Прибалтика не любит Россию, но хочет жить за ее счет — эксперт - «Россия» » «Новости Дня»

✔ Прибалтика не любит Россию, но хочет жить за ее счет — эксперт - «Россия»


Прибалтика не любит Россию, но хочет жить за ее счет — эксперт - «Россия»
Николай Межевич. Фото: gorod.lv
После заявлений, которые во время последней поездки в Калининград сделал президент РФ Владимир Путин, создалось впечатление, что «поддавки» в отношении, в частности, прибалтийских портов закончились. О складывающейся ситуации «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич.
— Николай Маратович, если бы не предваряющий визит министра транспорта РФ Максима Соколова в Ригу, где он раздавал «реверансы вежливости», договариваясь о расширении сотрудничества в рамках Евразийского транспортного коридора по поставкам грузов из Китая и Индии, все было бы понятно — Россия доводит до кондиции всю портовую инфраструктуру северо-запада и не нуждается больше в услугах иностранных посредников. Но визит министра насторожил.
— Заявления президента РФ Владимира Путина в Калининграде и министра транспорта страны Максима Соколова в Риге не то, чтобы на все сто процентов противоречат друг другу, но они отображают совершенно разные тенденции. Президент говорит о том, что нами принимается стратегическое решение — использовать свои мощности, а мы знаем, и об этом говорилось на совещании в Калининграде, что далеко не вся отечественная транспортная инфраструктура загружена, а министр транспорта в это же время призывает загружать мощности Латвии, страны, которая не просто входит в НАТО, но и проводит внутри североатлантического альянса наиболее жесткую антироссийскую политику. Я боюсь оказаться плохой «Кассандрой» и сказать чем все это закончится, но думаю, что политика президента является в данном случае определяющей. Также надеюсь, что в дальнейшем последуют какие-то корректировки в отношении правительства.
— Возможно, что Соколов в рамках Межправительственной российско-латвийской комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству в очередной раз просто попытался наладить отношения между нашими странами, в том числе в сфере торговли.
— Торговые отношения объединяют государства, но рассчитывать, что в случае с Латвией, Литвой или Эстонией именно торговля поможет улучшить отношения — это ошибка. В отличие от нашего министра транспорта я занимаюсь Прибалтикой целых 30 лет, и могу сказать, что ошибка это очень опасная. Возможно, конечно, здесь идет некая игра. Может быть, в надежде на то, что Рига пойдет на встречу в тех или иных вопросах, которые даже не были обозначены в официальном коммюнике. Может быть, речь могла идти о каких-то латвийских подарках в отношении России, о которых мы не знаем, но, которые почему-то ведомы Минтрансу?.. Ригу, Вильнюс и Таллин задобрить невозможно. Дело в том, что эти государства готовы получать от нас экономические преференции, но они не допустят изменений в своей внешней политике, и сами не пойдут на нормализацию по отношению к России. К сожалению, для нас они являются «потерянными странами», по крайней мере, на несколько ближайших электоральных циклов.
Последние четверть века мы ждем в отношении с Прибалтикой изменений к лучшему, но это лучшее так и не приходит. Может быть, пройдут десятилетия, сменятся элиты, к власти придут люди, родившиеся уже в 21 веке, и у них появятся более трезвые взгляды на жизнь, тогда и посмотрим. А пока никакой надежды на то, что та же Рига изменит свой радикальный антироссийский курс, у меня нет. Возможно, что у министра транспорта России эти надежды теплятся, но, насколько я знаю, а я опираюсь не только на экспертные представления, но и на определенные контакты, такой оптимизм в Москве разделяют далеко не все.
— В Риге планировалось совместно обсудить вопросы, касающиеся истории наших стран.
— В Риге действительно договорились о том, что историческая комиссия возобновит свою работу. Сделано это будет, возможно, в новом формате и, возможно, с новыми специалистами. Но уверен, то, что не получилось до Крыма, вряд ли получится после Крыма. Латвийская сторона и в этом вопросе не пойдет на нормальный диалог. Латвийские историки с российскими ничего обсуждать просто не смогут, так как они находятся в режиме жесткого управления — любая попытка ими поставить под вопрос концепцию «оккупации» Прибалтики Советским союзом, а эта концепция сегодня является основой всей латвийской государственности, может закончиться для них в своей стране уголовным преследованием. Отрицать «оккупацию» в Латвии для них сейчас примерно то же самое, что для христианского священника отрицать существование Иисуса Христа. И мы повлиять на их позицию не можем, так же как и они, надеюсь, никак не смогут повлиять на нашу. Например, не может Россия согласиться с тем, что она оккупировала прибалтийские государства, или с тем, что она несет ответственность, как это уверяют в некоторых странах Восточной Европы, за развязывание Второй мировой войны. И по этим вопросам дискуссия невозможна, но тогда о чем говорить с Латвией? Обсуждать историю времен Ивана Грозного можно и не на таком высоком уровне.
— А насколько мы вообще заинтересованы в помощи прибалтийских государств, той же Литвы, через территорию которой Белоруссия транспортирует свои грузы?
— С учетом возрастания количества грузов, в том числе из Китая и Индии, нам нужно больше опираться на российские порты, а роль Клайпеды, Риги, Таллина сводить к минимуму. В Калининграде мы услышали от президента Путина достаточно прагматичный наказ по обустройству транспортной инфраструктуры северо-запада. И надо отметить, что это обустройство идет уже не один год. Например, за последние 17 лет в Ленинградской области построен универсальный порт Усть-Луга, с новой силой заработали порты в Приморске и Выборге, недавно в области объявили о строительстве терминала по сжиженному газу в Высоцке. В Петербурге реконструирован многофункциональный порт с терминалами в Бронке и Кронштадте. Путин совершенно правильно заметил, что нам надо работать на своей территории, загружать свои мощности, давать работу своим гражданам и совершенствовать свою инфраструктуру, а не инфраструктуру стран НАТО. А с Белоруссией, с которой мы находимся в союзном государстве, нам необходимо провести масштабные переговоры по вопросу транзита грузов и найти приемлемое решение.
Калининград — немного отдельная тема. Это российский эксклав, куда можно попасть только морем, значит из материковой России в этот регион должна быть налажена круглогодичная и рентабельная паромная переправа, по которой могли бы перемещаться и пассажиры, и грузы, включая военные. Ведь те же литовские власти могут запросить за такое перемещение по суше слишком большую цену. К счастью, президент поставил этот вопрос так, что нашим чиновникам придется его решать и налаживать комплекс транспортно-логистической инфраструктуры, объединяющей весь северо-запад России.
Беседовал Егор Зубцов

Николай Межевич. Фото: gorod.lvПосле заявлений, которые во время последней поездки в Калининград сделал президент РФ Владимир Путин, создалось впечатление, что «поддавки» в отношении, в частности, прибалтийских портов закончились. О складывающейся ситуации «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич. — Николай Маратович, если бы не предваряющий визит министра транспорта РФ Максима Соколова в Ригу, где он раздавал «реверансы вежливости», договариваясь о расширении сотрудничества в рамках Евразийского транспортного коридора по поставкам грузов из Китая и Индии, все было бы понятно — Россия доводит до кондиции всю портовую инфраструктуру северо-запада и не нуждается больше в услугах иностранных посредников. Но визит министра насторожил. — Заявления президента РФ Владимира Путина в Калининграде и министра транспорта страны Максима Соколова в Риге не то, чтобы на все сто процентов противоречат друг другу, но они отображают совершенно разные тенденции. Президент говорит о том, что нами принимается стратегическое решение — использовать свои мощности, а мы знаем, и об этом говорилось на совещании в Калининграде, что далеко не вся отечественная транспортная инфраструктура загружена, а министр транспорта в это же время призывает загружать мощности Латвии, страны, которая не просто входит в НАТО, но и проводит внутри североатлантического альянса наиболее жесткую антироссийскую политику. Я боюсь оказаться плохой «Кассандрой» и сказать чем все это закончится, но думаю, что политика президента является в данном случае определяющей. Также надеюсь, что в дальнейшем последуют какие-то корректировки в отношении правительства. — Возможно, что Соколов в рамках Межправительственной российско-латвийской комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству в очередной раз просто попытался наладить отношения между нашими странами, в том числе в сфере торговли. — Торговые отношения объединяют государства, но рассчитывать, что в случае с Латвией, Литвой или Эстонией именно торговля поможет улучшить отношения — это ошибка. В отличие от нашего министра транспорта я занимаюсь Прибалтикой целых 30 лет, и могу сказать, что ошибка это очень опасная. Возможно, конечно, здесь идет некая игра. Может быть, в надежде на то, что Рига пойдет на встречу в тех или иных вопросах, которые даже не были обозначены в официальном коммюнике. Может быть, речь могла идти о каких-то латвийских подарках в отношении России, о которых мы не знаем, но, которые почему-то ведомы Минтрансу? Ригу, Вильнюс и Таллин задобрить невозможно. Дело в том, что эти государства готовы получать от нас экономические преференции, но они не допустят изменений в своей внешней политике, и сами не пойдут на нормализацию по отношению к России. К сожалению, для нас они являются «потерянными странами», по крайней мере, на несколько ближайших электоральных циклов. Последние четверть века мы ждем в отношении с Прибалтикой изменений к лучшему, но это лучшее так и не приходит. Может быть, пройдут десятилетия, сменятся элиты, к власти придут люди, родившиеся уже в 21 веке, и у них появятся более трезвые взгляды на жизнь, тогда и посмотрим. А пока никакой надежды на то, что та же Рига изменит свой радикальный антироссийский курс, у меня нет. Возможно, что у министра транспорта России эти надежды теплятся, но, насколько я знаю, а я опираюсь не только на экспертные представления, но и на определенные контакты, такой оптимизм в Москве разделяют далеко не все. — В Риге планировалось совместно обсудить вопросы, касающиеся истории наших стран. — В Риге действительно договорились о том, что историческая комиссия возобновит свою работу. Сделано это будет, возможно, в новом формате и, возможно, с новыми специалистами. Но уверен, то, что не получилось до Крыма, вряд ли получится после Крыма. Латвийская сторона и в этом вопросе не пойдет на нормальный диалог. Латвийские историки с российскими ничего обсуждать просто не смогут, так как они находятся в режиме жесткого управления — любая попытка ими поставить под вопрос концепцию «оккупации» Прибалтики Советским союзом, а эта концепция сегодня является основой всей латвийской государственности, может закончиться для них в своей стране уголовным преследованием. Отрицать «оккупацию» в Латвии для них сейчас примерно то же самое, что для христианского священника отрицать существование Иисуса Христа. И мы повлиять на их позицию не можем, так же как и они, надеюсь, никак не смогут повлиять на нашу. Например, не может Россия согласиться с тем, что она оккупировала прибалтийские государства, или с тем, что она несет ответственность, как это уверяют в некоторых странах Восточной Европы, за развязывание Второй мировой войны. И по этим вопросам дискуссия невозможна, но тогда о чем говорить с Латвией? Обсуждать историю времен Ивана Грозного можно и не на таком высоком уровне. — А насколько мы вообще заинтересованы в помощи прибалтийских государств, той же Литвы, через территорию которой Белоруссия транспортирует свои грузы? — С учетом возрастания количества грузов, в том числе из Китая и Индии, нам нужно больше опираться на российские порты, а роль Клайпеды, Риги, Таллина сводить к минимуму. В Калининграде мы услышали от президента Путина достаточно прагматичный наказ по обустройству транспортной инфраструктуры северо-запада. И надо отметить, что это обустройство идет уже не один год. Например, за последние 17 лет в Ленинградской области построен универсальный порт Усть-Луга, с новой силой заработали порты в Приморске и Выборге, недавно в области объявили о строительстве терминала по сжиженному газу в Высоцке. В Петербурге реконструирован многофункциональный порт с терминалами в Бронке и Кронштадте. Путин совершенно правильно заметил, что нам надо работать на своей территории, загружать свои мощности, давать работу своим гражданам и совершенствовать свою инфраструктуру, а не инфраструктуру стран НАТО. А с Белоруссией, с которой мы находимся в союзном государстве, нам необходимо провести масштабные переговоры по вопросу транзита грузов и найти приемлемое решение. Калининград — немного отдельная тема. Это российский эксклав, куда можно попасть только морем, значит из материковой России в этот регион должна быть налажена круглогодичная и рентабельная паромная переправа, по которой могли бы перемещаться и пассажиры, и грузы, включая военные. Ведь те же литовские власти могут запросить за такое перемещение по суше слишком большую цену. К счастью, президент поставил этот вопрос так, что нашим чиновникам придется его решать и налаживать комплекс транспортно-логистической инфраструктуры, объединяющей весь северо-запад России. Беседовал Егор Зубцов


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика