К итогам Мюнхенской конференции: придут ли миротворцы ООН на Донбасс? - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ К итогам Мюнхенской конференции: придут ли миротворцы ООН на Донбасс? - «Аналитика»


На фоне Мюнхенской конференции по безопасности политики и СМИ активно обсуждают возможный ввод миротворческой миссии ООН на Донбасс. Данная идея в том или ином виде поддерживается и Москвой, и Киевом, и Берлином, и Парижем, и Вашингтоном, правда, на пути ее реализации имеется множество подводных камней. Но обо всем по порядку.
Накануне Мюнхенской конференции фонд Rasmussen Global, возглавляемый экс-генсеком НАТО и нынешним советником Петра Порошенко Андерсом Фог Расмуссеном, опубликовал доклад о том, какой бы могла быть миротворческая миссия ООН на Донбассе. Предполагается, что ее численность должна достигать до 30 тыс. человек (в т.ч. 5 тыс. для контроля участка украинско-российской границы, 4 тыс. — полицейский контингент) из стран, не являющимися членами НАТО и одновременно приемлемых как для Украины, так и для России, — Белоруссии, Казахстана, Монголии, Швеции, Австрии, Финляндии, латиноамериканских государств. Миротворческая миссия должна стать механизмом принуждения к выполнению Минских соглашений. При этом первый пункт Минских соглашений — прекращение огня — должен быть выполнен до начала развертывания миссии. Проведение местных выборов, предоставление Донбассу особого статуса и амнистия могут быть выполнены только после полного развертывания миротворческой миссии. Развертывание миссии предполагается в несколько этапов: обеспечение необходимых правовых и военно-политических условий (до двух месяцев), продвижение и установление контроля над границей (от двух месяцев) и начало подготовки инфраструктуры для проведения местных выборов (до шести месяцев). В рамках миссии на местах должны быть развернуты гуманитарные учреждения, группы юристов, экспертов в области государственного управления, посредников для работы с местными общинами по постконфликтному восстановлению и реинтеграции Донбасса в украинские государственные структуры.
Гладко данный план выглядит лишь на бумаге. Прежде всего, миротворческие миссии ООН вряд ли можно назвать эффективным инструментом для урегулирования серьезных конфликтов. С 1948 года была проведена 71 операция, 15 из которых длятся по сей день. Ярчайшие примеры — миссия по контролю за выполнением перемирия со времен первой арабо-израильской войны (70 лет, юбилей в текущем году) и миссия по урегулированию Кашмирского конфликта, длящегося со времен первой индо-пакистанской войны (70-летний юбилей будет в следующем году). Конечно, среди 71 операции можно найти относительно успешные миссии вроде кипрской (тянется с 1964 года), но на ум чаще приходят операции, связанные с Дарфурским конфликтом, конфликтами с Южном Кордофане (Судан), Кот-д'Ивуаре, Либерии, Конго, Мали, Афганистане, Косово, Боснии и Герцеговине, Сирии, Израиле, Ливане и других странах. В данных странах и регионах миротворческие миссии не достигли первоначально заявленных целей, а конфликты по большей части продолжают пребывать в замороженном состоянии.
Понятно, что необходимо прекратить гибель людей на Донбассе, но, как показывает практика, даже внушительных размеров контингенты ООН не в состоянии стопроцентно предотвратить боестолкновения в горячих точках, особенно если одна из сторон конфликта постоянно декларирует в качестве своей цели силовой вариант его решения. Хрестоматийным примером является боснийская Сребреница, когда бездействие нидерландских миротворцев привело к печально известной трагедии. Вина, пускай и частичная, правительства Нидерландов была признана в июне 2017 года Апелляционным судом в Гааге — суд обязал выплатить компенсации родственникам 300 жертв.
Вместе с тем, размещение международного контингента грозит интернационализацией конфликта. Против миротворцев возможны вооруженные провокации (притом непонятен мандат миротворцев, будут ли они обладать правом атаковать комбатантов, нарушающих перемирие), миротворцы, с высокой долей вероятности, будут подрываться на минах (по оценкам военных экспертов, на разминирование региона может уйти с десяток лет). Гибель миротворцев в свою очередь будет бить по рейтингам политиков соответствующих стран, потому совершенно не факт, что условно нейтральные европейские государства (Австрия, Швеция, Финляндия и т. д.) дадут согласие на отправку своих военнослужащих на Донбасс, если дойдет-таки до стадии практической реализации этой идеи.
Кроме того, текущая военная граница конфликта не отражает политических границ этого конфликта. Очевидно, что жители Донецка и жители подконтрольного Киеву Мариуполя в большинстве своем смотрят на причины и виновников этого конфликта одинаково. Представляется, что ввод миротворцев автоматически берет треть Донбасса и противопоставляет ее другим двум третям Донбасса, замораживая границы военного конфликта на долгий период времени.
Лишним же подтверждением тезиса о несовпадении политических и военных границ конфликта является последний погром «активистами» здания Российского центра науки и культуры («Россотрудничества») в Киеве. В сущности, решение конфликта находится в Киеве, а не где-то в степях Донбасса.
Отсюда логично вытекает следующий аспект. Западные социологические исследования показывают, что степень поддержки украинских политиков среди населения практически равна уровню статистической погрешности. В таком случае возникает резонный вопрос: а с кем сейчас в Киеве говорить о миротворцах? С людьми, чья легитимность стремится к исчезающе малой величине? Или с людьми, которые не в состоянии обеспечить необходимое голосование в Верховной Раде по законам, направленными на имплементацию Минских соглашений? Не лучше ли начинать предметный диалог по урегулированию украинского кризиса в целом, не втягиваясь в рискованную и дорогостоящую миротворческую операцию (кстати, кто ее будет оплачивать — тоже большой вопрос), уже с новой властью, которая может прийти в 2019 году по итогам плановых президентских и парламентских выборов?
А может и не прийти, ведь до сих пор на Украине так и не кристаллизировалась оппозиционная сила, способная консолидировать вокруг себя хотя бы 25–30% электората. Таким образом, реализация заявленной цели размещения миротворцев — обеспечение проведения выборов на территориях ЛДНР в рамках Минских соглашений — рискует вновь быть отложенной в долгий ящик, поскольку изменения в политической системе Украины будут сугубо косметическими.
В рамках нынешней политической системы сложился устойчивый консенсус относительно нежелательности реализации Минских соглашений. Вся украинская элита стремится к возврату системы власти и хозяйственных отношений, существовавшей на Донбассе до 2014 года. Заменить ее, элиту, в полном составе возможным не представляется, потому к политической части «Минска-2» за три года Киев так и не приступил. Притом политическая часть была согласована между Германией, Францией, Россией и оформлена как «формула Штайнмайера» (экс-министра иностранных дел ФРГ и нынешнего президента ФРГ). Фактически «формула Штайнмайера» — «экспортное» название предложений Виктора Медведчука, спецпредставителя Украины по вопросам гуманитарного характера в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) в Минске, которые сводятся к принятию Радой позволяющих реинтегрировать Донбасс законопроектов: об амнистии участников конфликта на Донбассе, конституционные изменения в части децентрализации, о проведении выборов в ЛДНР, об особом порядке местного самоуправления в ЛДНР.
В канун трехлетия подписания «Минска-2» пресс-секретарь МИД Украины Марьяна Беца заявила, что «РФ за три года не выполнила ни одного пункта Минских соглашений», хотя в тексте договоренностей Россия и вовсе не упоминается. Сколько при этом пунктов выполнила киевская власть, Беца решила не упоминать. Ясно, что нисколько — максимум, прекращена активная фаза боевых действий, что, впрочем, не дает возможность говорить о достижении устойчивого перемирия. Единственный пункт, который выполняется — это пункт № 6, предписывающий освобождение пленных и незаконно удерживаемых лиц, но роль официального Киева в этом минимальна. За обмен пленными с 2014 года отвечает упоминавшийся выше Медведчук, чьи прямые переговоры с руководством РФ и верхушкой ЛДНР стали залогом состоявшегося в декабре 2017 года обмена в формате «233 на 74». Находящийся в оппозиции к официальному Киеву Медведчук выступил гарантом того, что Порошенко и самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР выполнят взятые обязательства и проведут-таки обмен пленными.
Представляется, что к выполнению политической части «Минска-2» Киев сможет приступить не раньше 2020 года, когда начнет функционировать новый состав парламента. А идея ввода миротворцев до того времени едва ли продвинется дальше разговоров, упираясь в том числе в многочисленные юридические формулировки, против которых будут возражать одновременно и Киев, и Москва.
Алексей Нечаев, политтехнолог, Киев
Денис Гаевский, политический аналитик, экономист, Киев
Дезинтеграция Украины
К итогам Мюнхенской конференции: придут ли миротворцы ООН на Донбасс? - «Аналитика»

20.02 Президент Порошенко подписал закон «о реинтеграции Донбасса»
19.02 «Перегоняя Кот-д'Ивуар», и другие особенности украинского экспорта
18.02 Дважды преданные, дважды предавшие: как вернуть Русскую Украину?
17.02 «До свидания, Польша»: как Бандера убивает «евроинтеграцию» Украины
15.02 Арест мэра Одессы: атака Порошенко или американская зачистка?
Все новости сюжета

На фоне Мюнхенской конференции по безопасности политики и СМИ активно обсуждают возможный ввод миротворческой миссии ООН на Донбасс. Данная идея в том или ином виде поддерживается и Москвой, и Киевом, и Берлином, и Парижем, и Вашингтоном, правда, на пути ее реализации имеется множество подводных камней. Но обо всем по порядку. Накануне Мюнхенской конференции фонд Rasmussen Global, возглавляемый экс-генсеком НАТО и нынешним советником Петра Порошенко Андерсом Фог Расмуссеном, опубликовал доклад о том, какой бы могла быть миротворческая миссия ООН на Донбассе. Предполагается, что ее численность должна достигать до 30 тыс. человек (в т.ч. 5 тыс. для контроля участка украинско-российской границы, 4 тыс. — полицейский контингент) из стран, не являющимися членами НАТО и одновременно приемлемых как для Украины, так и для России, — Белоруссии, Казахстана, Монголии, Швеции, Австрии, Финляндии, латиноамериканских государств. Миротворческая миссия должна стать механизмом принуждения к выполнению Минских соглашений. При этом первый пункт Минских соглашений — прекращение огня — должен быть выполнен до начала развертывания миссии. Проведение местных выборов, предоставление Донбассу особого статуса и амнистия могут быть выполнены только после полного развертывания миротворческой миссии. Развертывание миссии предполагается в несколько этапов: обеспечение необходимых правовых и военно-политических условий (до двух месяцев), продвижение и установление контроля над границей (от двух месяцев) и начало подготовки инфраструктуры для проведения местных выборов (до шести месяцев). В рамках миссии на местах должны быть развернуты гуманитарные учреждения, группы юристов, экспертов в области государственного управления, посредников для работы с местными общинами по постконфликтному восстановлению и реинтеграции Донбасса в украинские государственные структуры. Гладко данный план выглядит лишь на бумаге. Прежде всего, миротворческие миссии ООН вряд ли можно назвать эффективным инструментом для урегулирования серьезных конфликтов. С 1948 года была проведена 71 операция, 15 из которых длятся по сей день. Ярчайшие примеры — миссия по контролю за выполнением перемирия со времен первой арабо-израильской войны (70 лет, юбилей в текущем году) и миссия по урегулированию Кашмирского конфликта, длящегося со времен первой индо-пакистанской войны (70-летний юбилей будет в следующем году). Конечно, среди 71 операции можно найти относительно успешные миссии вроде кипрской (тянется с 1964 года), но на ум чаще приходят операции, связанные с Дарфурским конфликтом, конфликтами с Южном Кордофане (Судан), Кот-д'Ивуаре, Либерии, Конго, Мали, Афганистане, Косово, Боснии и Герцеговине, Сирии, Израиле, Ливане и других странах. В данных странах и регионах миротворческие миссии не достигли первоначально заявленных целей, а конфликты по большей части продолжают пребывать в замороженном состоянии. Понятно, что необходимо прекратить гибель людей на Донбассе, но, как показывает практика, даже внушительных размеров контингенты ООН не в состоянии стопроцентно предотвратить боестолкновения в горячих точках, особенно если одна из сторон конфликта постоянно декларирует в качестве своей цели силовой вариант его решения. Хрестоматийным примером является боснийская Сребреница, когда бездействие нидерландских миротворцев привело к печально известной трагедии. Вина, пускай и частичная, правительства Нидерландов была признана в июне 2017 года Апелляционным судом в Гааге — суд обязал выплатить компенсации родственникам 300 жертв. Вместе с тем, размещение международного контингента грозит интернационализацией конфликта. Против миротворцев возможны вооруженные провокации (притом непонятен мандат миротворцев, будут ли они обладать правом атаковать комбатантов, нарушающих перемирие), миротворцы, с высокой долей вероятности, будут подрываться на минах (по оценкам военных экспертов, на разминирование региона может уйти с десяток лет). Гибель миротворцев в свою очередь будет бить по рейтингам политиков соответствующих стран, потому совершенно не факт, что условно нейтральные европейские государства (Австрия, Швеция, Финляндия и т. д.) дадут согласие на отправку своих военнослужащих на Донбасс, если дойдет-таки до стадии практической реализации этой идеи. Кроме того, текущая военная граница конфликта не отражает политических границ этого конфликта. Очевидно, что жители Донецка и жители подконтрольного Киеву Мариуполя в большинстве своем смотрят на причины и виновников этого конфликта одинаково. Представляется, что ввод миротворцев автоматически берет треть Донбасса и противопоставляет ее другим двум третям Донбасса, замораживая границы военного конфликта на долгий период времени. Лишним же подтверждением тезиса о несовпадении политических и военных границ конфликта является последний погром «активистами» здания Российского центра науки и культуры («Россотрудничества») в Киеве. В сущности, решение конфликта находится в Киеве, а не где-то в степях Донбасса. Отсюда логично вытекает следующий аспект. Западные социологические исследования показывают, что степень поддержки украинских политиков среди населения практически равна уровню статистической погрешности. В таком случае возникает резонный вопрос: а с кем сейчас в Киеве говорить о миротворцах? С людьми, чья легитимность стремится к исчезающе малой величине? Или с людьми, которые не в состоянии обеспечить необходимое голосование в Верховной Раде по законам, направленными на имплементацию Минских соглашений? Не лучше ли начинать предметный диалог по урегулированию украинского кризиса в целом, не втягиваясь в рискованную и дорогостоящую миротворческую операцию (кстати, кто ее будет оплачивать — тоже большой вопрос), уже с новой властью, которая может прийти в 2019 году по итогам плановых президентских и парламентских выборов? А может и не прийти, ведь до сих пор на Украине так и не кристаллизировалась оппозиционная сила, способная консолидировать вокруг себя хотя бы 25–30% электората. Таким образом, реализация заявленной цели размещения миротворцев — обеспечение проведения выборов на территориях ЛДНР в рамках Минских соглашений — рискует вновь быть отложенной в долгий ящик, поскольку изменения в политической системе Украины будут сугубо косметическими. В рамках нынешней политической системы сложился устойчивый консенсус относительно нежелательности реализации Минских соглашений. Вся украинская элита стремится к возврату системы власти и хозяйственных отношений, существовавшей на Донбассе до 2014 года. Заменить ее, элиту, в полном составе возможным не представляется, потому к политической части «Минска-2» за три года Киев так и не приступил. Притом политическая часть была согласована между Германией, Францией, Россией и оформлена как «формула Штайнмайера» (экс-министра иностранных дел ФРГ и нынешнего президента ФРГ). Фактически «формула Штайнмайера» — «экспортное» название предложений Виктора Медведчука, спецпредставителя Украины по вопросам гуманитарного характера в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) в Минске, которые сводятся к принятию Радой позволяющих реинтегрировать Донбасс законопроектов: об амнистии участников конфликта на Донбассе, конституционные изменения в части децентрализации, о проведении выборов в ЛДНР, об особом порядке местного самоуправления в ЛДНР. В канун трехлетия подписания «Минска-2» пресс-секретарь МИД Украины Марьяна Беца заявила, что «РФ за три года не выполнила ни одного пункта Минских соглашений», хотя в тексте договоренностей Россия и вовсе не упоминается. Сколько при этом пунктов выполнила киевская власть, Беца решила не упоминать. Ясно, что нисколько — максимум, прекращена активная фаза боевых действий, что, впрочем, не дает возможность говорить о достижении устойчивого перемирия. Единственный пункт, который выполняется — это пункт № 6, предписывающий освобождение пленных и незаконно удерживаемых лиц, но роль официального Киева в этом минимальна. За обмен пленными с 2014 года отвечает упоминавшийся выше Медведчук, чьи прямые переговоры с руководством РФ и верхушкой ЛДНР стали залогом состоявшегося в декабре 2017 года обмена в формате «233 на 74». Находящийся в оппозиции к официальному Киеву Медведчук выступил гарантом того, что Порошенко и самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР выполнят взятые обязательства и проведут-таки обмен пленными. Представляется, что к выполнению политической части «Минска-2» Киев сможет приступить не раньше 2020 года, когда начнет функционировать новый состав парламента. А идея ввода миротворцев до того времени едва ли продвинется дальше разговоров, упираясь в том числе в многочисленные юридические формулировки, против которых будут возражать одновременно и Киев, и Москва. Алексей Нечаев, политтехнолог, Киев Денис Гаевский, политический аналитик, экономист, Киев Дезинтеграция Украины 20.02 Президент Порошенко подписал закон «о реинтеграции Донбасса» 19.02 «Перегоняя Кот-д'Ивуар», и другие особенности украинского экспорта 18.02 Дважды преданные, дважды предавшие: как вернуть Русскую Украину? 17.02 «До свидания, Польша»: как Бандера убивает «евроинтеграцию» Украины 15.02 Арест мэра Одессы: атака Порошенко или американская зачистка? Все новости сюжета


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика