Российско-белорусские отношения: затишье перед бурей? - «Россия» » «Новости Дня»

✔ Российско-белорусские отношения: затишье перед бурей? - «Россия»


10 апреля 2019
15:27
После довольно горячего начала 2019 года российско-белорусские отношения к середине весны перешли в своеобразную фазу затишья, лишь изредка нарушаемую обоюдоострыми уколами. При этом стало очевидно, что сегодня стороны всерьез взялись за подсчет экономических отношений и готовы выставить друг другу счет за все годы интеграции.
Своеобразным подтверждением этому стала продолжающаяся в течение последнего месяца пикировка в СМИ между дипломатами двух стран, начавшаяся с интервью РИА Новости российского представителя в Белоруссии Михаила Бабича, и закончившаяся ответом посла Белоруссии в РФ Владимира Семашко в «Российской газете». К началу апреля и вовсе стало очевидно, что Минск и Москва за прошедшие десятилетия так и не смогли решить два основных вопроса, которые всегда определяли двухсторонние отношения стран — кредитование белорусской экономики со стороны России и цена на энергоносители, в первую очередь, газ. При этом в переговорном процессе выявилась особенность, которой раньше эксперты практически не наблюдали: если в прошлом обе стороны стремились решать экономические проблемы в рамках Союзного государства, то сегодня их позиции оказались на разных полюсах.
По словам посла Белоруссии в РФ, сегодня в Минске по-прежнему считают главными вопросами двухстороннего сотрудничества цены на газ после 2019 года, налоговый маневр, продвижение продовольственной продукции на российский рынок, а также сложность поставок белорусской техники в Россию. В то же время, в Москве подобных проблем официально не видят. Более того, как показывают последние события, в российской столице и вовсе решили взять паузу в процессе обсуждения с Белоруссией каких-либо серьезных экономических проблем. По крайней мере, до тех пор, пока не будет окончательно решено, в рамках каких обязательств и договорённостей необходимо двигаться вперед. Об этом, например, говорит тот факт, что гремевший еще в начале года вопрос о возможности предоставления Белоруссии компенсации за проводимый в российской нефтяной отрасли налоговый маневр сегодня практически отошел на второй план. Даже президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что больше не будет ставить перед Москвой вопрос о компенсации за налоговый маневр, если «это трудно для России». И это не смотря на то, что по различным оценкам, только в 2019 году республика может недополучить около $ 400 млн, а к 2024 потери составят и вовсе порядка $ 10 млрд. В свою очередь, в Москве, где никогда и не стремились решать проблемы белорусских партнёров без их особых просьб, на предъявленные Минском претензии и вовсе перестали реагировать.
В то же время, нельзя отрицать, что переговорный процесс между сторонами по-прежнему продолжается и даже приносит определенные плоды. Это подтверждается рядом косвенных событий, которые стороны пока стремятся не комментировать. Так, 2 апреля появилась информация о том, что Белоруссия прекратила сертификацию плодоовощной продукции, которая следует транзитом из третьих стран в Россию. При этом Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений республики отметила, что меры позволят пресечь поступление «санкционной» продукции, поставляемой на российскую территорию. В этот же день первый вице-премьер России, министр финансов Антон Силуанов объявил, что Москва предоставит Белоруссии кредит в размере $ 600 млн, а Минск может рассчитывать еще и на то, что до конца апреля получит последний транш от Евразийского фонда стабилизации и развития на суму в $ 200 млн. И не смотря на то, что позже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что вопрос о российском кредите пока не решен и находится в проработке, большинство аналитиков сделало вывод о достигнутом между Минском и Москвой компромиссе.
Напомним, что российская сторона неоднократно предъявляла претензии Белоруссии в том, что через ее территорию идет поток «санкционной» продукции. В ответ белорусские власти всегда заявляли, что они отслеживают подобные поставки, а в большинстве случае в реэкспорте виноваты российские компании и чиновники. На протяжении последних пяти лет вопрос неоднократно выносился на уровень руководства двух стран, однако в Минске не считали возможным перестать сертифицировать «санкционку», так как это приносило в бюджет страны немалый доход. Сегодня же, по всей видимости, Белоруссии оказалось выгоднее уступить в данном вопросе Москве, получив в ответ средства на поддержание экономики. Хотя еще в конце 2018 года российские власти заявляли, что никаких обязательств по вопросу выдачи кредитов на себя не брали, а Минфин Белоруссии отмечал, что целесообразность привлечения запрошенных в России средств практически отсутствует.
Стоит помнить, что нынешний своеобразный обмен уступок — запрет на «санкционку» в обмен на рефинансирование долга — для России выглядит более чем выгодным. В сложившейся ситуации Москва, фактически не теряя средств (деньги со счета российского Минфина в Белоруссию не уйдут), получает возможность усилить долговую нагрузку на белорусских партнеров и в определенной степени решает стратегическую задачу ограничения реэкспорта «санкционки».

Тем более что, по словам Михаила Бабича, Россия уже давно теряет сотни миллионов долларов «из-за поставок санкционной продукции из третьих стран под видом белорусского продовольствия». Если этот вопрос действительно удастся решить, то рефинансирование $ 600 млн белорусского долга будет выглядеть не как потеря российского бюджета, а, наоборот, как приобретение. Белоруссия же в этом случае получит возможность направить высвободившиеся средства на погашение своих обязательств перед иными кредиторами, что в условиях выпадения из бюджета около $ 400 млн из-за налогового манёвра, является весомым подспорьем местной экономике. В конечном счете, от происходящего в равной степени выиграют обе стороны, однако это не означает, что все проблемы в двухсторонних отношениях в скором времени будут решены.
Следует отметить, что, несмотря на ряд позитивных моментов, которые сегодня прослеживаются в белорусско-российских отношениях, в вопросе механизмов решения насущных проблем позиции Минска и Москва оказываются все дальше друг от друга. Руководство двух стран не может прийти к общему пониманию того, в рамках каких интеграционных объединений следует вести работу. Например, в России указывают на то, что до начала работы общих рынков нефти и газа распространение внутрироссийских условий в нефтегазовой сфере на Белоруссию может произойти только в рамках Союзного государства. В Минске же считают необходимым данную проблематику перевести на площадку ЕАЭС, так как, по мнению белорусских властей, интеграция в рамках СГ уже давно зашла в тупик именно по вине России. Можно вспомнить, что в конце марта заместитель министра иностранных дел Белоруссии Олег Кравченко заявил, что его страна «может реализовать суверенный интерес в полной степени как член Евразийского экономического союза». По его словам, именно в ЕАЭС у членов объедения «есть инструменты сделать так, чтобы к его голосу прислушались, но, что важнее, защитить свои интересы, в том числе от некоторых национальных протекционистских решений других членов». О Союзном государстве в белорусской столице подобных заявлений уже давно не делают. При этом стоит отметить, что и полностью отказываться от СГ в Минске не собираются, так как это дает возможность в переговорах с Москвой совмещать повестки дня двух интеграционных объединение. Только в таком формате у белорусских властей есть возможность использовать при обсуждении экономических вопросов, инструменты политико-идеологического характера.
В свою очередь, в Кремле окончательно пришли к выводу о том, что отдельные от евразийской интеграции двухсторонние отношения с Белоруссией необходимо развивать только в рамках СГ. Например, белорусским оппозиционным политиком Ярославом Романчуком после его встречи с Михаилом Бабичем отмечалось, что в Москве по-прежнему считают, что выравнивание условий для российских и белорусских производителей предполагает переход на другой уровень унификации экономической политики: единая налоговая, таможенная, регуляторная и т. п. политики. А это возможно только в рамках Союзного государства, на что в Минске сегодня пойти не готовы.

В конечном счете, на сегодняшний день сложилась довольно специфическая ситуация, в определенной мере устраивающая и Минск, и Москву. С одной стороны, на официальном уровне Белоруссия, следуя заявленной ранее политике защиты национальных интересов и независимости, в том числе и в рамках СГ, формально не может требовать от России каких-либо уступок и льгот вне рамок углубления интеграции. С другой — Россия не торопится педалировать интеграционные вопросы, так как это позволяет сократить как прямые, так и косвенные расходы на поддержание белорусской экономики. При этом в Кремле по-прежнему считают, что республика не сможет долго упорствовать и рано или поздно пойдет на уступки. Правда, о каких именно уступках сегодня идет речь, все еще не понятно. Созданные в конце 2018 года рабочие группы так и не представили широкой общественности никаких проектов дальнейшей интеграции двух стран, лишь заявляя, что некие предложения уже были сделаны президентам. В связи с тем, что ни один из лидеров до настоящего времени так и не высказался по этому поводу, можно сделать вывод о том, что ситуация все еще далека от разрешения. При этом появившаяся 5 апреля информация о том, что Белоруссия решила резко повысить тарифы на транзит российской нефти, только убеждают наблюдателей в том, что основные баталии между Минском и Москвой еще впереди.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
Российско-белорусские отношения: затишье перед бурей? - «Россия»

01.04 Почему Россия должна платить за дерусификацию Белоруссии?
31.03 Что стоит за отказом Лукашенко от «Бессмертного полка»?
27.03 Белорусские власти отказались легализовать «Бессмертный полк»
26.03 Русофобия становится в Белоруссии нормой
26.03 Пойдёт ли Лукашенко по стопам Назарбаева?
Все новости сюжета

10 апреля 2019 15:27 После довольно горячего начала 2019 года российско-белорусские отношения к середине весны перешли в своеобразную фазу затишья, лишь изредка нарушаемую обоюдоострыми уколами. При этом стало очевидно, что сегодня стороны всерьез взялись за подсчет экономических отношений и готовы выставить друг другу счет за все годы интеграции. Своеобразным подтверждением этому стала продолжающаяся в течение последнего месяца пикировка в СМИ между дипломатами двух стран, начавшаяся с интервью РИА Новости российского представителя в Белоруссии Михаила Бабича, и закончившаяся ответом посла Белоруссии в РФ Владимира Семашко в «Российской газете». К началу апреля и вовсе стало очевидно, что Минск и Москва за прошедшие десятилетия так и не смогли решить два основных вопроса, которые всегда определяли двухсторонние отношения стран — кредитование белорусской экономики со стороны России и цена на энергоносители, в первую очередь, газ. При этом в переговорном процессе выявилась особенность, которой раньше эксперты практически не наблюдали: если в прошлом обе стороны стремились решать экономические проблемы в рамках Союзного государства, то сегодня их позиции оказались на разных полюсах. По словам посла Белоруссии в РФ, сегодня в Минске по-прежнему считают главными вопросами двухстороннего сотрудничества цены на газ после 2019 года, налоговый маневр, продвижение продовольственной продукции на российский рынок, а также сложность поставок белорусской техники в Россию. В то же время, в Москве подобных проблем официально не видят. Более того, как показывают последние события, в российской столице и вовсе решили взять паузу в процессе обсуждения с Белоруссией каких-либо серьезных экономических проблем. По крайней мере, до тех пор, пока не будет окончательно решено, в рамках каких обязательств и договорённостей необходимо двигаться вперед. Об этом, например, говорит тот факт, что гремевший еще в начале года вопрос о возможности предоставления Белоруссии компенсации за проводимый в российской нефтяной отрасли налоговый маневр сегодня практически отошел на второй план. Даже президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что больше не будет ставить перед Москвой вопрос о компенсации за налоговый маневр, если «это трудно для России». И это не смотря на то, что по различным оценкам, только в 2019 году республика может недополучить около $ 400 млн, а к 2024 потери составят и вовсе порядка $ 10 млрд. В свою очередь, в Москве, где никогда и не стремились решать проблемы белорусских партнёров без их особых просьб, на предъявленные Минском претензии и вовсе перестали реагировать. В то же время, нельзя отрицать, что переговорный процесс между сторонами по-прежнему продолжается и даже приносит определенные плоды. Это подтверждается рядом косвенных событий, которые стороны пока стремятся не комментировать. Так, 2 апреля появилась информация о том, что Белоруссия прекратила сертификацию плодоовощной продукции, которая следует транзитом из третьих стран в Россию. При этом Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений республики отметила, что меры позволят пресечь поступление «санкционной» продукции, поставляемой на российскую территорию. В этот же день первый вице-премьер России, министр финансов Антон Силуанов объявил, что Москва предоставит Белоруссии кредит в размере $ 600 млн, а Минск может рассчитывать еще и на то, что до конца апреля получит последний транш от Евразийского фонда стабилизации и развития на суму в $ 200 млн. И не смотря на то, что позже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что вопрос о российском кредите пока не решен и находится в проработке, большинство аналитиков сделало вывод о достигнутом между Минском и Москвой компромиссе. Напомним, что российская сторона неоднократно предъявляла претензии Белоруссии в том, что через ее территорию идет поток «санкционной» продукции. В ответ белорусские власти всегда заявляли, что они отслеживают подобные поставки, а в большинстве случае в реэкспорте виноваты российские компании и чиновники. На протяжении последних пяти лет вопрос неоднократно выносился на уровень руководства двух стран, однако в Минске не считали возможным перестать сертифицировать «санкционку», так как это приносило в бюджет страны немалый доход. Сегодня же, по всей видимости, Белоруссии оказалось выгоднее уступить в данном вопросе Москве, получив в ответ средства на поддержание экономики. Хотя еще в конце 2018 года российские власти заявляли, что никаких обязательств по вопросу выдачи кредитов на себя не брали, а Минфин Белоруссии отмечал, что целесообразность привлечения запрошенных в России средств практически отсутствует. Стоит помнить, что нынешний своеобразный обмен уступок — запрет на «санкционку» в обмен на рефинансирование долга — для России выглядит более чем выгодным. В сложившейся ситуации Москва, фактически не теряя средств (деньги со счета российского Минфина в Белоруссию не уйдут), получает возможность усилить долговую нагрузку на белорусских партнеров и в определенной степени решает стратегическую задачу ограничения реэкспорта «санкционки». Тем более что, по словам Михаила Бабича, Россия уже давно теряет сотни миллионов долларов «из-за поставок санкционной продукции из третьих стран под видом белорусского продовольствия». Если этот вопрос действительно удастся решить, то рефинансирование $ 600 млн белорусского долга будет выглядеть не как потеря российского бюджета, а, наоборот, как приобретение. Белоруссия же в этом случае получит возможность направить высвободившиеся средства на погашение своих обязательств перед иными кредиторами, что в условиях выпадения из бюджета около $ 400 млн из-за налогового манёвра, является весомым подспорьем местной экономике. В конечном счете, от происходящего в равной степени выиграют обе стороны, однако это не означает, что все проблемы в двухсторонних отношениях в скором времени будут решены. Следует отметить, что, несмотря на ряд позитивных моментов, которые сегодня прослеживаются в белорусско-российских отношениях, в вопросе механизмов решения насущных проблем позиции Минска и Москва оказываются все дальше друг от друга. Руководство двух стран не может прийти к общему пониманию того, в рамках каких интеграционных объединений следует вести работу. Например, в России указывают на то, что до начала работы общих рынков нефти и газа распространение внутрироссийских условий в нефтегазовой сфере на Белоруссию может произойти только в рамках Союзного государства. В Минске же считают необходимым данную проблематику перевести на площадку ЕАЭС, так как, по мнению белорусских властей, интеграция в рамках СГ уже давно зашла в тупик именно по вине России. Можно вспомнить, что в конце марта заместитель министра иностранных дел Белоруссии Олег Кравченко заявил, что его страна «может реализовать суверенный интерес в полной степени как член Евразийского экономического союза». По его словам, именно в ЕАЭС у членов объедения «есть инструменты сделать так, чтобы к его голосу прислушались, но, что важнее, защитить свои интересы, в том числе от некоторых национальных протекционистских решений других членов». О Союзном государстве в белорусской столице подобных заявлений уже давно не делают. При этом стоит отметить, что и полностью отказываться от СГ в Минске не собираются, так как это дает возможность в переговорах с Москвой совмещать повестки дня двух интеграционных объединение. Только в таком формате у белорусских властей есть возможность использовать при обсуждении экономических вопросов, инструменты политико-идеологического характера. В свою очередь, в Кремле окончательно пришли к выводу о том, что отдельные от евразийской интеграции двухсторонние отношения с Белоруссией необходимо развивать только в рамках СГ. Например, белорусским оппозиционным политиком Ярославом Романчуком после его встречи с Михаилом Бабичем отмечалось, что в Москве по-прежнему считают, что выравнивание условий для российских и белорусских производителей предполагает переход на другой уровень унификации экономической политики: единая налоговая, таможенная, регуляторная и т. п. политики. А это возможно только в рамках Союзного государства, на что в Минске сегодня пойти не готовы. В конечном счете, на сегодняшний день сложилась довольно специфическая ситуация, в определенной мере устраивающая и Минск, и Москву. С одной стороны, на официальном уровне Белоруссия, следуя заявленной ранее политике защиты национальных интересов и независимости, в том числе и в рамках СГ, формально не может требовать от России каких-либо уступок и льгот вне рамок углубления интеграции. С другой — Россия не торопится педалировать интеграционные вопросы, так как это позволяет сократить как прямые, так и косвенные расходы на поддержание белорусской экономики. При этом в Кремле по-прежнему считают, что республика не сможет долго упорствовать и рано или поздно пойдет на уступки. Правда, о каких именно уступках сегодня идет речь, все еще не понятно. Созданные в конце 2018 года рабочие группы так и не представили широкой общественности никаких проектов дальнейшей интеграции двух стран, лишь заявляя, что некие предложения уже были сделаны президентам. В связи с тем, что ни один из лидеров до настоящего времени так и не высказался по этому поводу, можно сделать вывод о том, что ситуация все еще далека от разрешения. При этом появившаяся 5 апреля информация о том, что Белоруссия решила резко повысить тарифы на транзит российской нефти, только убеждают наблюдателей в том, что основные баталии между Минском и Москвой еще впереди. Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru» Белоруссия: закат эпохи Лукашенко 01.04 Почему Россия должна платить за дерусификацию Белоруссии? 31.03 Что стоит за отказом Лукашенко от «Бессмертного полка»? 27.03 Белорусские власти отказались легализовать «Бессмертный полк» 26.03 Русофобия становится в Белоруссии нормой 26.03 Пойдёт ли Лукашенко по стопам Назарбаева? Все новости сюжета


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика