-политических кругов в регионе, подвергающих критике склонность некоторых местных политиков использовать настырность янки в реализации собственных эгоистических планов, контрастирующих с подлинными национальными интересами стран и народов ЦА.
Как полагает, к примеру, авторитетный в регионе политолог Мурат Абулгазин, «формат С5+1» очень опасен для всех государств ЦА, поскольку направлен на разрыв стратегического сотрудничества с проверенными и надежными партнерами — Россией, Китаем, Ираном и рядом других. Фактически американцы ведут дело к тому, чтобы превратить регион ЦА в открытый плацдарм противоборства с этой группой государств, втянув в этот опасный процесс и участников предложенного ими «формата».
Особенно уязвимы в этом отношении те государства региона, которые пытаются культивировать внешнеполитическую «многовекторность» в расчете на эфемерные политико-экономические выгоды. В большей мере это относится к курсу властей Ашхабада, под различными предлогами уклоняющимся от участия в интеграционных проектах СНГ, в первую очередь в ОДКБ, в Евразийском экономическом союзе и других. Объявленный ими «нейтралитет» некоторые эксперты зачастую характеризуют как политику «изоляционизма», направленную на сохранение «чистого» суверенитета и независимости, что в отношениях с друзьями может восприниматься как неуместная «перестраховка».
Разумеется, подобная ориентация туркменского центра ослабляет его позиции на международной арене, делает его более «податливым» на «заманчивые» обещания и приманки Вашингтона, на которые тот всегда был горазд, но никогда не «стеснялся» ревизовать и пересматривать их в конъюнктурных стратегических целях. На словах, к примеру, янки всегда декларировали готовность содействовать странам ЦА в борьбе с терроризмом, чаще всего, правда, в обмен на развертывание здесь своих военных баз и опорных пунктов.
Но ведь это объективный факт, что американцы ведут дело не к уничтожению в Афганистане или Сирии террористических вооруженных формирований, а к их сохранению и выдавливанию в направлении севера. Наверное, не случайно в последнее время сами власти Туркмении выражают обеспокоенность нарастанием такого рода угроз, в частности, массовое перемещение в приграничные с республикой районы Афганистана боевиков «Талибана» и ИГИЛ, которые имеют свои недобрые «виды» на эту и другие республики ЦА. На это тревожное явление обращал недавно внимание и министр иностранных дел Пакистана — Мухаммад Асиф, поскольку это становится серьезной угрозой не только для государств ЦА, но также для России и Пакистана.
Задачи такой «двуликой» позиции янки совершенно прозрачные — дестабилизация внутриполитической ситуации в странах региона и установление в этих условиях полного контроля над его нефтегазоносными районами и транзитными маршрутами углеводородов. Через Туркмению открывается, например, выход к Каспийскому морю, где запасы углеводородов оцениваются в 12 млрд тонн. Теперь понятно, зачем в прошлом году в Ашхабаде побывал заокеанский десант во главе с исполнительным директором делового совета «Туркменистан — США» Эриком Стюартом, в который входили представители ведущих энергетических компаний мира, в том числе Shell, Total, BP и ряд других.
Но и попытки властей Ашхабада без посредников договориться с афганской вооруженной оппозицией о «мирном сосуществовании» ощутимых результатов не приносят. За последние три года в боях с террористами на туркмено-афганской границе погибли более 200 пограничников. Но масштабному прорыву афганских боевиков на 300-километровой границе, как полагают эксперты, самостоятельно противодействовать Ашхабад не сможет: его армия и погранвойска в состоянии вести только кратковременные оборонительные действия. Все это диктует необходимость корректировки туркменскими властями курса «нейтралитета» в направлении сближения с региональными механизмами коллективной безопасности.
Террористические угрозы дополняются обострением экономических проблем в этой стране. Темпы роста ВВП Туркмении в прошлом году снизились до 2,5%, хотя планировался рост в 6,4%. Налицо также рост внешнеторгового дефицита и отток иностранного капитала при внешнем долге более $ 10 млрд. Существенным ударом по бюджету стало сокращение доходов от продажи энергоресурсов.
После прекращения экспорта газа в Россию и Иран главным покупателем стал Китай, который диктует свои условия поставок этого сырья, а также «навязывает» выгодное для себя сотрудничество в военно-технической и других чувствительных сферах. Так, в последний год-полтора, несмотря на увеличение объема экспорта газа в Китай до 35 млрд. куб. метров, выручка снизилась на одну треть и составила всего $ 4,7 млрд.
Экономисты считают, что снижение цен на энергоносители и отсутствие заметного прогресса в строительстве газопровода «Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия» (TAPI) может уже в ближайшие 3–4 года окончательно лишить республику главного источника поступления золотовалютных резервов. Это неизбежно отзовется дальнейшим ростом потребительских цен внутри страны, усилением социальной напряженности в обществе и обвальным увеличением сторонников радикальных идей.
Естественно, американцы не прочь будут использовать кризисные явления в Туркмении для дальнейшего укрепления собственных позиций в регионе. Так, в западной прессе время от времени «просачивается» информация о том, что за океаном прорабатываются и варианты, связанные с «демонтажем» режима Гурбангулы Бердымухамедова, когда может быть задействован традиционный комплекс мер по подготовке «цветной революции». В их числе — культивирование зарубежной оппозиции, подготовка лидеров протестного движения внутри республики, инспирация «мероприятий» через печать и интернет с осуждением «тоталитарного» режима, блокирование счетов туркменской политической элиты в западных банках…
В этом контексте аналитики обращают внимание на заметную активизацию в стране деятельности подконтрольных Вашингтону неправительственных организаций, призванных формировать в молодежной среде «либеральные» настроения, воспитывать «вкус» к восприятию западных ценностей и стандартов. В первых рядах такого «проамериканского воспитания» многие годы подвизаются функционеры из Агентства США по международному развитию, Демократического и Республиканского институтов, фондов Фулбрайта, Сороса и многих других, которые уже давно наследили в ряде стран Евразии, к примеру, — в Югославии, в Грузии, Украине и других странах.
Неслучайно за океаном по-прежнему педалируется тема нарушения прав человека и свободы слова и совести в Туркмении. Так, в начале этого года Госдеп США успел «отметиться» стандартным заявлением, в котором констатируется ухудшение в этой стране ситуации с соблюдением, в частности, религиозных свобод. За океаном утверждают, что руководство страны не прислушивается к рекомендациям многочисленных неправительственных организаций и по-прежнему притесняет религиозные меньшинства, принимая все более жесткие законы и требования, регламентирующие формы и цели их деятельности. Речь, в частности, идет о принятой в 2016-м году новой редакции «Закона о свободе религий», значительно ужесточившей требования к религиозным общинам и организациям, необходимые для регистрации в стране.
На этом фоне активизируются попытки Вашингтона и его западных союзников втянуть Ашхабад в многопрофильные программы «сотрудничества», которые, якобы, могут сохранить и нейтральный статус республики и способствовать ее экономическому прогрессу. Большие надежды в этом плане американцы, как упоминалось выше, возлагают и на функционирование изобретенного ими сомнительного формата «С5+1», который на деле является не более чем «пиар-проектом», призванным продемонстрировать их «добрую и бескорыстную» заинтересованность в сотрудничестве с государствами региона. Но кто из серьезных политиков может поверить в «благородные» намерения янки?
Этот формат, констатируют эксперты, попросту маскирует прозрачные эгоистические цели Вашингтона: «переформатировать» страны Центральной Азии по своим лекалам, превратить регион в опорную зону своего влияния на евразийском пространстве, воспрепятствовать реализации китайского плана «Один пояс — один путь».
Не имеющий никакого формального статуса, Формат «С5+1», по их мнению, «подвергает эрозии сложившуюся в регионе договорно-правовую систему и существующие международные организации», провоцирует здесь напряженность и недоверие. Применительно к Туркмении главная опасность заключается в том, что посредством продвижения этого своего замысла Вашингтон нацелен на обретение здесь дополнительного канала «мягкого влияния», чреватого серьезными угрозами интересам национальной безопасности и экономического прогресса как этой республики, так и ее соседей.
Виктор Хинов, публицист

Возросший интерес вашингтонских властей к государствам Центральной Азии (ЦА) эксперты связывают с их попытками придать «второе дыхание» полузабытому в регионе многостороннему формату «С5 1», смысл которого сводится не к социально-экономическому развитию его участников, а к созданию некоей «правовой основы» для влияния на их внутреннюю и внешнюю политику, укреплению собственных стратегических позиций в этой части мира. Собственно, понимание этих целей заокеанских «благодетелей» становится вполне очевидным для общественно-политических кругов в регионе, подвергающих критике склонность некоторых местных политиков использовать настырность янки в реализации собственных эгоистических планов, контрастирующих с подлинными национальными интересами стран и народов ЦА. Как полагает, к примеру, авторитетный в регионе политолог Мурат Абулгазин, «формат С5 1» очень опасен для всех государств ЦА, поскольку направлен на разрыв стратегического сотрудничества с проверенными и надежными партнерами — Россией, Китаем, Ираном и рядом других. Фактически американцы ведут дело к тому, чтобы превратить регион ЦА в открытый плацдарм противоборства с этой группой государств, втянув в этот опасный процесс и участников предложенного ими «формата». Особенно уязвимы в этом отношении те государства региона, которые пытаются культивировать внешнеполитическую «многовекторность» в расчете на эфемерные политико-экономические выгоды. В большей мере это относится к курсу властей Ашхабада, под различными предлогами уклоняющимся от участия в интеграционных проектах СНГ, в первую очередь в ОДКБ, в Евразийском экономическом союзе и других. Объявленный ими «нейтралитет» некоторые эксперты зачастую характеризуют как политику «изоляционизма», направленную на сохранение «чистого» суверенитета и независимости, что в отношениях с друзьями может восприниматься как неуместная «перестраховка». Разумеется, подобная ориентация туркменского центра ослабляет его позиции на международной арене, делает его более «податливым» на «заманчивые» обещания и приманки Вашингтона, на которые тот всегда был горазд, но никогда не «стеснялся» ревизовать и пересматривать их в конъюнктурных стратегических целях. На словах, к примеру, янки всегда декларировали готовность содействовать странам ЦА в борьбе с терроризмом, чаще всего, правда, в обмен на развертывание здесь своих военных баз и опорных пунктов. Но ведь это объективный факт, что американцы ведут дело не к уничтожению в Афганистане или Сирии террористических вооруженных формирований, а к их сохранению и выдавливанию в направлении севера. Наверное, не случайно в последнее время сами власти Туркмении выражают обеспокоенность нарастанием такого рода угроз, в частности, массовое перемещение в приграничные с республикой районы Афганистана боевиков «Талибана» и ИГИЛ, которые имеют свои недобрые «виды» на эту и другие республики ЦА. На это тревожное явление обращал недавно внимание и министр иностранных дел Пакистана — Мухаммад Асиф, поскольку это становится серьезной угрозой не только для государств ЦА, но также для России и Пакистана. Задачи такой «двуликой» позиции янки совершенно прозрачные — дестабилизация внутриполитической ситуации в странах региона и установление в этих условиях полного контроля над его нефтегазоносными районами и транзитными маршрутами углеводородов. Через Туркмению открывается, например, выход к Каспийскому морю, где запасы углеводородов оцениваются в 12 млрд тонн. Теперь понятно, зачем в прошлом году в Ашхабаде побывал заокеанский десант во главе с исполнительным директором делового совета «Туркменистан — США» Эриком Стюартом, в который входили представители ведущих энергетических компаний мира, в том числе Shell, Total, BP и ряд других. Но и попытки властей Ашхабада без посредников договориться с афганской вооруженной оппозицией о «мирном сосуществовании» ощутимых результатов не приносят. За последние три года в боях с террористами на туркмено-афганской границе погибли более 200 пограничников. Но масштабному прорыву афганских боевиков на 300-километровой границе, как полагают эксперты, самостоятельно противодействовать Ашхабад не сможет: его армия и погранвойска в состоянии вести только кратковременные оборонительные действия. Все это диктует необходимость корректировки туркменскими властями курса «нейтралитета» в направлении сближения с региональными механизмами коллективной безопасности. Террористические угрозы дополняются обострением экономических проблем в этой стране. Темпы роста ВВП Туркмении в прошлом году снизились до 2,5%, хотя планировался рост в 6,4%. Налицо также рост внешнеторгового дефицита и отток иностранного капитала при внешнем долге более $ 10 млрд. Существенным ударом по бюджету стало сокращение доходов от продажи энергоресурсов. После прекращения экспорта газа в Россию и Иран главным покупателем стал Китай, который диктует свои условия поставок этого сырья, а также «навязывает» выгодное для себя сотрудничество в военно-технической и других чувствительных сферах. Так, в последний год-полтора, несмотря на увеличение объема экспорта газа в Китай до 35 млрд. куб. метров, выручка снизилась на одну треть и составила всего $ 4,7 млрд. Экономисты считают, что снижение цен на энергоносители и отсутствие заметного прогресса в строительстве газопровода «Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия» (TAPI) может уже в ближайшие 3–4 года окончательно лишить республику главного источника поступления золотовалютных резервов. Это неизбежно отзовется дальнейшим ростом потребительских цен внутри страны, усилением социальной напряженности в обществе и обвальным увеличением сторонников радикальных идей. Естественно, американцы не прочь будут использовать кризисные явления в Туркмении для дальнейшего укрепления собственных позиций в регионе. Так, в западной прессе время от времени «просачивается» информация о том, что за океаном прорабатываются и варианты, связанные с «демонтажем» режима Гурбангулы Бердымухамедова, когда может быть задействован традиционный комплекс мер по подготовке «цветной революции». В их числе — культивирование зарубежной оппозиции, подготовка лидеров протестного движения внутри республики, инспирация «мероприятий» через печать и интернет с осуждением «тоталитарного» режима, блокирование счетов туркменской политической элиты в западных банках… В этом контексте аналитики обращают внимание на заметную активизацию в стране деятельности подконтрольных Вашингтону неправительственных организаций, призванных формировать в молодежной среде «либеральные» настроения, воспитывать «вкус» к восприятию западных ценностей и стандартов. В первых рядах такого «проамериканского воспитания» многие годы подвизаются функционеры из Агентства США по международному развитию, Демократического и Республиканского институтов, фондов Фулбрайта, Сороса и многих других, которые уже давно наследили в ряде стран Евразии, к примеру, — в Югославии, в Грузии, Украине и других странах. Неслучайно за океаном по-прежнему педалируется тема нарушения прав человека и свободы слова и совести в Туркмении. Так, в начале этого года Госдеп США успел «отметиться» стандартным заявлением, в котором констатируется ухудшение в этой стране ситуации с соблюдением, в частности, религиозных свобод. За океаном утверждают, что руководство страны не прислушивается к рекомендациям многочисленных неправительственных организаций и по-прежнему притесняет религиозные меньшинства, принимая все более жесткие законы и требования, регламентирующие формы и цели их деятельности. Речь, в частности, идет о принятой в 2016-м году новой редакции «Закона о свободе религий», значительно ужесточившей требования к религиозным общинам и организациям, необходимые для регистрации в стране. На этом фоне активизируются попытки Вашингтона и его западных союзников втянуть Ашхабад в многопрофильные программы «сотрудничества», которые, якобы, могут сохранить и нейтральный статус республики и способствовать ее экономическому прогрессу. Большие надежды в этом плане американцы, как упоминалось выше, возлагают и на функционирование изобретенного ими сомнительного формата «С5 1», который на деле является не более чем «пиар-проектом», призванным продемонстрировать их «добрую и бескорыстную» заинтересованность в сотрудничестве с государствами региона. Но кто из серьезных политиков может поверить в «благородные» намерения янки? Этот формат, констатируют эксперты, попросту маскирует прозрачные эгоистические цели Вашингтона: «переформатировать» страны Центральной Азии по своим лекалам, превратить регион в опорную зону своего влияния на евразийском пространстве, воспрепятствовать реализации китайского плана «Один пояс — один путь». Не имеющий никакого формального статуса, Формат «С5 1», по их мнению, «подвергает эрозии сложившуюся в регионе договорно-правовую систему и существующие международные организации», провоцирует здесь напряженность и недоверие. Применительно к Туркмении главная опасность заключается в том, что посредством продвижения этого своего замысла Вашингтон нацелен на обретение здесь дополнительного канала «мягкого влияния», чреватого серьезными угрозами интересам национальной безопасности и экономического прогресса как этой республики, так и ее соседей. Виктор Хинов, публицист


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика