Президентские выборы в Армении: о символах, гарантиях и будущем - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Президентские выборы в Армении: о символах, гарантиях и будущем - «Аналитика»


Назначенные на 2 марта 2018 года президентские выборы в Армении не будут иметь решающего влияния на политические процессы в республике и регионе. Расклад сил, сложившийся по итогам выборов в парламент страны в апреле прошлого года, останется незыблемым. Однако и пустой формальностью выборы президента называть не приходится, хотя подобные оценки и звучат со стороны местных комментаторов. Справедливо будет сказать, что предстоящие выборы будут иметь символическое значение, сколь символической будет и фигура четвертого президента независимой Республики Армения.
Всё дело в реформе Конституции страны, проведенной на основе референдума 6 декабря 2015 года. Именно тогда правящая Республиканская партия Армении (РПА), которая и инициировала изменения в основном законе, заложила основы своей дальнейшей внутренней политики, переведя центр силы из администрации президента в парламент республики. Это произошло в унисон с последними аккордами второго президентского срока Сержа Саргсяна — лидера РПА.
Благодаря поправкам, внесенным в Конституцию, Армения стала парламентской республикой, в которой должность президента становится церемониальной, а реальная власть концентрируется в руках премьер-министра. При этом президент 2 марта будет избираться не всенародным голосованием на прямых выборах, а депутатами парламента, в котором большинство принадлежит РПА. Далее новый президент будет обязан назначить нового премьер-министра от партии или блока, победившего на парламентских выборах, то есть всё того же РПА.
Новый президент Армении будет лишен рычагов влияния на внешнюю и оборонную политику республики. Вооруженные силы будут подчиняться правительству, то есть министру обороны, а функции верховного главнокомандующего в период военных действий лягут на премьер-министра. Именно за такую систему государственного устройства и проголосовали на референдуме в 2015 году 66,2% армянских граждан при явке в 50,8%.
В настоящее время называется несколько возможных кандидатур на должность президента Армении. Среди них глава МИД Эдвард Налбандян, действующий председатель Конституционного суда страны Гагик Арутюнян, первый министр обороны Армении Вазген Манукян, экс-президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян и даже первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Общее у указанных политиков — это не только символизм их фигур в новейшей истории Армении, но и ограниченный политический вес в реальности. Впрочем, не исключено, что парламентские силы выдвинут на выборы президента совершенно другие кандидатуры. Пока известен только кандидат от прозападного блока «Елк» — это ветеран карабахской войны Артак Зейналян. Ведущие парламентские силы — республиканцы и дашнакцаканы (члены АРФ «Дашнакцутюн») начнут обсуждения на этой неделе. Гагик Царукян — лидер еще одной парламентской партии «Процветающая Армения», находящейся в «конструктивной оппозиции» РПА, — отказался от подобной чести быть кандидатом на символическую должность. Быть может, зря… Как известно, у каждого символа есть свое, особое значение, которое может проявиться не здесь и сейчас, а потом, со временем. Как в Грузии!
Сильное влияние на политическую моду в Армении традиционно имела и будет иметь Грузия. Образно выражаясь, европейские веяния доходят в Ереван транзитом — через Тбилиси. Незадолго до Армении, переход к парламентской форме правления в Грузии был инициирован и осуществлен никем иным как Михаилом Саакашвили. Правда, в дальнейшем его партия «Единое национальное движение» фатальным образом проиграла парламентские выборы блоку «Грузинская мечта», и премьером стал не «реформатор Миша», а олигарх Бидзина Иванишвили. Кресло президента Грузии занял Георгий Маргвелашвили, и считалось, что он является церемониальной фигурой. Однако своими громкими политическими заявлениями и демаршами Маргвелашвили сегодня демонстрирует возрастающие амбиции и влияние. Поэтому Левона Тер-Петросяна и Вазгена Манукяна из списка армянских кандидатов можно смело выводить как фигуры чрезвычайно амбициозные и умные. Да и возраст не позволит Левону Акоповичу вновь окунуться в политическую борьбу на столь высоком эшелоне.
Итак, амбициозной фигуры на президентском посту в Армении не будет. Серж Саргсян оказался прозорливее своих грузинских коллег. Парламентские выборы, как важнейшее продолжение реформы Конституции, его партией были выиграны. Остается выбрать лояльного партии президента и… возникнет главный вопрос — кого новый президент автоматически выдвинет на пост премьер-министра? В свое время действующий армянский президент публично заявлял о том, что не будет занимать пост премьера или спикера парламента после своей отставки. Под это его обещание, собственно, и были проведены изменения в Конституцию. А не пытается ли Серж Саргсян «под соусом» конституционных реформ увековечить свою власть, спрашивали до референдума армяне. Нет, заверил их Серж Саргсян, на эти должности я не претендую. Затем была победа республиканцев на парламентских выборах — второй важный шаг в электоральном цикле 2017–2018 годов, на который и отведено по срокам вступление в силу реформированной Конституции.
Остается сделать последний шаг — третий, выбрать четвертого (символического) президента и сформировать правительство по главе с полновластным премьер-министром. Члены РПА не скрывают, что хотят видеть во главе страны Сержа Саргсяна. Но республиканцы при этом должны понимать, что рейтинг партии в этот самый момент сравняется с рейтингом действующего президента. И что для победы на следующих выборах им потребуется новый локомотив, взамен пущенного под откос действующего премьер-министра Карена Карапетяна, который недавно заявлял, что хотел бы продолжить работу на должности главы правительства в наступающих новых конституционных условиях.
Еще один важный вопрос — это перспективы внешней политики Армении. РПА является членом Европейской народной партии и проводит в Армении европейские модельные законы, в частности, закон о предотвращении насилия в семьях, уже получивший скандальное звучание в социальных сетях, как противоречащий армянским традициям в принципе. С другой стороны, Серж Саргсян, как лидер страны, вел в целом многовекторную политику, развивая союзнические отношения с Россией. Но какой будет внешняя политика Армении в обезличенном, парламентском исполнении, учитывая сложную генеалогию современных армянских партий?
В России без особого оптимизма воспринимали движение Армении к парламентской форме правления, прекрасно отдавая себе отчет в том, на какие средства и по каким технологиям функционируют армянские партии. Внутриполитическая гибкость должна по идее позволить Армении быть гибкой и во внешней политике. Однако критики реформы и тогда, и сейчас предупреждают — в условиях неурегулированного карабахксого конфликта подобная децентрализация власти может быть опасной.
Виген Акопян, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru» и «Независимой газеты».

Назначенные на 2 марта 2018 года президентские выборы в Армении не будут иметь решающего влияния на политические процессы в республике и регионе. Расклад сил, сложившийся по итогам выборов в парламент страны в апреле прошлого года, останется незыблемым. Однако и пустой формальностью выборы президента называть не приходится, хотя подобные оценки и звучат со стороны местных комментаторов. Справедливо будет сказать, что предстоящие выборы будут иметь символическое значение, сколь символической будет и фигура четвертого президента независимой Республики Армения. Всё дело в реформе Конституции страны, проведенной на основе референдума 6 декабря 2015 года. Именно тогда правящая Республиканская партия Армении (РПА), которая и инициировала изменения в основном законе, заложила основы своей дальнейшей внутренней политики, переведя центр силы из администрации президента в парламент республики. Это произошло в унисон с последними аккордами второго президентского срока Сержа Саргсяна — лидера РПА. Благодаря поправкам, внесенным в Конституцию, Армения стала парламентской республикой, в которой должность президента становится церемониальной, а реальная власть концентрируется в руках премьер-министра. При этом президент 2 марта будет избираться не всенародным голосованием на прямых выборах, а депутатами парламента, в котором большинство принадлежит РПА. Далее новый президент будет обязан назначить нового премьер-министра от партии или блока, победившего на парламентских выборах, то есть всё того же РПА. Новый президент Армении будет лишен рычагов влияния на внешнюю и оборонную политику республики. Вооруженные силы будут подчиняться правительству, то есть министру обороны, а функции верховного главнокомандующего в период военных действий лягут на премьер-министра. Именно за такую систему государственного устройства и проголосовали на референдуме в 2015 году 66,2% армянских граждан при явке в 50,8%. В настоящее время называется несколько возможных кандидатур на должность президента Армении. Среди них глава МИД Эдвард Налбандян, действующий председатель Конституционного суда страны Гагик Арутюнян, первый министр обороны Армении Вазген Манукян, экс-президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян и даже первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Общее у указанных политиков — это не только символизм их фигур в новейшей истории Армении, но и ограниченный политический вес в реальности. Впрочем, не исключено, что парламентские силы выдвинут на выборы президента совершенно другие кандидатуры. Пока известен только кандидат от прозападного блока «Елк» — это ветеран карабахской войны Артак Зейналян. Ведущие парламентские силы — республиканцы и дашнакцаканы (члены АРФ «Дашнакцутюн») начнут обсуждения на этой неделе. Гагик Царукян — лидер еще одной парламентской партии «Процветающая Армения», находящейся в «конструктивной оппозиции» РПА, — отказался от подобной чести быть кандидатом на символическую должность. Быть может, зря… Как известно, у каждого символа есть свое, особое значение, которое может проявиться не здесь и сейчас, а потом, со временем. Как в Грузии! Сильное влияние на политическую моду в Армении традиционно имела и будет иметь Грузия. Образно выражаясь, европейские веяния доходят в Ереван транзитом — через Тбилиси. Незадолго до Армении, переход к парламентской форме правления в Грузии был инициирован и осуществлен никем иным как Михаилом Саакашвили. Правда, в дальнейшем его партия «Единое национальное движение» фатальным образом проиграла парламентские выборы блоку «Грузинская мечта», и премьером стал не «реформатор Миша», а олигарх Бидзина Иванишвили. Кресло президента Грузии занял Георгий Маргвелашвили, и считалось, что он является церемониальной фигурой. Однако своими громкими политическими заявлениями и демаршами Маргвелашвили сегодня демонстрирует возрастающие амбиции и влияние. Поэтому Левона Тер-Петросяна и Вазгена Манукяна из списка армянских кандидатов можно смело выводить как фигуры чрезвычайно амбициозные и умные. Да и возраст не позволит Левону Акоповичу вновь окунуться в политическую борьбу на столь высоком эшелоне. Итак, амбициозной фигуры на президентском посту в Армении не будет. Серж Саргсян оказался прозорливее своих грузинских коллег. Парламентские выборы, как важнейшее продолжение реформы Конституции, его партией были выиграны. Остается выбрать лояльного партии президента и… возникнет главный вопрос — кого новый президент автоматически выдвинет на пост премьер-министра? В свое время действующий армянский президент публично заявлял о том, что не будет занимать пост премьера или спикера парламента после своей отставки. Под это его обещание, собственно, и были проведены изменения в Конституцию. А не пытается ли Серж Саргсян «под соусом» конституционных реформ увековечить свою власть, спрашивали до референдума армяне. Нет, заверил их Серж Саргсян, на эти должности я не претендую. Затем была победа республиканцев на парламентских выборах — второй важный шаг в электоральном цикле 2017–2018 годов, на который и отведено по срокам вступление в силу реформированной Конституции. Остается сделать последний шаг — третий, выбрать четвертого (символического) президента и сформировать правительство по главе с полновластным премьер-министром. Члены РПА не скрывают, что хотят видеть во главе страны Сержа Саргсяна. Но республиканцы при этом должны понимать, что рейтинг партии в этот самый момент сравняется с рейтингом действующего президента. И что для победы на следующих выборах им потребуется новый локомотив, взамен пущенного под откос действующего премьер-министра Карена Карапетяна, который недавно заявлял, что хотел бы продолжить работу на должности главы правительства в наступающих новых конституционных условиях. Еще один важный вопрос — это перспективы внешней политики Армении. РПА является членом Европейской народной партии и проводит в Армении европейские модельные законы, в частности, закон о предотвращении насилия в семьях, уже получивший скандальное звучание в социальных сетях, как противоречащий армянским традициям в принципе. С другой стороны, Серж Саргсян, как лидер страны, вел в целом многовекторную политику, развивая союзнические отношения с Россией. Но какой будет внешняя политика Армении в обезличенном, парламентском исполнении, учитывая сложную генеалогию современных армянских партий? В России без особого оптимизма воспринимали движение Армении к парламентской форме правления, прекрасно отдавая себе отчет в том, на какие средства и по каким технологиям функционируют армянские партии. Внутриполитическая гибкость должна по идее позволить Армении быть гибкой и во внешней политике. Однако критики реформы и тогда, и сейчас предупреждают — в условиях неурегулированного карабахксого конфликта подобная децентрализация власти может быть опасной. Виген Акопян, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru» и «Независимой газеты».


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика