✔ Узбекистан готов к сложной игре с высокими ставками: эксперты - «Азия»
Кондрат 11-01-2018, 18:00 193 Мир / Азия
ПОХОЖИЕ
Так, отныне граждане Узбекистана и Таджикистана могут находиться в гостях друг у друга без виз в течение одного месяца. Предполагается, что продолжительность безвизового пребывания со временем будет увеличиваться. К Фархадской ГЭС Ташкент и Душанбе подошли максимально конструктивно: территория, на которой расположена станция, признана таджикистанской, а сам объект — собственностью Узбекистана. За охрану ГЭС будет отвечать Таджикистан, а техническим обслуживанием заниматься узбекская сторона.
Стороны подтвердили также намерение в ближайшее время открыть и расширить автобусное и железнодорожное сообщение, обустроить новые КПП на границе. «Ситуация между Ташкентом и Душанбе сложилась многообещающая. Впервые за многие годы. Министерствам и ведомствам двух государств поручено приступить к подготовке проектов соглашений по сотрудничеству в сферах транспорта, коммуникаций, торговли, экономики, госграницы. Похоже, что нынешний год может ознаменоваться прорывом в непростых отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном. И стороны действительно хотят этого, а не просто декларируют намерения. Это видно из того, что болезненные вопросы, например, Рогунскую ГЭС, в ходе переговоров обходили стороной, оставляя решения на потом. Главное — сдвинуть отношения с мертвой точки сейчас, а в более доверительной атмосфере, которая может сложиться только при плодотворном сотрудничестве, можно будет приступить к обсуждению и решению проблем», — сказал «NOVOSTI-DNY.Ru» информированный источник в Ташкенте.
По его же словам, межгосударственные и межправительственные соглашения по различным вопросам будут подписаны в ходе государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Душанбе, который состоится, вероятно, в начале весны нынешнего года.
Напомним, что разногласия между Ташкентом и Душанбе возникали постоянно в течение последних 25 лет. Таджикская сторона обвиняла соседей в блокировании путей сообщения, а узбекская противилась строительству в Таджикистане Рогунской ГЭС, которая, по ее мнению, несет угрозу всему аграрному сектору региона. Собственно поэтому и устраивал Узбекистан транспортную блокаду, мешая всеми силами доставке различных компонентов ГЭС. В 2001 году Узбекистан ввел визовый режим для граждан Таджикистана. Через какое-то время Душанбе ответил аналогичной мерой.
Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев одной из главных задач назвал налаживание добрососедских отношений со всеми странами региона. Вслед за этим он последовательно совершил визиты ко всем соседям. «Неосвоенным» оставался лишь Таджикистан. И этот пробел вскоре будет восполнен. Похоже, что и Душанбе готовится к перезагрузке. Во всяком случае, президент Эмомали Рахмон на встрече с узбекскими гостями заверил, что «Таджикистан никогда не создавал проблемы соседям и всегда стремится к интеграции стран региона и миру в области водных ресурсов и экологии».
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, кандидат исторических наук Андрей Грозин состоявшийся визит узбекской делегации в Душанбе назвал подготовкой к визиту президента Мирзиёева: «Эту поездку ждут все игроки, имеющие интересы в Центральной Азии. По сути, ничего неожиданного во время пребывания узбекской правительственной делегации в Таджикистане не произошло и сказано не было. Ташкент продолжил демонстрацию благих намерений в отношениях с соседями. Душанбе принял предложенные правила. А обсуждения идут именно в плоскости — почему визит Мирзиёева не состоялся до сих пор».
По словам эксперта, в отношении «злободневной» Рогунской ГЭС заметно определенное смягчений позиции Ташкента. Во всяком случае, жесткой риторики времен позднего Ислама Каримова уже нет. Возможно, в Ташкенте рассчитывают, что Душанбе все-таки не найдет финансовых, технических возможностей и не сумеет довести до конца этот действительно неоднозначный проект. Но если Душанбе изыщет резервы, тогда просто непонятно, на что будет рассчитывать Ташкент. Возможно, резервного плана у Узбекистана и нет. Высказывания узбекской стороны, в частности вице-спикера парламента Садыка Сафаева на сей счет дипломатичные, пространные, но одно в них неизменно — национальные интересы Узбекистана должны быть непременно учтены.
«Лакмусовой бумажкой в узбекско-таджикских отношениях могут стать пограничные вопросы. Если их решение произойдет в том же ключе, как решались киргизско-узбекские, т. е. быстро и конструктивно, то можно действительно говорить о потеплении отношений. Если же переговоры из-за противоречий приобретут вялый характер, то возникнут сомнения в провозглашенной оттепели между Ташкентом и Душанбе». Вопросы, связанные с границей, являются основным показателем добрососедских отношений", — считает Андрей Грозин, напоминая, что неурегулированными остаются 25% таджикско-узбекской границы.
Эксперт убежден, что новая линия Узбекистана, направленная на улучшение отношений с соседями, в частности, с Таджикистаном, не базируется только на каких-то гуманистической основе, но имеет и вполне конкретную практическую подпитку. «Когда одна стратегия не приносит успеха, то начинают использовать другую. Убедившись в том, что два десятка лет политики жесткого давления на соседей с использованием своих преимуществ в разных сферах не дают положительного результата, доминирования во внутренней и внешней политике этих стран, в Ташкенте поменяли стратегию, перейдя к политике добрососедства, разрядки и пр. Это правильно, даже если исходить не из каких-то абстрактных соображений, а с обычной административной точки зрения, или экономической, финансовой. Через Таджикистан Ташкент может расширить партнерство в южном направлении — множество коммуникаций Таджикистана с Афганистаном выглядит соблазнительно. Также через Таджикистан можно налаживать связи с Китаем, потому что „складывать все яйца“ в киргизско-китайско-узбекский маршрут слишком самонадеянно с учетом долгой и сложной истории этого проекта», — сказал Грозин.
Резюмируя, Андрей Грозин отметил, что Узбекистан рассчитывает стать реальным центром влияния в регионе, стать местом, как минимум, логистического скрещения всех центральноазиатских путей. И для этого Ташкент готов затеять сложную игру с высокими ставками. Так, пусть неофициально, но уже проброшена идея о том, что можно рассмотреть проект совместной реализации крупных проектов, в том числе гидроэнергетических. «Может быть, это делается в расчете на то, что в Таджикистане тоже возобладают здравые подходы к соседям при строительстве своих ГЭС и можно будет реально сдвинуть с мертвой точки нерешенную проблему Рогунской ГЭС», — сказал Грозин.
Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Представительная делегация Узбекистана во главе с премьер-министром Абдуллой Ариповым завершила рабочий визит в Таджикистан. В рамках визита состоялось заседание межправительственной комиссии, а Арипова принял президент Эмомали Рахмон. В ходе переговоров стороны достигли договоренностей по визовым и некоторым пограничным вопросам. В частности, по самому спорному участку межгосударственной границы, где находится Фархадская ГЭС. Так, отныне граждане Узбекистана и Таджикистана могут находиться в гостях друг у друга без виз в течение одного месяца. Предполагается, что продолжительность безвизового пребывания со временем будет увеличиваться. К Фархадской ГЭС Ташкент и Душанбе подошли максимально конструктивно: территория, на которой расположена станция, признана таджикистанской, а сам объект — собственностью Узбекистана. За охрану ГЭС будет отвечать Таджикистан, а техническим обслуживанием заниматься узбекская сторона. Стороны подтвердили также намерение в ближайшее время открыть и расширить автобусное и железнодорожное сообщение, обустроить новые КПП на границе. «Ситуация между Ташкентом и Душанбе сложилась многообещающая. Впервые за многие годы. Министерствам и ведомствам двух государств поручено приступить к подготовке проектов соглашений по сотрудничеству в сферах транспорта, коммуникаций, торговли, экономики, госграницы. Похоже, что нынешний год может ознаменоваться прорывом в непростых отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном. И стороны действительно хотят этого, а не просто декларируют намерения. Это видно из того, что болезненные вопросы, например, Рогунскую ГЭС, в ходе переговоров обходили стороной, оставляя решения на потом. Главное — сдвинуть отношения с мертвой точки сейчас, а в более доверительной атмосфере, которая может сложиться только при плодотворном сотрудничестве, можно будет приступить к обсуждению и решению проблем», — сказал «NOVOSTI-DNY.Ru» информированный источник в Ташкенте. По его же словам, межгосударственные и межправительственные соглашения по различным вопросам будут подписаны в ходе государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Душанбе, который состоится, вероятно, в начале весны нынешнего года. Напомним, что разногласия между Ташкентом и Душанбе возникали постоянно в течение последних 25 лет. Таджикская сторона обвиняла соседей в блокировании путей сообщения, а узбекская противилась строительству в Таджикистане Рогунской ГЭС, которая, по ее мнению, несет угрозу всему аграрному сектору региона. Собственно поэтому и устраивал Узбекистан транспортную блокаду, мешая всеми силами доставке различных компонентов ГЭС. В 2001 году Узбекистан ввел визовый режим для граждан Таджикистана. Через какое-то время Душанбе ответил аналогичной мерой. Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев одной из главных задач назвал налаживание добрососедских отношений со всеми странами региона. Вслед за этим он последовательно совершил визиты ко всем соседям. «Неосвоенным» оставался лишь Таджикистан. И этот пробел вскоре будет восполнен. Похоже, что и Душанбе готовится к перезагрузке. Во всяком случае, президент Эмомали Рахмон на встрече с узбекскими гостями заверил, что «Таджикистан никогда не создавал проблемы соседям и всегда стремится к интеграции стран региона и миру в области водных ресурсов и экологии». Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, кандидат исторических наук Андрей Грозин состоявшийся визит узбекской делегации в Душанбе назвал подготовкой к визиту президента Мирзиёева: «Эту поездку ждут все игроки, имеющие интересы в Центральной Азии. По сути, ничего неожиданного во время пребывания узбекской правительственной делегации в Таджикистане не произошло и сказано не было. Ташкент продолжил демонстрацию благих намерений в отношениях с соседями. Душанбе принял предложенные правила. А обсуждения идут именно в плоскости — почему визит Мирзиёева не состоялся до сих пор». По словам эксперта, в отношении «злободневной» Рогунской ГЭС заметно определенное смягчений позиции Ташкента. Во всяком случае, жесткой риторики времен позднего Ислама Каримова уже нет. Возможно, в Ташкенте рассчитывают, что Душанбе все-таки не найдет финансовых, технических возможностей и не сумеет довести до конца этот действительно неоднозначный проект. Но если Душанбе изыщет резервы, тогда просто непонятно, на что будет рассчитывать Ташкент. Возможно, резервного плана у Узбекистана и нет. Высказывания узбекской стороны, в частности вице-спикера парламента Садыка Сафаева на сей счет дипломатичные, пространные, но одно в них неизменно — национальные интересы Узбекистана должны быть непременно учтены. «Лакмусовой бумажкой в узбекско-таджикских отношениях могут стать пограничные вопросы. Если их решение произойдет в том же ключе, как решались киргизско-узбекские, т. е. быстро и конструктивно, то можно действительно говорить о потеплении отношений. Если же переговоры из-за противоречий приобретут вялый характер, то возникнут сомнения в провозглашенной оттепели между Ташкентом и Душанбе». Вопросы, связанные с границей, являются основным показателем добрососедских отношений", — считает Андрей Грозин, напоминая, что неурегулированными остаются 25% таджикско-узбекской границы. Эксперт убежден, что новая линия Узбекистана, направленная на улучшение отношений с соседями, в частности, с Таджикистаном, не базируется только на каких-то гуманистической основе, но имеет и вполне конкретную практическую подпитку. «Когда одна стратегия не приносит успеха, то начинают использовать другую. Убедившись в том, что два десятка лет политики жесткого давления на соседей с использованием своих преимуществ в разных сферах не дают положительного результата, доминирования во внутренней и внешней политике этих стран, в Ташкенте поменяли стратегию, перейдя к политике добрососедства, разрядки и пр. Это правильно, даже если исходить не из каких-то абстрактных соображений, а с обычной административной точки зрения, или экономической, финансовой. Через Таджикистан Ташкент может расширить партнерство в южном направлении — множество коммуникаций Таджикистана с Афганистаном выглядит соблазнительно. Также через Таджикистан можно налаживать связи с Китаем, потому что „складывать все яйца“ в киргизско-китайско-узбекский маршрут слишком самонадеянно с учетом долгой и сложной истории этого проекта», — сказал Грозин. Резюмируя, Андрей Грозин отметил, что Узбекистан рассчитывает стать реальным центром влияния в регионе, стать местом, как минимум, логистического скрещения всех центральноазиатских путей. И для этого Ташкент готов затеять сложную игру с высокими ставками. Так, пусть неофициально, но уже проброшена идея о том, что можно рассмотреть проект совместной реализации крупных проектов, в том числе гидроэнергетических. «Может быть, это делается в расчете на то, что в Таджикистане тоже возобладают здравые подходы к соседям при строительстве своих ГЭС и можно будет реально сдвинуть с мертвой точки нерешенную проблему Рогунской ГЭС», — сказал Грозин. Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»