Изъятие детей: отчуждение семьи от общества - «ДНР и ЛНР» » «Новости Дня»

✔ Изъятие детей: отчуждение семьи от общества - «ДНР и ЛНР»


Изъятие детей: отчуждение семьи от общества - «ДНР и ЛНР»

Изъятие детей из семьи – не такое уж редкое явление в наши дни. Распространённая в Европе практика становится частой и в России, являя собой обострение противоречий между декларируемыми в обществе ценностями и реальным положением дел.

Роль семьи признаётся сегодня ведущей в воспитании детей. При этом многие семьи не справляются с этой задачей или справляются плохо. И государство считает возможным забирать из таких семей детей и помещать их в детские дома или передавать в другие семьи. Проблема возникает тогда, когда родители не согласны, полагая, что выполняют родительские обязанности в меру возможностей и имеют право воспитывать своих детей по своему усмотрению. Родители не согласны в большинстве случаев изъятия детей, и это раскрывает несовпадение представлений семьи и органов опеки о том, что для детей хорошо, а что плохо.

Не секрет, что детей в основном изымают из так называемых неблагополучных семей, где ребёнку не обеспечиваются или недостаточно обеспечиваются элементарные условия жизни. Причины этого могут быт разные, но одна из них лежит на поверхности: минимальный размер оплаты труда в России составляет 7800 рублей, и по признанию вице-премьера О. Голодец, зарплату на уровне МРОТ получают около 5 млн. работающих в России. При этом чертой бедности считается доход в 9956 рублей на душу населения. Плюс 4 млн. безработных (максимальный размер пособия по безработице составляет 4900 рублей, минимальный – 850 рублей). Явление, которое Голодец назвала «уникальным» — работающие бедные, никак не способствует улучшению условий жизни семей с детьми. Изъять в таком случае ребёнка государству конечно легче, чем обеспечить занятость и достойную оплату труда.

Однако известно, что материальное благополучие семьи не гарантирует безопасность для жизни и здоровья детей, а также адекватное общественным установкам воспитание. Сообщения о случаях самоубийств среди детей или жестокости и агрессии со стороны детей и других их антиобщественных поступках часто сопровождаются информацией о том, что эти дети росли в благополучных семьях.

В любом случае происходит столкновение общественного и семейного, не приносящее пользу ни тому, ни другому, вызывающее бурные дискуссии, призванные найти пути регулирования общественно-семейных отношений: вносятся бесконечные поправки в семейное законодательство, Церковь спешит осудить и зовёт каяться в храмы.

Взаимодействия семьи и общества в воспитании детей нет, в конечном счёте общество всё больше требует и контролирует, а семьи вынуждены своими силами подстраиваются, какие-то делают это более успешно, какие-то — менее.

И в этих условиях существует ещё одно явление – стремление некоторых родителей если не изъять из общества своих детей, то в значительной мере ограничить влияние этого общества. И такое могут позволить себе как раз благополучные семьи, к которым претензий со стороны общества нет, но есть обратные претензии у родителей.

Чаще всего такие родители не доверяют детским образовательным учреждениям – детским садам и школам. И если дошкольное воспитание и образование в семье всегда считалось нормой, то лишение ребёнка школьного опыта было исключительным случаем. Сегодня это не исключение, а предоставленная законом возможность, которой некоторые родители охотно пользуются. Не у всех получается организовать семейное обучение, т.к. дело это нелёгкое, но желание такое есть, и многих родителей останавливает лишь опасение, что они не справятся.

Что же не устраивает родителей в системе школьного образования? Прежде всего, это учебные нагрузки, которые так и остаются лишь нагрузками, т.е. тем грузом, который детям приходится тащить, зачастую вместе с родителями, без большой пользы для интеллектуального развития. Многие родители жалуются, что школа только задаёт и контролирует. Детям приходится и осваивать, и закреплять учебный материал самостоятельно, и при этом они должны непременно 6-8 уроков отсидеть в школе. Пропущенная контрольная грозит «неудами», снижением баллов и места в рейтинге класса или школы, что психологически давит на школьников.

Школьная обстановка также беспокоит родителей. Взаимоотношения между детьми, которые иногда бывают весьма жёсткими, это одна сторона. Другая сторона – взаимоотношения с учителями. Если кто не знает, сегодня учителю совсем не обязательно быть старшим наставником, воспитателем и учителем с большой буквы. Сегодня учитель это главным образом преподаватель своего предмета. И если у него не заладились отношения с аудиторией, то, пусть возраст этой аудитории 11-13 лет, виновата, как правило, аудитория. Тогда расстроенный преподаватель обращается к штатному психологу, который начинает воспитывать в аудитории уважение к преподавателю – «человеку с высшим образованием, который приходит в школу работать, а ему мешают».

Семья – вот среда, которая воспитывает: так убеждают родителей, а школа даёт знания. Но и школа воспитывает, и иногда школьное воспитание приводит родителей, мягко говоря, в недоумение. Так, недавно в одной из московских школ старшеклассники на школьном конкурсе художественной самодеятельности выступили с музыкальным номером… «танец элитных проституток». Это информация не из Интернета – автор этих строк лично видела запись этого номера, которая была сделана человеком, присутствовавшем на том концерте. Идея номера принадлежала классному руководителю, которая является большой поклонницей сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — оттуда сцена танцующих под «Тум-балалайку» проституток и наблюдающих за ними бандитов перекочевала на школьную сцену. Класс занял в конкурсе первое место и, как отметили участники, всем понравилось. Не понравилось некоторым родителям. Скандала не было, но недоумение осталось. Впрочем, для коллективного представления старшеклассникам сегодня трудно предложить что-то интересное – «хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» им вряд ли подойдёт, «Яростный стройотряд» или «Гимн демократической молодёжи» — тем более. Современная попса не лучше, а то и хуже «Тум-балалайки». Ну а тема разврата и бандитизма из актуальных сегодня. Другое дело – зачем художественными средствами и силами детей моделировать это. Вероятно, с какими-то воспитательными целями или просто чтобы дети получили удовольствие от творчества. Надо сказать, наибольшее удовольствие получили от участия в номере мальчики, изображавшие бандитов. Во всяком случае, изображали они удовольствие, требуемое по сюжету, хорошо.

Наверное, найдётся немало родителей, которые были бы не в восторге от такого воспитательного мероприятия. Детское художественное творчество это хорошо, но если такое, то лучше не надо никакого вовсе. И подобное также является мотивом для взрослых «изымать» своих детей из образовательных учреждений и переводить их на исключительно семейное воспитание и обучение.

Семья или школа – решает государство или родители, исходя из своих представлений, которые зачастую противоречат друг другу. А дети хотят быть в семье и посещать школу, потому что им нужно и внимание родителей, и общество сверстников, да и посторонних взрослых людей тоже. И дети в этом смысле представляют собой ту единственную социальную группу, которая самыми своими естественными желаниями противостоит отчуждению семьи от общества и более всего страдает от этого отчуждения. И если дети – наше будущее, то каждое новое поколение детей пока ещё может служить нам ориентиром для социального развития.

Татьяна Васильева

Изъятие детей из семьи – не такое уж редкое явление в наши дни. Распространённая в Европе практика становится частой и в России, являя собой обострение противоречий между декларируемыми в обществе ценностями и реальным положением дел. Роль семьи признаётся сегодня ведущей в воспитании детей. При этом многие семьи не справляются с этой задачей или справляются плохо. И государство считает возможным забирать из таких семей детей и помещать их в детские дома или передавать в другие семьи. Проблема возникает тогда, когда родители не согласны, полагая, что выполняют родительские обязанности в меру возможностей и имеют право воспитывать своих детей по своему усмотрению. Родители не согласны в большинстве случаев изъятия детей, и это раскрывает несовпадение представлений семьи и органов опеки о том, что для детей хорошо, а что плохо. Не секрет, что детей в основном изымают из так называемых неблагополучных семей, где ребёнку не обеспечиваются или недостаточно обеспечиваются элементарные условия жизни. Причины этого могут быт разные, но одна из них лежит на поверхности: минимальный размер оплаты труда в России составляет 7800 рублей, и по признанию вице-премьера О. Голодец, зарплату на уровне МРОТ получают около 5 млн. работающих в России. При этом чертой бедности считается доход в 9956 рублей на душу населения. Плюс 4 млн. безработных (максимальный размер пособия по безработице составляет 4900 рублей, минимальный – 850 рублей). Явление, которое Голодец назвала «уникальным» — работающие бедные, никак не способствует улучшению условий жизни семей с детьми. Изъять в таком случае ребёнка государству конечно легче, чем обеспечить занятость и достойную оплату труда. Однако известно, что материальное благополучие семьи не гарантирует безопасность для жизни и здоровья детей, а также адекватное общественным установкам воспитание. Сообщения о случаях самоубийств среди детей или жестокости и агрессии со стороны детей и других их антиобщественных поступках часто сопровождаются информацией о том, что эти дети росли в благополучных семьях. В любом случае происходит столкновение общественного и семейного, не приносящее пользу ни тому, ни другому, вызывающее бурные дискуссии, призванные найти пути регулирования общественно-семейных отношений: вносятся бесконечные поправки в семейное законодательство, Церковь спешит осудить и зовёт каяться в храмы. Взаимодействия семьи и общества в воспитании детей нет, в конечном счёте общество всё больше требует и контролирует, а семьи вынуждены своими силами подстраиваются, какие-то делают это более успешно, какие-то — менее. И в этих условиях существует ещё одно явление – стремление некоторых родителей если не изъять из общества своих детей, то в значительной мере ограничить влияние этого общества. И такое могут позволить себе как раз благополучные семьи, к которым претензий со стороны общества нет, но есть обратные претензии у родителей. Чаще всего такие родители не доверяют детским образовательным учреждениям – детским садам и школам. И если дошкольное воспитание и образование в семье всегда считалось нормой, то лишение ребёнка школьного опыта было исключительным случаем. Сегодня это не исключение, а предоставленная законом возможность, которой некоторые родители охотно пользуются. Не у всех получается организовать семейное обучение, т.к. дело это нелёгкое, но желание такое есть, и многих родителей останавливает лишь опасение, что они не справятся. Что же не устраивает родителей в системе школьного образования? Прежде всего, это учебные нагрузки, которые так и остаются лишь нагрузками, т.е. тем грузом, который детям приходится тащить, зачастую вместе с родителями, без большой пользы для интеллектуального развития. Многие родители жалуются, что школа только задаёт и контролирует. Детям приходится и осваивать, и закреплять учебный материал самостоятельно, и при этом они должны непременно 6-8 уроков отсидеть в школе. Пропущенная контрольная грозит «неудами», снижением баллов и места в рейтинге класса или школы, что психологически давит на школьников. Школьная обстановка также беспокоит родителей. Взаимоотношения между детьми, которые иногда бывают весьма жёсткими, это одна сторона. Другая сторона – взаимоотношения с учителями. Если кто не знает, сегодня учителю совсем не обязательно быть старшим наставником, воспитателем и учителем с большой буквы. Сегодня учитель это главным образом преподаватель своего предмета. И если у него не заладились отношения с аудиторией, то, пусть возраст этой аудитории 11-13 лет, виновата, как правило, аудитория. Тогда расстроенный преподаватель обращается к штатному психологу, который начинает воспитывать в аудитории уважение к преподавателю – «человеку с высшим образованием, который приходит в школу работать, а ему мешают». Семья – вот среда, которая воспитывает: так убеждают родителей, а школа даёт знания. Но и школа воспитывает, и иногда школьное воспитание приводит родителей, мягко говоря, в недоумение. Так, недавно в одной из московских школ старшеклассники на школьном конкурсе художественной самодеятельности выступили с музыкальным номером… «танец элитных проституток». Это информация не из Интернета – автор этих строк лично видела запись этого номера, которая была сделана человеком, присутствовавшем на том концерте. Идея номера принадлежала классному руководителю, которая является большой поклонницей сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — оттуда сцена танцующих под «Тум-балалайку» проституток и наблюдающих за ними бандитов перекочевала на школьную сцену. Класс занял в конкурсе первое место и, как отметили участники, всем понравилось. Не понравилось некоторым родителям. Скандала не было, но недоумение осталось. Впрочем, для коллективного представления старшеклассникам сегодня трудно предложить что-то интересное – «хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» им вряд ли подойдёт, «Яростный стройотряд» или «Гимн демократической молодёжи» — тем более. Современная попса не лучше, а то и хуже «Тум-балалайки». Ну а тема разврата и бандитизма из актуальных сегодня. Другое дело – зачем художественными средствами и силами детей моделировать это. Вероятно, с какими-то воспитательными целями или просто чтобы дети получили удовольствие от творчества. Надо сказать, наибольшее удовольствие получили от участия в номере мальчики, изображавшие бандитов. Во всяком случае, изображали они удовольствие, требуемое по сюжету, хорошо. Наверное, найдётся немало родителей, которые были бы не в восторге от такого воспитательного мероприятия. Детское художественное творчество это хорошо, но если такое, то лучше не надо никакого вовсе. И подобное также является мотивом для взрослых «изымать» своих детей из образовательных учреждений и переводить их на исключительно семейное воспитание и обучение. Семья или школа – решает государство или родители, исходя из своих представлений, которые зачастую противоречат друг другу. А дети хотят быть в семье и посещать школу, потому что им нужно и внимание родителей, и общество сверстников, да и посторонних взрослых людей тоже. И дети в этом смысле представляют собой ту единственную социальную группу, которая самыми своими естественными желаниями противостоит отчуждению семьи от общества и более всего страдает от этого отчуждения. И если дети – наше будущее, то каждое новое поколение детей пока ещё может служить нам ориентиром для социального развития. Татьяна Васильева


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика